Россия
22:07, 22 февраля 2011

Партия талантливых ораторов "Единая Россия" ответила Алексею Навальному как смогла

Общественный деятель и популярный блогер Алексей Навальный, ведущий непримиримую борьбу с коррупцией, на днях назвал "Единую Россию" партией жуликов и воров. Больше 96 процентов читателей его блога (то есть почти 38 тысяч человек) с этим определением согласились, а вот единоросов высказывание Навального задело. Ответить Навальному решился депутат Госдумы Евгений Федоров, который не побоялся прийти вместе с ним в эфир радиостанции "Финам FM". Однако одного желания опровергнуть обидные слова оказалось мало.

Любому профессиональному спортсмену известно, чем опасно прекращение регулярных тренировок. Организм, привыкший к постоянным нагрузкам и подстроившийся под них, внезапно получает возможность расслабиться, чем с удовольствием и пользуется. Движения постепенно теряют былую легкость, реакция падает, а мышцы предательски заплывают жиром.

Политики - те же спортсмены. Для них лучшая тренировка - публичное отстаивание своей позиции, будь то предвыборные дебаты, открытая полемика с оппонентами или же дискуссии с общественностью. На партийном уровне дискуссии обычно ведутся в парламенте, однако в России их уместность в этом месте, как известно, оспаривается самим спикером, поэтому партиям ничего не остается, кроме как изредка сталкиваться мнениями в СМИ или на публичных дебатах.

И если на страницах изданий (а в последнее время - все чаще на страницах партийных СМИ) политики худо-бедно пытаются спорить, то с дебатами в России все совсем плохо. Эфир под них выделяется, мягко говоря, не прайм-таймовый, да и участвуют в них фигуры не такого масштаба, чтобы заинтересовать большинство россиян.

Не способствует росту интереса к политическим спорам и то, что партия власти ("Единая Россия") регулярно от таких дебатов отказывается - традиция, заложенная еще в 2003 году, когда в стране прошли выборы в Государственную Думу. Сейчас, правда, в уставе "Единой России" говорится, что участие в дебатах является для партийцев обязательной формой работы на выборах, однако серьезных подвижек на этом фронте не видно, несмотря на неумолимое приближение парламентской и президентской кампаний.

Неудивительно, что за годы пребывания на политической вершине умение единоросов вести аргументированные споры притупилось. Все полемические атаки на себя партия отбивала с помощью официальных комментариев, которые, конечно, ни в какое сравнение с полноценными дебатами не идут. Однако в последнее время "Единую Россию" критиковать стали чаще, причем по самым разным поводам - начиная от истории с "нанофильтрами" Виктора Петрика и заканчивая гораздо более широкими обвинениями, одно из которых сформулировал Алексей Навальный.

Выступая в начале февраля в эфире радиостанции "Финам FM", Навальный заявил, что считает "Единую Россию" партией жуликов и воров, а ее лидера Владимира Путина - создателем коррупционной системы под названием "вертикаль власти". Спустя некоторое время Навальный разместил в своем блоге голосование, в котором предложил читателям ответить на вопрос: "Является ли 'Единая Россия' партией воров и жуликов?". Около 37,6 тысячи человек (96,6 процента) ответили положительно, оставив чуть более тысячи сторонников партии власти в унизительном меньшинстве. Фраза "'Единая Россия' - партия жуликов и воров" стремительно пошла в народ.

21 февраля обсуждение этой темы неожиданно вышло на новый уровень - как ни странно, с участием представителя самой "Единой России". Отстаивать партийную честь вызвался председатель комитета Госдумы по экономической политике и развитию предпринимательства Евгений Федоров, который вместе с Навальным пришел в студию "Финам FM". Где и состоялся первый полноценный раунд битвы "Навальный против партии власти".

Первый удар по сопернику-единоросу нанес герой дня и возмутитель спокойствия, перечисливший лишь некоторые громкие коррупционные скандалы, в которых упоминались бывшие и действующие высокопоставленные члены "Единой России". Досталось и Борису Грызлову с его любовью к "Чистой воде" Петрика, и Муртазе Рахимову в связи с башкирским ТЭК, и губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву, юной племяннице которого приписывают владение и трубным заводом, и крупнейшей птицефабрикой в крае, и многим другим.

Ответный ход был за Федоровым, который, по идее, должен был разнести доводы Навального в пух и прах - а иначе зачем вообще приходить на такую передачу? Однако что-то у депутата не заладилось с самого начала, поэтому вся его аргументация свелась к слову "болтовня" и сравнению Навального с террористами.

Не обошлось и без традиционных обвинений в том, что такие, как Навальный, "сидят на аутсорсинге у американского посольства" и работают на дестабилизацию России. Тема разрушения страны вообще оказалась близка Федорову, поскольку в течение эфира он возвращался к ней вновь и вновь. По мнению депутата, только усилиями "Единой России" в стране удается предотвратить назревающий бунт, поэтому критика партии напрямую направлена на "раскачивание лодки".

В начале эфира казалось, что Навальный, вооружившийся кипой бумаг, готов по пунктам аргументировать свои слова о "партии жуликов", но серьезно обсуждать обвинения в терроризме, казалось, не готов был даже он. В какой-то момент Федоров попытался перевести разговор на личность самого Навального, заявив, что тот сначала разоблачил "Транснефть", а затем попросил у этой компании какой-то подряд. Однако тем самым депутат лишь еще раз продемонстрировал слабость своей позиции, не сумев не только предоставить какие-либо доказательства этого, но и даже вспомнить, что именно требовал Навальный от "Транснефти".

Предложение Федорова писать о коррупции в компетентные инстанции живой поддержки Навального также не нашло. Во-первых, он и так регулярно этим занимается, а во-вторых, на встречный вопрос, почему "Единая Россия" не обращает внимания на чистоту своих рядов, Федоров четко ответить не смог, отметив лишь, что в партии полтора миллиона членов - за всеми, видимо, не уследить.

Содержательная часть - и без того небогатая - на этом была исчерпана. Слушатели радиостанции, которые в конце передачи должны были выразить свою поддержку кому-либо из оппонентов, целиком встали на сторону Навального, отдав ему 99 процентов голосов. Федоров с одним процентом сочувствующих покинул студию полностью разгромленным, но до конца, похоже, так этого и не понял. На следующий день после эфира на околопартийном сайте появился комментарий Федорова по поводу программы, в котором он кратко повторил все, что уже было сказано: и про раскачивание лодки, и про раскол в обществе, и про западное финансирование. Навальный после эфира был сдержаннее и лишь еще раз попросил Федорова предоставить доказательства его заинтересованности в подрядах "Транснефти".

Передача с участием Федорова и Навального показала, что возвращение "Единой России" к дебатам получилось неудачным. Даже, можно сказать, совсем никаким. Однако профессиональный спортсмен никогда не станет отчаиваться после первой же неудачи - поражения лишь подстегнут его к более упорным тренировкам и регулярным выездам на соревнования. Пусть не на чемпионаты мира, но хотя бы на республиканские турниры, где можно отточить свое мастерство без особого ущерба для репутации.

Для "Единой России" самый серьезный турнир предстоит в декабре, когда страна будет выбирать новый состав парламента. За девять месяцев единоросам предстоит заново научиться публично дискутировать, причем, желательно, на более высоком уровне, чем продемонстрировал Евгений Федоров. У "Единой России", правда, и без этого самый высокий рейтинг среди других партий (60 процентов), однако здесь таится своя опасность. Если единоросы сочтут себя достаточно готовыми к выборам лишь опираясь на социологические опросы, нас ждет крайне интересное зрелище с участием Бориса Грызлова, который пообещал участвовать в предстоящих дебатах лично.

< Назад в рубрику