Штрихи к портрету

Ученые восстановили образ жизни неандертальцев

Предположительный внешний вид неандертальцев. Изображение с сайта arizona.edu

На днях в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences появилась статья, авторы которой заключили, что неандертальцы украшали себя при помощи перьев различных птиц. Это исследование дополняет целый ряд недавних работ, которые существенно изменили наше представление о Homo neanderthalensis. В результате мы имеем возможность составить более или менее подробное представление о том, что представляли из себя древние родственники человека разумного.

Вид Homo neanderthalensis отделился от общей ветви Homo около 700 тысяч лет назад. Считается, что "эталонные" неандертальцы - то есть существа, несущие все типичные признаки вида - сформировались около 130 тысяч лет назад. А уже 30 тысяч лет назад неандертальцы вымерли, и ученые не исключают, что в этом поучаствовали наши непосредственные предки. Впрочем, H. neanderthalensis исчезли не полностью - после расшифровки их генома выяснилось, что они оставили в нашей ДНК от 1 до 4 процентов своих генов. Что же представляли собой неандертальцы?

Внешность

Традиционно H. neanderthalensis изображают как невысоких, густо покрытых волосами крепышей, напоминающих грубо слепленных людей. На многих рисунках у неандертальцев большие надбровные дуги и низкий лоб. Все эти выводы (кроме вывода о повышенной волосатости наших родственников по эволюционному дереву) ученые сделали по итогам анализа костей H. neanderthalensis - некоторые останки даже "складываются" в почти целый скелет.

Недавно группа ученых еще больше детализировала этот портрет. Специалисты исследовали останки неандертальцев возрастом 100 тысяч лет, найденные возле российского города Хвалынск. Авторы заключили, что у неандертальцев мужского пола была заметно переразвита правая рука - то есть по внешнему виду они напоминали моряка Попая из мультфильмов и комиксов.

Исследователи полагают, что такая асимметрия была следствием напряженной борьбы неандертальцев за выживание - мужчины нередко убивали крупных животных в непосредственной схватке или же при помощи орудий, которые держали преимущественно в правой руке. Доказательством такой гипотезы может служить тот факт, что у женщин-неандертальцев обе руки были развиты приблизительно одинаково. Кстати, и мужчины и женщины вида H. neanderthalensis были куда более мускулистыми, чем современные люди.

Но несмотря на свою физическую силу, неандертальцы уступали людям в умении владеть некоторыми видами оружия - а именно метательным оружием. Такой вывод специалисты сделали после изучения анатомии локтевых и плечевых костей H. neanderthalensis. У всех исследованных скелетов отсутствовало характерное смещение плечевого сустава, возникающее в результате бросков. То есть либо соседи H. sapiens по планете вообще не пользовались копьями и пращами, либо делали это хуже наших прародителей. В любом случае, такое вынужденное миролюбие могло сослужить неандертальцам плохую службу.

Атлетические данные вообще не были сильной стороной H. neanderthalensis - еще одно исследование установило, что они не могли долго бегать. Способность преодолевать значительные дистанции определяется соотношением некоторых частей стопы - и анатомия ног неандертальцев указывает, что марафонские дистанции были бы для них сложноваты. Впрочем, у H. neanderthalensis и не было необходимости подолгу бегать - они, в основном, населяли холодные леса и охотились на животных из засады.

Помимо мускулатуры у неандертальцев была еще одна ярко выраженная особенность - нос. Широкие ноздри, не позволяющие как следует нагреть холодный воздух, давно вызывали недоумение специалистов. В недавней работе ученые предположили, что эта выдающаяся черта досталась H. neanderthalensis "случайно" - с возрастом нос пропорционально увеличивался вместе с остальным лицом.

С некоторыми анатомическими чертами неандертальцам, похоже, повезло больше, чем с носом. Родовые пути неандертальских женщин были устроены более удобно, чем у людей - их ширина не изменялась на всем протяжении, так что у младенца был куда меньший риск получить травму при появлении на свет. Такой вывод сделала группа ученых, создавшая компьютерную модель тазовой кости женщины-неандертальца в буквальном смысле из кусочков - к настоящему моменту ни одной целой кости в хорошем состоянии палеонтологам найти не удалось.

Жилище

Как уже упоминалось выше, неандертальцы обитали преимущественно в странах с холодным климатом - они населяли территорию современной Европы, Средней Азии, Алтая и частично Ближнего Востока. Без надежного укрытия выжить в суровых условиях было невозможно (особенно если учесть, что во времена процветания неандертальцев на Земле установился очередной ледниковый период), поэтому H. neanderthalensis обустраивали себе пещеры.

Большинство современных художников, изображающих неандертальские жилища, рисуют одну большую пещеру, многочисленные обитатели которой спят, едят, рисуют на стенах и просто бродят туда-сюда. В действительности же H. neanderthalensis четко разделяли свои дома на спальную и "бытовую" зоны. По крайней мере, к такому выводу пришли палеонтологи, изучавшие неандертальские пещеры в Европе. Ученые обнаружили внутри пещер пространства, где практически не было палеонтологических артефактов - кроме остатков очагов. Очаги эти были необычными - в них не было обугленных фрагментов костей, древесины и камней, а, значит, они использовались только для обогрева, а не, скажем, для приготовления пищи.

Меню

Еще несколько лет назад ученые были уверены, что неандертальцы питались преимущественно мясом - сырым или обжаренным на огне. Однако в последнее время было опубликовано сразу несколько работ, которые доказывают, что меню H. neanderthalensis было намного более разнообразным и, можно сказать, здоровым.

Так, родственники H. sapiens, обитавшие неподалеку от моря, регулярно употребляли в пищу моллюсков и тюленей. Тот факт, что неандертальцы умели ловить крупных морских животных, делает комплимент их умственным способностям - охота на тюленей требует хороших навыков и теоретических знаний. Ели ли H. neanderthalensis рыбу, ученые сказать пока не могут - до сих пор на неандертальских стоянках не находили рыбьих костей. Впрочем, и кроманьонцы освоили рыбалку не так уж давно - первое подтвержденное свидетельство того, что наши предки умели ловить и готовить пресноводную рыбу, датируется 40 тысячами лет назад.

Помимо мяса и рыбы неандертальцы потребляли модную нынче клетчатку, а проще говоря - растительную пищу. На зубах H. neanderthalensis, обнаруженных в Европе и Ираке, ученые нашли застывшие семена, а также остатки корней и клубней. Внешний вид некоторых кусочков пищи отчетливо указывал, что она подвергалась термической обработке.

Еще одним пунктом меню неандертальцев, похоже, были другие неандертальцы. Ученые давно подозревали, что каннибализм не был для H. neanderthalensis табу, но недавно в Испании были обнаружены веские фактические доказательства. В одной из пещер исследователи нашли останки семейства неандертальцев из 12 человек, которые были съедены другими представителями этого вида. Пищей для оголодавших собратьев послужили шестеро взрослых неандертальцев, трое подростков, двое детей младшего возраста и один младенец. Впрочем, своими соплеменниками не брезговали и другие виды людей, а древние H. sapiens, к тому же, любили иногда полакомиться самими неандертальцами.

Интеллект

Несмотря на то что в наши дни каннибализм ассоциируется исключительно с примитивными культурами, неандертальцы, похоже, были высокоразвитыми существами. Сделанные ими орудия ничуть не уступали орудиями H. sapiens, а иногда и превосходили их по качеству. Исчезнувшие родственники человека уже 70 тысяч лет назад знали секрет приготовления битумов – смолоподобных веществ, при помощи которых можно было, например, приклеить острие копья к древку. Кроманьонцы научились варить битум лишь 40 тысяч лет назад (по крайней мере, таков возраст самого старого из известных ученым "человеческого" стройматериала).

Кроме того, неандертальцы, как упоминалось в начале статьи, изготавливали украшения из птичьих перьев и использовали косметику. В захоронениях на юге Испании ученые обнаружили раковины, которые служили контейнерами для хранения пигментов различных цветов, а ранее в Африке были обнаружены палочки, при помощи которых было удобно наносить эти краски на тело. И если сейчас стремление украшать себя воспринимается как обыденность (или даже чрезмерность), то несколько десятков тысяч лет назад изобретение косметики было интеллектуальным достижением.

Еще одно доказательство того, что неандертальцев напрасно считают грубыми варварами, было найдено опять же в Испании. Работавшие там ученые нашли в одной из пещер череп умственно недоразвитого ребенка вида Homo heidelbergensis - это прямые предки неандертальцев. По оценкам авторов, ребенку было от 5 до 12 лет, и сам этот факт указывает, что соплеменники заботились о нем. В том же районе палеонтологи нашли останки Элвиса - 45-летнего H. heidelbergensis, страдавшего от множества заболеваний, которые делали его инвалидом. Опять-таки, возраст Элвиса - лучшее доказательство участия к нему со стороны товарищей. Такое проявление гуманизма характерно только для существ с высоким уровнем интеллекта.

Причины

Возникает вопрос, как неандертальцам удавалось быть такими умными при том, что размер их мозга был несколько меньше размера мозга H. sapiens (впрочем, различия не очень велики). В одной из недавних работ было показано, что выдающаяся сообразительность неандертальцев, не приведшая, однако, к эволюционному успеху, может объясняться иным типом развития мозга. Впрочем, эти результаты нуждаются в дополнительном подтверждении.

Вероятно, в будущем ученые смогут вычленить и другие особенности H. neanderthalensis из его генома - он был полностью расшифрован в 2009 году группой под руководством Сванте Паабо (недавно этот ученый дал интервью "Ленте.Ру" и рассказал о своих работах). Однако на сегодняшний день специалисты не умеют восстанавливать полную картину биохимии и физиологии существ по их ДНК. Кроме того, даже знание полногеномной последовательности H. neanderthalensis никак не помогло бы установить то, что древние родственники человека разумного, скажем, использовали косметику или опекали своих ущербных родственников. Так что традиционная палеонтология еще потягается с новомодными генетическими исследованиями в гонке за новую информацию о неандертальцах.

«Религиозность нашего социума сильно переоценена»