17 февраля милиция устроила обыски в принадлежащей Елене Батуриной компании "Интеко" и в Банке Москвы по делу о 13-миллиардном кредите, выданном небольшой фирме, которая в разгар кризиса выкупила на эти деньги земли у супруги бывшего московского мэра. Приезжали следователи и домой к Батуриной, но никого там не нашли. Обыски прошли в рамках расследования уголовного дела, в котором пока нет ни подозреваемых, ни обвиняемых. Но анонимные источники информагентств уже вовсю грозят Батуриной заочными обвинениями, хотя уголовное дело пока расследуется в отношении "неустановленных лиц" из Банка Москвы.
Утром в четверг сотрудники Следственного комитета при МВД России в сопровождении бойцов ОМОНа провели обыски в Банке Москвы, АКБ "Русский земельный банк", ЗАО "Кузнецкий мост девелопмент", в "Интеко", а также по месту жительства руководителей Банка Москвы. "Интерфакс" утверждает, что следователи приезжали и на московскую квартиру Елены Батуриной. "Однако сотрудникам никто не открыл, поэтому им пришлось отказаться от своих планов", - сказал источник агентства. Обыски и выемки в "Интеко" продолжались до позднего вечера.
"В ходе расследования установлено, что неустановленные лица из числа сотрудников 'Банка Москвы' совместно с сотрудниками ЗАО 'Премьер Эстейт' (покупатель земли у Батуриной - прим. "Лента.ру") с целью завладения бюджетными денежными средствами совершили мошенничество путем получения кредита в размере около 13 миллиардов рублей", - говорится в сообщении Следственного комитета при МВД РФ. По данным ведомства, впоследствии денежные средства, полученные по данному кредиту, были перечислены на личный счет Батуриной.
Сделка, о которой идет речь, была проведена летом 2009 года. Тогда дочерние структуры "Интеко" продали "Премьер Эстейт" за 12,7 миллиарда рублей 58 гектаров земли на западе Москвы. Деньги на покупку "Премьер Эстейт", учрежденная ЗАО "Кузнецкий мост девелопмент" (уставный капитал составил 10 тысяч рублей), взяла в кредит у Банка Москвы. В залог по кредиту "Премьер Эстейт" заложила выкупленную у "Интеко" землю, а затем, как уверяли в Банке Москвы, заемщик исправно обслуживал кредит и даже досрочно погасил его часть. Предполагается, что "Премьер Эстейт" купила землю в интересах фонда Argo Capital Partners Fund Ltd (зарегистрирован на Каймановых островах).
Сама Батурина, продав землю, а также часть своих акций Сбербанка, "Роснефти" и "Газпрома", потратила вырученные 27 миллиардов рублей на погашение долгов "Интеко". Она поясняла, что ставки по кредитам "Интеко" выросли вдвое и обслуживать их для компании стало слишком дорого.
Проблемы у "Интеко" и Банка Москвы начались давно. Газета "Ведомости" пишет, что в декабре 2009 года депутат Госдумы Владимир Жириновский попросил УБЭП ГУВД Москвы проверить факты использования бюджетных средств для рефинансирования долгов "Интеко". Милиционеры тянули почти год, после чего 10 декабря 2010 года Главное следственное управление при ГУВД по Москве возбудило уголовное дело по статье 159 часть 4 (мошенничество, до 10 лет лишения свободы). Затем дело, в рамках которого и проводились обыски, было передано в СК при МВД.
Жириновского, а позднее и МВД, взволновал следующий факт. За три недели до выдачи кредита "Премьер Эстейт" Мосгордума одобрила решение мэрии о взносе в уставный капитал Банка Москвы 14,99 миллиарда рублей. Москва, как основной акционер банка, перечислила эти деньги в счет оплаты допэмиссии акций. Лидер ЛДПР уверен, что "реально деньги ушли к ней" (Батуриной, - прим. "Лента.ру"), но следствие пока лишь проверяет "версию об использовании бюджетных средств правительства города Москвы в процессе кредитования ЗАО 'Премьер Эстейт'".
По данным милиционеров, кредит Банка Москвы был получен "Премьер Эстейт" без намерений и реальной возможности исполнения обязательств по договору. Получение кредита было мошенническим, поскольку стоимость участка земли была завышена. "Батурина вышла из кризиса, ничего не потеряв; а деньги - государственные", - твердит Жириновский. Банк Москвы, со своей стороны, называет попавший под подозрение кредит обычной сделкой и считает обвинения беспочвенными.
Вторят банкирам и представители "Интеко". В частности, пресс-секретарь компании Геннадий Теребков заявил "Интерфаксу", что денежные средства на счетах Батуриной были получены законным путем. "С получаемых на них денежных средств всегда уплачивались налоги в РФ. Тот факт, что за продажу земли Батурина получила деньги, никогда не скрывался и был открыто указан в ее декларации о доходах, которая была предоставлена сотням СМИ", - подчеркнул Теребков. Он также добавил, что никаких уголовных дел ни в отношении "Интеко", ни в отношении сотрудников или руководства компании не возбуждалось. В свою очередь, адвокаты "Интеко" заявили, что у них нет данных о переводе 13 миллиардов рублей на личный счет руководителя компании.
Сама Батурина заявила "Интерфаксу", что для проведения обысков в офисе "Интеко" у следователей не было никаких реальных оснований и причин. "Я абсолютно точно знаю, что эти обыски не имеют никакого отношения ни к нам, ни к Банку Москвы. Это просто заказ и давление на нас", - полагает она. Между тем источник в правоохранительных органах заявил "Интерфаксу", что в ближайшее время может быть решен вопрос о предъявлении обвинения в мошенничестве уже самой Батуриной. "Вероятнее всего, обвинение будет предъявлено в заочной форме, так как госпожа Батурина не является по повесткам для проведения следственных действий", - сказал источник агентства.
История с злополучным кредитом Банка Москвы выстрелила в столь подходящий момент, что однозначного ответа на вопрос, кому это выгодно, нет: слишком уж многих она затрагивает. Да и следователи пока темнят.
Во-первых, Батурина, конечно же, оказалась в позиции жертвы. По остаткам ее империи бьют тяжелой артиллерией. Юрий Лужков, с позором отправленный в отставку, более не может прикрывать Батурину от коллег по бизнесу. Хотя экс-мэр был довольно быстро низведен до состояния политического ничто, "Интеко" осталась на плаву. Нехорошо излишне демонизировать современный российский бизнес, но правила тут таковы: чужакам, особенно с политически порочащими связями, в этой системе не место. Не лишним будет вспомнить и то, что после отставки Лужкова "Интеко" якобы предлагали купить за 400 миллионов долларов. Однако Батурина, опять-таки по слухам, отказалась от сделки, посчитав ее сумму заниженной.
Во-вторых, претензии к Банку Москвы напрямую бьют по президенту кредитной организации Андрею Бородину, который отчаянно тормозит процесс передачи банка государственному ВТБ. Бородин, возглавивший опорный банк правительства столицы по протекции Лужкова, прет против системы, не желая без борьбы отдавать свою долю в Банке Москвы. Обыски легко можно счесть элементом давления на ход сделки по продаже финансовой организации. В эту логику укладывается и вчерашнее глубокомысленное, но ни к чему не ведущее заявление Счетной палаты о том, что кредиты, предоставленные банком компании "Интеко", значительно превосходят сумму в 13 миллиардов рублей. Ранее аудиторы уже прерывали проверку Банка Москвы по просьбе ВТБ, но как только Бородин заартачился, с энтузиазмом ее возобновили.
Не стоит удивляться тому, что МВД принялось рубить наследие Лужкова и его команды, хотя формально никто и не пострадал. Карт-бланш на зачистку Москвы от малейших следов присутствия крепкого хозяйственника был дан ровно в тот момент, когда Лужков слетел с поста мэра российской столицы. И для того, чтобы такой сигнал пошел в народ, даже не обязательно наличие источника сигнала. Да и нарушения, о которых говорят милиционеры, вполне себе могли иметь место.
В сентябре 2010 года, незадолго до отставки Лужкова, Батурина в интервью журналу The New Times заявила, что власти неоднократно угрожали ей уголовным преследованием. "Как вы знаете, спровоцировать или сфальсифицировать можно все, что угодно. Не думаю, что до этого дойдет… Но если дойдет, если это грозит - у нас есть законный способ оправдаться через суд", - уверяла она. Не исключено, что Батуриной, которая сейчас находится в Европе, представится возможность проверить свой тезис на практике.