В минувшее воскресенье, 27 марта, в Германии прошли чрезвычайно важные, некоторые даже называли их судьбоносными, земельные выборы в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце. И хотя результаты этих выборов были отчасти предсказуемы, они все равно стали довольно неожиданными, прежде всего потому, что ознаменовали собой кардинальные изменения на политической сцене ФРГ. ХДС впервые за 58 лет потеряла власть в Баден-Вюртемберге, своего рода цитадели консерваторов, а немецкие "Зеленые" впервые за всю послевоенную историю смогут сформировать собственное правительство.
По итогам выборов в ландтаг можно сказать, что Баден-Вюртемберг остается консервативным, однако не настолько, как раньше. ХДС получила 39 процентов голосов избирателей, больше всех остальных партий, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы сформировать правительство. Одной из причин стала неудача, постигшая главных коалиционных партнеров консерваторов - либералов из СвДП, которые набрали 5,3 процента и едва смогли переползти через 5-процентный барьер, чтобы попасть в парламент. В сравнении с предыдущими земельными выборами, СвДП потеряла 5,4 процента голосов, а консерваторы из ХДС - 5,2 процента.
То, что потеряли правящие партии, приобрела оппозиция, причем не главная оппозиционная "народная" партия СДПГ, а "Зеленые". На выборах в Баден-Вюртемберге они получили 24,2 процента, показав второй результат после консерваторов из ХДС. По сравнению с предыдущими выборами, прирост составил рекордные 12,5 процента голосов. А вот СДПГ, напротив, потеряла 2,1 процента и пришла в итоге третьей, набрав 23,1 процента. Расклад сил в ландтаге сложился следующий: ХДС вместе с СвДП 67 мест, "Зеленые" и СДПГ - 71 место.
В Баден-Вюртемберге, сомнений в этом нет, впервые в ФРГ будет сформирована правящая "зелено-красная" коалиция. Именно "зелено-красная". Потому что "красно-зеленые" в коалиции уже были, причем даже на федеральном уровне: коалиционное правительство Шредера-Фишера. Во всех случаях главным партнером выступала СДПГ. Теперь все сложилось наоборот. Главными в новом правительстве Баден-Вюртемберга станут "Зеленые", которые и выдвинут своего премьера. Почти наверняка им станет 62-летний Винфрид Кречман (Winfried Kretschmann), возглавлявший список кандидатов партии на земельных выборах.
Успех "Зеленых" был ожидаем. Основная политическая борьба, развернувшаяся в Баден-Вюртемберге, шла между "Зелеными" и ХДС, причем не в пользу последней. Поворотным моментом стал конфликт вокруг строительства современного подземного вокзала "Штутгарт-21" . Земельное правительство консерваторов во главе со Штефаном Маппусом решило проявить показательную жесткость: 30 ноября полиция с использованием водометов, дубинок и слезоточивого газа разогнала мирную демонстрацию граждан, протестовавших в Дворцовом саду Штутгарта против вырубки деревьев на месте будущего вокзала.
Подобное непропорциональное применение силы вызвало волну возмущения по всей Германии. И хотя конфликт удалось сгладить благодаря деятельности согласительной комиссии под руководством Хайнера Гайслера, выражения "разгневанный гражданин" и "Штутгарт-21" стали главными словами 2010 года в Германии. Тогда же опросы отметили скачок популярности "Зеленых", которые даже обошли СДПГ, что дало им повод заявить о рождении новой системообразующей "народной" партии. Председатель "Зеленых" в бундестаге Юрген Триттин заявил, что на следующих выборах в бундестаг главными соперниками будут уже не ХДС и СДПГ, а ХДС и "Зеленые".
В самом Баден-Вюртемберге "Зеленые" уже давно прочно обосновались в городах Манхайме, Ульме и Ройтлингене, а также в университетских центрах Фрайбурге и Тюбингене, где правят "зеленые" бургомистры Дитер Заломон и Борис Пальмер. Непосредственно перед земельными выборами произошло еще одно событие, которое сыграло на руку "Зеленым". После аварии на японской АЭС "Фукусима 1" в Германии активизировались протестные настроения против атомной энергетики. В итоге правительство Ангелы Меркель спешно ввело трехмесячный мораторий на принятый в 2010 году закон о продлении срока действия 17 немецких АЭС. Кроме того, была приостановлена работа семи наиболее старых АЭС - среди них АЭС "Некарвестхайм" и "Филиппсхайм" в Баден-Вюртемберге.
Такой резкий поворот в энергетической политике накануне земельных выборов в Баден-Вюртемберге многих насторожил. "Зеленые" и СДПГ упрекнули власти в лавировании. Масла в огонь подлили слова министра экономики ФРГ Райнера Брюдерле, который на встрече с главами немецкой экономики откровенно признал, что введение моратория обусловлено тактическими предвыборными соображениями. "Штутгарт-21" и АЭС стали главными темами, определившими исход земельных выборов. И ХДС было нечего противопоставить своим противникам, кроме громких слов о том, что "Зеленые" - это партия критиканов, которые лишь спорят, ничего не предлагая, или инсинуаций в адрес главного кандидата "Зеленых" на выборах. (распускались слухи, что Кречман серьезно болен).
Во многом проигрыш ХДС на выборах связан с личностью теперь уже бывшего главы правительства Баден-Вюртемберга Штефана Маппуса, который зарекомендовал себя как упертый консерватор, застрявший где-то в 80-х годах прошлого века. Маппус был одним из тех, кто еще во время обсуждения закона о продлении эксплуатации АЭС требовал максимально увеличить сроки их эксплуатации и даже поссорился со своим однопартийцем из ХДС, министром окружающей среды Норбертом Реттгеном, предлагавшим меньшие сроки. Неуклюжие попытки Маппуса изменить свою позицию по вопросу об использовании атомной энергии после объявления атомного моратория никого не убедили.
Маппус был одним из тех, кто задолго до выборов похоронил саму идею сотрудничества с "Зелеными". В отличие от "Зеленых" в других землях, "Зеленые" Баден-Вюртемберга куда более консервативны, религиозны и ориентированы на христианские ценности. Их экологические представления можно охарактеризовать следующим образом: "Сохранить божье творение в первозданном состоянии". Это сближает их с христианскими демократами. Лидер "Зеленых" Винфрид Кречман является уроженцем Верхней Швабии - преимущественно сельскохозяйственного региона, в котором сильны консервативные настроения - и к тому же состоит членом центрального комитета немецких католиков (ZdK).
Примечательно, что после прошлых земельных выборов тогдашний глава ХДС Баден-Вюртемберга Гюнтер Эттингер и Винфрид Кречман рассматривали возможность создания коалиционного правительства: попытка, которая была сорвана не кем иным, как Штефаном Маппусом. Стоит также отметить, что Штефан Маппус не был избранным премьером: во главе правительства он встал лишь в феврале 2010 года, после того как предыдущий премьер Гюнтер Эттингер пошел на повышение в ЕС, получив пост европейского комиссара по энергетике. Однако на своем посту новый премьер показал себя скорее бескомпромиссным, чем умелым политиком. Маппус, к слову, не стал перекладывать ответственность за поражение на кого бы то ни было и дал понять, что может уйти в отставку с поста главы земельного отделения ХДС.
Впрочем, список проигравших одной ХДС не исчерпывается. У либералов из СвДП дела обстоят не многим лучше, а может, даже и хуже: они едва попали в парламент Баден-Вюртемберга, а в ландтаг Рейнланд-Пфальца вообще не прошли. Это тяжелое поражение, особенно если вспомнить, что главой земельного объединения СвДП в Ренйланд-Пфальце до последнего времени на протяжении почти 28 лет является действующий министр экономики Райнер Брюделе. Не исключено, что плачевные результаты обострят внутрипартийную борьбу - по крайней мере, на протяжении предыдущих месяцев в СвДП неоднократно высказывалась критика в адрес Гидо Вестервелле, его авторитарного стиля управления, а также по поводу отсутствия в руководстве партии командного духа.
Наконец, и среди победителей, как ни странно, есть проигравшие: это СДПГ. В Баден-Вюртемберге социал-демократы, хотя и прошли в земельный парламент, уступили лидерство "Зеленым", а в Рейнланд-Пфальце они потеряли почти 10 процентов. Примечательно при этом, что "Зеленые" как раз прибавили 10,3 процента, то есть, вероятно, часть избирателей социал-демократов ушла к конкурирующей оппозиционной партии. И хотя в Рейнланд-Пфальце, так же как и в Баден-Вюртемберге, сформируется коалиция между социал-демократами и "Зелеными", отношения между партнерами будут непростыми. В Рейнланд-Пфальце есть свой "Штутгарт-21" - начавшееся в 2009 году строительство высотной автомобильной эстакады через долину Мозеля. "Зеленые" выступают против проекта стоимостью 330 миллионов евро, а вот позиция СДПГ и ее земельного лидера Курта Бека до конца не определена.
Так или иначе, очевидно, что выборы в Баден-Вюртемберге и Рейнланд-Пфальце стали победой "Зеленых". Теперь главная задача для них - с наибольшей выгодой использовать достигнутый успех в других землях и на федеральном уровне. Очевидно, что их победа окажет определенное влияние на решение вопроса о дальнейшем использовании немецких АЭС. По крайней мере правительству Ангелы Меркель дан четкий предупредительный сигнал. И то, что он зеленого цвета, никого не должно обманывать.