Республиканцы штата Висконсин попытались провести через местное законодательное собрание противоречивый законопроект об ограничении прав профсоюзов. Инициатива вызвала негодование среди государственных служащих, которые устроили массовые протесты и демонстрации. Волна висконсинского негодования вскоре достигла еще нескольких штатов американского Среднего Запада, где власти задумали аналогичные реформы.
Законопроект, парализовавший жизнь в Висконсине, был разработан по инициативе губернатора штата Скотта Уокера, представителя Республиканской партии и видного реформатора. Предлагаемая Уокером реформа нацелена на решение бюджетных проблем Висконсина: по прогнозам экономистов, дефицит бюджета штата к концу 2011 финансового года составит 137 миллионов долларов, а на исходе следующего - 3,6 миллиарда.
Почти все пункты документа вызвали резкое неодобрение у жителей штата. В частности, один из пунктов реформы подразумевает пересмотр в сторону ужесточения требований к участникам медицинской программы Medicaid, которой в той или иной степени пользуется одна пятая населения штата (1,2 миллиона человек). Результат - тысячи недовольных американцев, которым совсем не с руки лишаться государственной страховки из-за новых правил.
Другой спорный пункт - реструктуризация Университета Висконсина, в рамках которой сам вуз будет отделен от остальных образовательных учреждений в системе университета и урезан в финансировании. Немудрено, что эта мера пришлась не по нраву как студентам, так и преподавателям.
Однако наибольшее сопротивление общественности вызвал пункт реформы, касающийся деятельности профсоюзов. Своим законом губернатор фактически предложил уничтожить основополагающее понятие коллективного договора, вокруг которого, собственно, и выстроена вся деятельность профсоюзов. В частности, профсоюзы могут лишиться права вести переговоры с государством о размерах дотаций, пособий и других отчислений работникам.
В то же время закон сохраняет роль профсоюзов в вопросах заработных плат. Иными словами, профессиональные объединения по-прежнему смогут выторговывать для своих работников большие зарплаты (ограниченные, однако, индексом потребительских цен), но обсуждать с государством-работодателем другие материальные выгоды - уже нет. Кроме того, в соответствии с законом служащим госучреждений придется откладывать в пенсионные и медицинские фонды куда больше средств, чем они привыкли.
Как следствие, 15 февраля в столице Висконсина Мэдисоне практически в одночасье перестали работать школы, университеты и больницы, остановился общественный транспорт. Тысячи жителей штата, состоящие на службе у государства, вышли на улицы, чтобы выразить протест республиканскому законопроекту. Эпицентром демонстраций стал местный капитолий - протестующие оккупировали здание, разбили там лагерь и пообещали удерживать позиции до тех пор, пока губернатор Уокер не оставит свой пост. Впрочем, в конечном итоге протестующие оставили капитолий в покое, но пригрозили вернуться, если администрация штата не пойдет на уступки.
Между тем все это время будущее законопроекта оставалось туманным. Дело в том, что висконсинские демократы, воспользовавшись ситуацией, покинули штат и, по данным СМИ, бежали в Иллинойс. Таким образом однопартийцы президента Барака Обамы рассчитывали саботировать принятие законопроекта - без них республиканцы не могут собрать необходимый для голосования кворум.
Впрочем, в нижней палате заксобрания штата документ все же был рассмотрен и принят. Однако провести его через сенат штата у Великой старой партии не получится из-за отсутствия на рабочем месте соперников-демократов. К поискам бежавших конгрессменов подключили полицию Висконсина, но результата это пока не дало - по местам жительства политиков не обнаружили.
В последние дни количество протестующих в Висконсине, достигавшее на пике общественного протеста 75 тысяч человек, пошло на убыль. Сейчас у главного правительственного здания в Мэдисоне дежурят в основном учителя и студенты. Однако эхо висконсинских протестов докатилось до близлежащих штатов Среднего Запада, власти которых также вознамерились принять идентичные законы.
Примеру сограждан из Висконсина последовали жители Индианы и Огайо. Протестные настроения постепенно охватывают Теннесси, Айдахо, Айову и даже Нью-Джерси. Местные профсоюзы пообещали вывести на улицы тысячи демонстрантов, если власти попытаются дать ход аналогичным висконсинскому законопроектам. Все штаты, в которых в той или иной мере вспыхнули народные волнения, связывает одно - они контролируются Республиканской партией.
Бюджетный вопрос - один из тех, по которому республиканцы и демократы не сходятся в корне. Республиканские "слоны" всеми силами добиваются сокращения расходов ради ликвидации бюджетного дефицита, тогда как демократические "ослы", в целом пока еще контролирующие Конгресс, не спешат идти на решительные шаги (хотя Обама сам поддерживает сокращение расходов, но не столь радикальными мерами, как предлагают республиканцы).
Все это, как видно, привело к тому, что республиканцы решили увести вопрос с федерального на местный уровень и воплотить свои бюджетные инициативы в каждом отдельном штате. Однако, как показывают события в том же Висконсине, работающие американцы пока не готовы жертвовать устоявшимися правами во имя республиканских амбиций.
Однако и демократам не стоит праздновать победу. Само по себе бегство демократических конгрессменов как-то не вяжется с призывами Барака Обамы поддерживать диалог с конкурентами и решать острые вопросы сообща. Да и сам глава государства в эти февральские дни показал себя не с лучшей стороны: несмотря на массовость, протесты в "Барсучьем штате" (распространенное в народе название Висконсина) остались практически без внимания 44-го президента США, который когда-то обещал всеми силами бороться за права профсоюзов и государственных служащих.
Так или иначе столь масштабные демонстрации сразу в нескольких штатах - событие для Америки отнюдь не рутинное. Некоторые политические комментаторы уже поспешили списать события в США на ближневосточный синдром. Самые решительные скептики как в США, так и за рубежом (президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад в их числе) вовсе предрекли вашингтонской администрации участь Туниса и Египта.
Столь далеко идущие последствия Белому дому вряд ли грозят. Но многотысячные акции протеста у стен правительственных учреждений и демарши конгрессменов - весомый повод призадуматься для Обамы и его соратников.