Пример для подражания

"Коммерсантъ" образцово извинился за статью о Навальном

Днем 10 марта 2011 года генеральный директор издательского дома "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев через свой блог принес читателям извинения за материал "Трубопроводные стоки", опубликованный газетой "Коммерсантъ" утром того же дня. Материал об Алексее Навальном вызвал негативную реакцию большого количества читателей, написавших об этом в блогах и комментариях на сайте "Ъ". В результате статья была удалена, а Кудрявцев признал, что ему стыдно за ее публикацию.

Вызвавший столь сильный резонанс текст был посвящен критике доклада "Как пилят в 'Транснефти'", выложенного Навальным в ноябре 2010 года в собственном Живом журнале. Информацию Навального внештатный автор "Ъ", некая Елена Сорокина, назвала "вбросом", на который "купились, в основном, непрофильные журналисты, студенты и маргинальные политики".

Возможно, печатный материал на задворках узкоспециального приложения "Металлургия" прошел бы незамеченным, если бы не попал еще и в электронную версию "Коммерсанта". Однако же он попал и вызвал более чем ощутимый эффект.

Первым из популярных блогеров о странной публикации написал сам Навальный. Он привел несколько выдержек из текста, в частности обратив внимание на серьезную фактическую ошибку. "Полной информации о результатах этой проверки никогда не разглашали. Что нормально, поскольку 'Транснефть' не ОАО", - говорилось в статье Сорокиной. При этом полное название госкомпании звучит так: Открытое акционерное общество "АК 'Транснефть'".

Вскоре к Навальному присоединился журналист Олег Козырев, отправивший в "Коммерсантъ" запрос на интервью с Еленой Сорокиной, в реальности существования которой он усомнился. "Я думаю, 'Елена Сорокина' на самом деле какой-нибудь бородатый журналюга, похаживающий в Транснефть", - написал Козырев.

Волну недоумения и возмущения по поводу публикации во всеми уважаемой газете подхватили и другие представители блогосферы. Особенно общественность позабавили выдержанные в духе советской пропаганды фразы о том, что "известность Алексею Навальному принесли публикации в интернет-дневнике АМЕРИКАНСКОЙ социальной сети LiveJournal. После чего он создал другой интернет-ресурс - rospil.info (также на АМЕРИКАНСКОМ сервере)".

Некоторые посоветовали авторам "Коммерсанта" перестать публиковаться в "американском интернете", однако уместнее было бы вспомнить о том, что "американский" сервис LiveJournal уже довольно долгое время принадлежит российской компании СУП, едва ли не половина которой, в свою очередь, принадлежит ИД "Коммерсантъ".... Ууупс. Мировая закулиса запуталась сама в себе.

Акцент на прозападной ориентации Навального также напомнил о линии, которую пытался проводить против основателя "РосПила" единорос Евгений Федоров, безапелляционно зачисливший главного разоблачителя Рунета в ряды тех, кто расшатывает Россию на деньги США.

Блогеры отметили и то, что в статье подозрительно часто упоминались трубопрокатные компании и металлургия. Оказалось, что Елена Сорокина является настоящим спецом в этой области - ее же перу принадлежит материал "Первенцы листа и заготовки", опубликованный по невероятному стечению обстоятельств 10 марта 2011 года - в тот же день, что и "Трубопроводные стоки". Больше ни одного текста для "Ъ" Сорокина не напишет - согласно заявлению Кудрявцева, сотрудничество с этим внештатником ИД "Коммерсантъ" прекратил.

Предсказуемо нашлись среди блогеров и те, кто с удовольствием подхватил песнь Сорокиной о трубопроводном стоке и начал распространять ее по просторам ЖЖ. Впрочем, людей, которые ждут, когда же Навальный, наконец, проколется и окажется-таки американским шпионом-оборотнем, оказалось не так уж и много.

Кто прав, а кто виноват, окончательно стало ясно после того, как в злополучный текст сначала были внесены правки, а затем он и вовсе исчез с сайта "Ъ". Появившееся некоторое время спустя извинительное заявление Кудрявцева и вовсе было встречено в блогосфере овацией. Сам Навальный остался таким исходом дела полностью удовлетворен, благо ему помимо всего прочего пообещали предоставить возможность опубликовать опровержение на страницах "Коммерсанта".

Случаи, когда издание масштаба "Ъ" без судебного вмешательства удаляет собственную публикацию, извиняясь за нее, прямо скажем, не часты. При этом инцидент с "Трубопроводными стоками" вполне укладывается в тенденцию последнего времени, согласно которой блогосфера решает если не все, то многое. Так, буквально за неделю до коммерсантовского конфуза произошло следующее: министр финансов Дагестана Абдусамад Гамидов был вынужден спешно отказаться от покупки бронированного Audi A8L за восемь с половиной миллионов рублей вскоре после того, как об этой "госзакупке, потрясающей своей наглостью" написал жж-юзер navalny.

Значит ли это, что Навальный является какой-то всесильной и мистически неприкасаемой в медиасфере фигурой? Вряд ли. Просто он действует очень осмотрительно, и при отсутствии реального компромата противникам Навального приходится высасывать свои аргументы из пальца. Причем даже оппонентам, закаленным в политических прениях - вспомните, как на днях захлебнулся собственными эмоциями радиоведущий Владимир Соловьев.

На отсутствии политической мотивации при оглашении "вердикта в пользу Навального" сделал акцент и гендиректор "Ъ" Кудрявцев. "Для нас нет 'неприкасаемых' ни в бизнесе, ни во власти, ни в оппозиции. Но точность и непредвзятость, профессиональный журналистский подход - наш главный приоритет. А ошибки - бывают. Их нужно признавать и исправлять", - написал он.

Пребывая в радостном возбуждении от внезапного выплеска "гражданского-общества-каким-оно-должно-быть", некоторые блогеры поспешили все-таки наделить Алексея Навального сверхвозможностями. "А ведь Навальный сейчас сильнее Коммерсанта, однако. Если раньше Коммерс или любая какая Независька или Известия могли любого задавить массой своего тиража и охвата, то теперь сочувствующих Навальному в инете такая тьма, что даже Коммерс может утонуть в плевках", - написал жж-юзер ivansim.

И все же произошедшее лучше резюмировать более умеренно. Навальный упорно не допускает проколов и в очередной раз доказал, что может в случае чего постоять за себя. "Коммерсантъ" в несвойственной для себя манере досадно прокололся, но достойно вышел из этой неприятной истории. И чем больше в российской медиасфере будет случаться подобных конфузов со счастливым концом, тем лучше. Так ведь в идеале оно и должно происходить.