Последние лет семь все тексты про игру Duke Nukem Forever можно смело начинать с фразы: "Вы будете смеяться...". "Вы будете смеяться, но релиз DNF снова отложили", "Вы будете смеяться, но разработчики DNF снова сменили движок", "Вы будете смеяться, но DNF не выйдет до 2008 года", "Вы будете смеяться, но студию-разработчика DNF закрыли". И на этот раз, вы будете смеяться, кажется, что игра все-таки увидит свет. Потому что ее, в рабочем виде и во всей шовинистско-старомодной красе, показали журналистам со всего мира на презентации в Лас-Вегасе.
Демонстрировать результаты 14 лет творческих мук и страданий новые разработчики Duke Nukem Forever из студии Gearbox решили в стрип-клубе "Titty City" - переименованном в честь присутствующего в игре заведения кабаке, название которого на русский язык можно вольно перевести как "Сиськоград" (издателю в России на заметку - название дарим). В клуб согнали около полусотни журналистов из разных стран (одно из мест досталось и нам), выдали в руки геймпады и пообещали полтора-два часа Игры, Которую Ждали.
Ощущение от первого запуска Duke Nukem Forever чем-то сродни первому прослушиванию альбома Chinese Democracy и осознанию того факта, что Дед Мороз не существует. Ты ожидаешь, что тебя просто сдует с кресла от великолепия и совершенства, но затем приходит отрезвление и ты понимаешь, что перед тобой всего лишь игра. Игра, которая стала символом Vaporware - программ и развлекательных продуктов, о которых все слышали, но никто никогда не видел и вряд ли увидит вообще. Игра, про которую было принято шутить: "Надеюсь, внуки доживут". Но теперь шутить про Duke Nukem Forever по-старому уже не получится: белобрысый качок все-таки вернулся. За годы он растерял былую популярность и заметно постарел, но, кажется, еще в состоянии как следует пнуть жанр шутеров от первого лица, погрязший в историях про войну русских с американцами да космических эпопеях про инопланетян.
На презентации DNF журналистам продемонстрировали полдюжины уровней - по всей видимости, с них и будет начинаться полная версия игры. Дюк играет в игру про самого себя - а геймеры в этой роли попадают на переработанный финальный уровень третьего эпизода оригинальной Duke Nukem 3D и вступают в схватку с боссом на стадионе. Человека, игравшего в DN3D в возрасте 10-15 лет, такое начало заставит поверить в то, что перед ним самый лучший шутер во вселенной. И хотя в дальнейшем игра по-всякому пытается геймера в этом разубедить, ощущение какого-то волшебства, возвращения на 15 лет назад никуда не девается.
С первых минут игрока пытаются удивить ровно тем же самым, чем в свое время Duke Nukem 3D завоевал любовь миллионов. Тут и сортирно-казарменный юмор, и гротескный шовинизм, которым проникнута вся игра, и коронные фразочки Дюка, растасканные на цитаты, и впечатляющая разрушаемость игрового мира. Нарисуй трехбуквенное слово на доске, научись взаимодействовать с предметами интерьера на примере писсуара (писать можно хоть очередями - вот чего мы ждали 14 лет!), выслушай пару грубых шуток про инопланетян и женщин, а затем после непродолжительной битвы выбей ногой главному злодею глаз. Добро пожаловать в девяностые.
Благодаря тому, что Duke Nukem Forever - настоящий "олдскульный" шутер, игра избавлена от многих условностей, с которыми приходится считаться создателям современных проектов. В Duke Nukem Forever ничего не стоит уменьшить игрока до размера пластикового солдатика и заставить его путешествовать по уровням в радиоуправляемой машинке. Геймерам предстоит решать головоломки, от которых в эпоху "рельсовых" шутеров (которые, без сомнения, прекрасны сами по себе) все давно отвыкли. Например, двигать объекты, чтобы достать до нужной кнопки. Или управлять движениями статуи Дюка, чтобы забраться на нужный этаж, прыгая по монументу. Или долго искать кусок некоего аппарата, чтобы открыть нужную дверь.
Видов оружия игрок сможет носить, к сожалению, лишь два - но зато выбирать есть из чего. В демонстрационной версии были скорострельный и обыкновенный гранатометы, пистолет, пулемет и дробовик, а также две невнятных лазерных винтовки - пожалуй, самое неудачное пополнение в арсенале Дюка. Враги у нас все те же: мутировавшие свиньи-полицейские, ящерицы, летающие уроды и прочие твари, которых мы видели в 1996 году в виде спрайтов высотой в 64 пикселя.
Враги умирают довольно неохотно, чего нельзя сказать про Дюка. С другой стороны, и тут мы снова вспомним, какой на дворе год, здоровье пожирателя стероидов восстанавливается автоматически.
Несмотря на то, что игра, очевидно, переделывалась за последние полтора десятка лет много раз, а в итоге вообще досталась "сторонней" студии (у 3D Realms, сорвавшей все мыслимые сроки, проект отняли в пользу создателей Borderlands студии Gearbox), DNF удалось сохранить атмосферу "шутеров, которые больше не делают". Атмосферу, большинству из нас запомнившуюся по цветастым коробкам "150 игр на одном диске", кривому пиратскому переводу, мучениям со звуковыми картами , плоским врагам, бессонным ночам и проблемам в школе/институте. Duke Nukem Forever умудряется оставаться именно развлекаловкой, эдакими "Неудержимыми" от мира видеоигр. Проект не обременяет игрока лишними рассуждениями о бренности бытия, судьбах мира и территориальной целостности США. Лирического героя Duke Nukem Forever заставляет идти вперед лишь желание отомстить за похищение любовниц, да разгром собственного гостиничного комплекса и казино. Ни тебе высочайшей цели, ни тебе голливудской драматургии.
Начальные уровни игры дают понять, что DNF будет следовать канонам, заложенным в первой части. Вот вам перестрелка в казино, вот бой на съемочной площадке ток-шоу, вот столкновение со свиньями-мутантами посреди похожей на пещеру Бэтмена штаб-квартиры Дюка. Видимо, и без путешествий в космос не обойдется - но это пока домыслы. DNF постоянно напоминает игроку как про DN3D, так и про то, какие игры пришли на смену старым героям: то в туалете музыка из DN3D заиграет, то Дюк как бы невзначай отпустит матерную шутку про Gears of War или Halo. Объективно оценить проект на данной стадии не получается: уж больно умело Duke Nukem Forever играет на ностальгических чувствах, из-за чего радость от того, что игра все-таки выходит, порой неоправданно велика.
Отрезвляет прежде всего внешний вид шутера - графика устарела на пару-тройку лет. Понятно, что журналистам показывали совсем не финальную версию, но предпосылок к тому, что DNF возьмет и преобразится за ближайшие месяцы (тут мы делаем вид, что она выйдет к очередному заявленному сроку), не наблюдается. Кое-какие доработки хотелось бы увидеть и в игровой механике - многие "стволы" ведут себя не так, как ожидаешь, управление кажется не самым удачным, да и скорость передвижения Дюка человеку, до сих пор поигрывающему в старый добрый DN3D, покажется слишком медленной. Но все это частности, которые отходят на второй план после первых же боев с мутантами, отстреленных метким выстрелом из дробовика свиных голов, взорванных ящериц-мутантов да пары-тройки дюковских фразочек вроде "Balls of Fail" и "Power armor is for pussies!". Обсуждая с коллегой игру, я пожаловался на ее недостатки, на что получил резонный ответ: "В игре есть телки, дробовик, гранатометы, писсуары, кровища, взрывы и матерные шутки. Так чего тебе еще надо?" И действительно, от Дюка ничего больше и не требуется, именно этого все и ждали.
Несмотря на довольно слабую техническую реализацию и ряд других спорных моментов, DNF выглядит уникальным и многообещающим проектом ровно потому, что занимает нишу, пустующую уже долгие годы. Пока крупнейшие игровые издательства увлеченно выпускали пафосные шутеры про борьбу с инопланетянами, Вторую Мировую, а затем дружно переключились на современные военные конфликты, обычных "мясных" шутеров практически не стало. Они просто исчезли в бесконечном потоке Brothers in Arms, Medal of Honor, Call of Duty, Halo и Killzone. И вот, спустя годы, оказалось, что игр, в которых можно без особого погружения в драматичнейший сюжет просто побегать с дробовиком наперевес, попросту не осталось. Так что, как кощунственно это ни прозвучит, Duke Nukem Forever выходит как раз вовремя. Ну, если он - вы будете смеяться - все-таки выйдет в мае 2011 года.