Борьба с ларьками, киосками, развалами и другими "объектами мелкорозничной торговли", как их называют бюрократы, идет в столице уже несколько месяцев. Сначала администрация мэра Москвы Сергея Собянина хотела освободить город от ларьков по максимуму, но постепенно бизнесмены отвоевывают все больше возможностей для ведения бизнеса. Наиболее последовательно атакуют чиновников владельцы газетных киосков.
В конце ноября прошлого года представители организации малого и среднего бизнеса "Опора России" заявляли, что по предварительной схеме размещения палаток и ларьков с московских улиц только в 2011 году исчезнет до 34 процентов такого рода торговых площадок. Правда, цифра эта была предварительной: префектуры должны были провести переговоры с предпринимателями.
В начале февраля префектуры завершили переговоры и вынесли решение на суд москвичей, опубликовав схемы размещения палаток на сайте. Так, в ЦАО решено было оставить около полутора тысяч ларьков, часть из которых будет объединена в торговые зоны. Посмотреть, как поработали чиновники, можно на примере того же ЦАО: схемы расположения палаток все еще висят на сайте округа.
Пока чиновники утверждают географию ларьков, Москомархитектура, как ей и положено, занялась внешним видом будущих торговых конструкций. Этому ведомству не понравилось, что сейчас все палатки построены по-разному и имеют "хаотичное" оформление. Чтобы избежать этого в будущем, в Москомархитектуре придумали три типовых проекта: "Модерн", "Классика" и "Свободный стиль", которые будут возводиться с помощью модулей 1,9 на 1,5 метра и 1,5 на 1,5 метра. Таким образом, отмечают в Москомархитектуре, строительство палаток будет напоминать сбор конструктора Lego.
Три типовых проекта отличаются прежде всего материалом. "Модерн" будет изготовляться из стального каркаса с чугунным литьем, "Классика" - из алюминия и пластика, а "Свободный стиль" - из искусственного камня. Предполагается, что все палатки в Москве будут заменены на эти три вида в течение пяти лет.
Работают над вопросом о палатках не только в префектурах и Москомархитектуре, но и в администрации нового мэра: именно дело о палатках будут впоследствии вспоминать как едва ли не первое нововведение Сергея Собянина на посту столичного градоначальника. Именно поэтому администрации важно довести реформирование мелкорозничной торговли до конца. В феврале Собянин подписал постановление о разработке и утверждении схемы размещения палаток, в котором устанавливаются правила размещения ларьков, а также особенности их работы.
Так, в Москве законодательно будут запрещены палатки в арках зданий, на газонах, цветниках, детских и спортивных площадках, в пятиметровой близости от окон стационарных магазинов. Вблизи станций метро появится зона отчуждения в 25 метров - правда, это ограничение не касается киосков по продаже газет, театральных билетов и билетов на наземный транспорт.
Кроме того, все палатки в Москве теперь должны быть оборудованы вывесками с указанием торговой специализации, например, "Молоко", "Бакалея", "Кондитерские товары" или "Табак". Идея, так напоминающая вывески советского времени, призвана не допустить расширение ларьков до маленьких барахолок: 80 процентов товаров в палатке должно будет соответствовать вывеске. По словам самого Собянина, "сегодня мелкая розница торгует бог знает чем, начиная от мехов, обоев, сигарет, пива, и в меньшей степени товарами, которые необходимы для жителей того или иного микрорайона".
Что именно жителям микрорайона нужно, видимо, будут определять местные чиновники. Они же, вероятно, будут следить и за тем, чтобы в ларьках с прессой нельзя было купить бутылку газированной воды, а в молочные палатки не затесались случаем сдобные булочки.
Наконец, в постановлении описывается, как будут работать палатки, которые возникают нерегулярно. Ларьки с овощами, фруктами, цветами, мороженым и квасом можно будет размещать только с 1 апреля по 1 ноября, елочные базары - с 20 по 31 декабря, а бахчевые развалы - с 1 августа по 1 ноября. Это означает, что, например, купить тюльпаны к 8 марта в палатках у метро будет затруднительно.
Как и любые другие изменения, которые приводят к ненужным тратам, инициатива чиновников не вызвала энтузиазма у бизнесменов. Но если у торговцев на бахчевых раскладах или в палатках у метро практически нет возможностей донести свои идеи до чиновников, то вот продавцы газет, объединившиеся в Ассоциацию распространителей периодической печати (АРПП), имеют какой-никакой лоббистский ресурс.
Еще в начале февраля АРПП предложила Мосгордуме внести поправки в готовящийся закон "Об использовании земель в Москве". Эти поправки должны были законодательно закрепить льготы для газетных киосков. Так, распространители прессы предложили продлевать договоры аренды земли под киоски с газетами без проведения конкурса. Кроме того, они попросили разрешения на размещение ларьков "в границах улично-дорожной сети". Сейчас в этих границах расположены 80 процентов газетных киосков. Если ларьки с насиженных мест убрать, полагают в АРПП, то они потеряют значительную часть выручки: газету или журнал многие москвичи до сих пор покупают по пути на работу или с работы.
После этого в АРПП раскритиковали и Москомархитектуру. Ассоциация отметила, что предложенные ей проекты будут стоить по полмиллиона рублей, а не по 250 тысяч, которые приходится платить за палатку сейчас. Газетчикам оказались не по вкусу и типы витрин - что в "Классике", что в "Модерне", что в "Современном стиле". Они отмечают, что сейчас на витрине можно выставить до 800 наименований товара, а в новых палатках это количество придется уменьшить в несколько раз.
Наконец, АРПП не понравились и инициативы администрации Собянина. По подсчетам ассоциации, в палатках прессы продается 50 процентов, а остальное приходится на другие товары. Таким образом, ларькам придется убрать часть ассортимента, чтобы довести количество газет и журналов до 80 процентов.
Все эти замечания от АРПП уже вылились в то, что киоски начали постепенно отвоевывать захваченные чиновниками пространства. Как написала 17 марта газета "Коммерсантъ", департамент торговли и услуг столицы отказался от планов по резкому сокращению количества палаток, торгующих прессой. Раньше предполагалось, что из 2,4 тысячи объектов торговли останется только 837 штук, но теперь палаткам с газетами и журналами ничего не угрожает.
АРПП показала пример другим организациям, которые представляют интересы мелкорозничной торговли. Не исключено, что если и они возьмутся за лоббирование своих интересов, то из собянинской идеи по уничтожению палаток ничего не выйдет.