Фастфуд наступает

Крупнейшие сети ресторанов Москвы рассказали "Ленте.Ру" о своем развитии

Фото с сайта Photl.com

За последние годы российский рынок фастфуда, а также кофеен изменился почти до неузнаваемости. В Москве и других крупных городах появились новые бренды, в том числе и пришедшие из-за рубежа, старые игроки рынка стали внедрять новые услуги для того, чтобы сохранить свои позиции. "Лента.Ру" задала несколько одинаковых вопросов представителям ведущих ресторанов быстрого питания и кофеен о будущем этого бизнеса в России.

На вопросы "Ленты.Ру" согласились ответить: вице-президент по развитию бизнеса Subway Russia, LLC Геннадий Борисович Кочетков (будет обозначен далее как Subway), глава компании Dunkin’ Donuts в России (Dunkin' Donuts) Константин Петров, директор по франчайзингу "Ростик'с-KFC" ("Ростик'с-KFC") Юрий Бабич, директор по маркетингу "Крошки-Картошки" Михаил Кудрявцев ("Крошка-Картошка"), управляющий ЗАО "Теремок-Инвест" Михаил Гончаров ("Теремок"), PR-менеджер "Стардог!s" Екатерина Неловко и руководитель отдела маркетинга той же компании Сергей Лапада ("Стардог!s").

Лента.Ру: Можно ли считать, что московский рынок уже насыщен ресторанами быстрого питания/кофейнями?

Dunkin' Donuts: Конечно, по сравнению с мировыми столицами Москва еще не полностью заполнена подобного рода заведениями. Особенно кофейнями нашего формата, который мы бы хотели развивать – это формат "кофе с собой". У любого европейца или американца уже годами выработан утренний ритуал – зайти утром по дороге на работу в кофейню, купить свой любимый кофе и пойти дальше по делам, потратив на это минимум времени и денег. В Москве пока что только развивается такое отношение к кофе, да и встречаются кофейни с действительно хорошим кофе далеко не на каждом углу.

Мы вывели бренд Dunkin’ Donuts на московский рынок именно потому, что почувствовали его необходимость и заинтересованность в нем потребителя. На сегодняшний день в сети Dunkin’ Donuts 10 кофеен. К 2013 году мы планируем открыть более 50 новых кофеен.

Глава компании Dunkin’ Donuts в России Константин Петров
Глава компании Dunkin’ Donuts в России Константин Петров

Subway: Рестораны фастфуда и кофейни выполняют разные функции на рынке общественного питания. Это разные предприятия, которые друг с другом не конкурируют. И поэтому не совсем правильно их объединять. Любые предприятия общественного питания должны выполнять две функции: одна функция – накормить население, когда в этом возникает потребность. А вторая функция – предоставить место для социализации, тусовки. Кофейни - это чисто тусовочные места, проблема накормить для них является вторичной, главное, чтобы люди пришли, взяли свою чашку кофе по сумасшедшей цене, сидели и общались, люди готовы платить именно за то, чтобы посидеть в кофейне. А фастфуд – это прямо противоположная сторона, из всех точек общественного питания функция социализации там присутствует в наименьшей степени. Сюда люди приходят быстро поесть и уйти, поэтому это и называется фастфуд. По этой причине в тех местах, где хорошо себя чувствуют кафе, могут не очень хорошо себя чувствовать точки быстрого питания. И наоборот. Например, в жилых массивах кофейни пойдут на ура, а точки общественного питания там вообще не нужны, когда человек находится рядом с домом или у себя дома, ему проще сделать "быстрое питание" самому. Почти все люди, за исключением совсем продвинутой части населения в некоторых странах, если находятся дома, предпочитают делать свое быстрое питание.

"Крошка-Картошка": Я бы сказал, что, с одной стороны, рынок чертовски не насыщен, а с другой стороны - очень насыщен. По сравнению с развитыми странами, у нас в России в пять раз меньше заведений фастфуда. У нас раз в десять меньше заведений общественного питания, чем, например, в Великобритании, в семь раз меньше, чем в Канаде, я уже не говорю про Париж - это город питания. Во всех европейских странах есть очень хороший показатель: количество посадочных мест на одного человека, так вот в Москве эти показатели в разы меньше. Заведения фастфуда в России, по данным исследований, посещают 23 процента россиян - не так уж много, в США этот же показатель составляет порядка 70-80 процентов. То есть рынок явно не насыщен.

Вопрос заключается еще и в том, где "садиться". Хороших мест в Москве сейчас не так уж много: торговые центры, в отличие от докризисного времени, практически перестали открываться или, по крайней мере, этот процесс очень замедлился. То, что Собянин запретил стройку в Москве и выступил за более разумный подход, - это правильно, потому что Москва не приспособлена под транспортные развязки и строительство новых торговых центров, но это, конечно, ударяет по фастфуду.

На сегодняшний день культура питания вне дома, как ни странно, только формируется, и ее очень подкосил кризис - многие люди вернулись к бутербродикам на рабочем месте вместо обедов в столовой и бизнес-ланчей в кафе. Но общая тенденция состоит в том, что люди опять начинают питаться вне дома и даже интенсивнее, чем до кризиса.

Логотип сети ресторанов Subway
Логотип сети ресторанов Subway

"Стардог!s": У московского рынка есть безусловный потенциал для развития, особенно в части точек питания, обслуживающих население со средними и низкими доходами. До начала кризиса ежегодный прирост рынка составлял 20-25 процентов, в 2009 году прирост в денежном выражении составил 15 процентов. При этом при сопоставимых ценах, учитывающих инфляцию, оборот рынка в 2009 году уменьшился, кризис мимо не прошел. О потенциале рынке также свидетельствует интерес западных инвесторов, которые начали выходить на столичный рынок только в 2010 году, это - Burger King, Dunkin' Donuts, Wendy's и Country Chicken.

"Теремок": Еще очень много жителей Москвы не имеет либо возможности, либо желания питаться в ресторанах. Дорого, не вкусно, плохое обслуживание. Определенное насыщение есть лишь в сегменте очень дорогих и качественных ресторанов.

Лента.Ру: Какой из региональных рынков является наиболее перспективным? В каком регионе вы планируете открывать торговые точки в ближайшее время?

"Ростик'с-KFC": Абсолютно все региональные рынки перспективны. В числе наших приоритетов можно выделить юг России, Уральский регион, Поволжье, Сибирь и прочие. Это не исключает возможности развития в других федеральных округах.

"Крошка-Картошка": В наиболее перспективных, с нашей точки зрения, городах мы сейчас как раз и развиваемся. Это Санкт-Петербург, в первую очередь, Новосибирск, Краснодар, Екатеринбург. В регионах очень много предложений по франшизе. Я бы сказал, что мы очень плохо работаем с городами-спутниками Московской области, к моему большому сожалению. [Это] Ярославль, Тверь, Тула. Думаю, что в этом направлении мы и будем двигаться в ближайшие несколько лет. Экономически благоприятные регионы я перечислил. Еще Тюмень у нас есть. Новые регионы сейчас открывать очень сложно, потому что на сегодняшний день это требует очень больших затрат.

Логотип
Логотип "Крошки Картошки"

Dunkin' Donuts: Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. И Санкт-Петербург, и Краснодарский край – очень интересные рынки. И многие другие регионы. Разумеется, мы хотим появиться в крупных российских городах, повторюсь, - в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, в Сочи, в Краснодаре, Новосибирске.

Subway: Естественно, Москва. Хотя у нас очень активно развивается юг: Краснодарский край, побережье, Ростов, очень активно развивается Урал. Кроме того, достаточно интенсивно развиваются регионы ближе к Байкалу, Забайкалье, что немного странно, потому что это достаточно далеко и города там не такие большие. Наверное, сказывается отсутствие других брендов. Мы в принципе не ставим какие-то ограничительные рамки для развития нашего бренда. Если есть инфраструктура и желание местного предпринимателя открыть точку, мы идем навстречу, если это возможно. Поэтому у нас есть точки на Дальнем Востоке, есть точки в Чите, Иркутске, в Улан-Удэ. Я думаю, что в ближайшее время у нас появятся точки в Хабаровске и на Сахалине. Если смотреть на Запад, то у нас в этом году открылась точка в Калининграде, и я думаю, что она будет не последней.

"Стардог!s": Прежде всего для регионального развития Стардог!s важны отечественные города-миллионники, а также крупные города в странах СНГ. Стардог!s уже присутствует в 13 регионах РФ, и буквально на прошлой неделе запустил крупный проект в Екатеринбурге. На Украине также работает уже 25 точек, причем только в Киеве  более 18 киосков

"Лента.Ру": Какие проблемы чаще всего возникают при открытии ресторанов в России?

Subway: Наиболее острая проблема – это проблема нехватки коммерческих площадей, где можно было бы открыть точку. Например, один из наших франчайзи уехал на Мальту и, поскольку он здесь был связан с Subway, решил открыть точку Subway на Мальте. Он открыл ее в шикарном месте, снял помещение в отеле на побережье за 2 тысячи евро в месяц, при том, что такое помещение в Москве стоит 20 тысяч евро в месяц. Это самая главная проблема – у нас слишком высоко задраны цены на недвижимость, это очень сильно мешает ведению любого мелкого бизнеса. А наши точки – это малый бизнес.

Другая проблема - регионы России, где очень слабо развита общая инфраструктура бизнеса, а Subway использует, прежде всего, местную инфраструктуру бизнеса, существующую в каждом конкретном регионе. Поэтому если инфраструктуры в каком-то регионе нет, то мы туда стараемся как можно дольше не входить, пока она там не появится. Но это меньшая проблема по сравнению с проблемой мест. Мы рекомендуем, чтобы арендная плата была не выше 12-15 процентов, но мы очень редко этого добиваемся. Предельная величина, выше которой мы не рекомендуем нашим потенциальным франчайзи рассматривать место, – 20 процентов, если аренда выше 20 процентов от совокупных продаж, то мы не рассматриваем такие места как подходящие для ведения бизнеса.

"Ростик'с-KFC": Мы часто сталкиваемся с высокой арендной ставкой, как при открытии отдельного ресторана, так и точки на фуд-корте. Но это специфика скорее московского бизнеса, нежели регионального.

Логотип
Логотип "Стардог!s"

"Стардог!s": При открытии ресторанов и точек фаст-фуда в России основной проблемой является возможность размещения, как и везде в мире. Для Стардог!s, помимо прочего, это еще и ограничения государственных органов по количеству точек розничной торговли и, как и для любой точки с низкими средним чеком, неподъемные ставки аренды. Аренда разнится довольно сильно от точки к точке, но в среднем почти пятая часть всего оборота уходит в карман арендодателей

"Крошка-Картошка": Самая главная проблема — это выбор хорошего места. Раньше мы могли "садиться" везде, и точка быстро становилась рентабельной. А сейчас, даже если "садиться" в торговый центр, то сам торговый центр раскручивается намного медленнее, чем раньше. Очень сложно найти новых арендаторов, и с этим связано то, что мы "сидим" на плохих потоках. Например, раньше, если мы открывались в торговом центре, туда сразу народ "пер", а значит, "садились" наши соседи — другие фирмы, магазины, бутики и так далее. Сейчас все намного сложнее, торговые центры раскручиваются медленнее, выручки сначала получаются небольшие, и точка рентабельности стала намного больше, сам выход на точку рентабельности по кафе. Вот это, в принципе, самая главная проблема.

Dunkin Donuts: На мой взгляд, основная проблема открытия ресторанов в России – это завышенная стоимость аренды недвижимости. Порой даже неадекватная. Мы часто наблюдаем, как конкуренты уходят с арендованных мест уже через несколько месяцев после открытия. А у арендодателей по 6-8 месяцев пустуют площади просто потому, что они не соглашаются снижать арендные ставки, теряя при этом большие деньги. В среднем арендная плата составляет от 20 до 35 процентов от среднего счета. Для сравнения – в Европе арендная плата в среднем счете составляет не более 15 процентов.

"Лента.Ру": Чем отличается российский рынок от других рынков мира? Можно ли сравнить средний счет в России и в других странах? Вводятся ли для россиян специальные нормы обслуживания?

Dunkin Donuts: Российский рынок сильно отличается от западного. В первую очередь потому, что он гораздо моложе устоявшегося западного рынка, и оттого присутствовать на нем гораздо интереснее. В России большой поток продаж, и при этом не слишком агрессивная конкурентная среда. Российский потребитель более избалован - например, в то время как европейцы уже привыкли к self-service в кофейнях, в российских заведениях еще пока распространено обслуживание клиентов за столиками, уборка и так далее. Это, конечно, несет дополнительные затраты для заведений, но в то же время создает комфорт для посетителей.

Средний счет в России и других странах сравнивать сегодня нельзя. Во-первых, из-за отсутствия "кофейной привычки" и кофейной культуры как таковой – цены на кофе в России и на Западе существенно разнятся, а во-вторых – стоимость аренды недвижимости в Москве нельзя сравнивать со стоимостью аренды в других странах. Например, в Юго-Восточной Азии, за исключением Китая, цены на недвижимость гораздо ниже – что позволяет держать средний чек, например в Малайзии и Таиланде, на уровне 2,75 доллара. В Америке - 7 долларов, в Европе до 10 евро. В России средний чек составляет 8 долларов.

"Теремок": Аренда составляет от 15 до 25 процентов от оборота, что просто немыслимо для развития. В этом и состоит проблема. Чтобы открыть ресторан с нуля без имени и торговой марки нужно быть просто сумасшедшим или иметь деньги, которые не страшно и не больно потерять. Так скажем, если сумма 500 тысяч долларов кажется деньгами на карманные расходы, то можно открыть ресторан и попробовать себя в новом деле.

Subway:Поскольку мы франшизная система, мы должны максимально использовать единые нормы обслуживания. Нормы обслуживания являются тем уникальным качеством, которое мы поддерживаем. В наших заведениях каждый человек сам делает себе бутерброд, но руками человека, который стоит за стойкой по ту сторону прилавка, поэтому данная норма обслуживания – это очень культурная и грамотная форма взаимодействия между посетителем и человеком, который его обслуживает. Человек, обслуживающий клиента, не просто продает ему сэндвич, как во многих других системах быстрого питания, он именно обслуживает его, он делает бутерброд в диалоге с покупателем, это одно из коренных отличий Subway от других сэндвичных систем, и поэтому мы, наоборот, стараемся это сохранять, поддерживать и лелеять.

Директор по франчайзингу
Директор по франчайзингу "Ростикс-KFC" Юрий Бабич

Что касается среднего счета в России, у нас сейчас он сейчас примерно 200-250 рублей, если переводить в доллары, то это 7-8 долларов, примерно такой же счет в наших заведениях в США. А если сравнивать с Европой, то в Европе в большинстве стран средний счет гораздо выше. Поэтому мы находимся по среднему счету на уровне США, а по некоторым позициям мы даже их превосходим.

"Ростик'с-KFC": Мы занимаемся ведением бизнеса таким образом, чтобы любой посетитель, будь он житель Казахстана, Украины, Москвы или Красноярска, чувствовал себя комфортно и непринужденно. Безусловно, каждый ресторан имеет свои отличительные особенности, это связано как с ментальностью покупателей, так и с внутренними процессами функционирования организации.

"Стардог!s": Западный рынок значительно более насыщен по сравнению с российским, сказывается разное время старта индустрии и уровень доходов населения, формирующих привычки частого потребления вне дома. Если в Америке мы начинаем встречать упоминание о хот-догах уже в начале века, то в Москве устойчивый рынок сформировался за последние 20 лет. Во многих российских регионах культура потребления фаст-фуд до сих пор не сформирована, и потребуется не один год, чтобы уровень проникновения питания вне дома достиг уровня развитых европейских стран.

Мы можем сравнивать средний счет от посещения заведения фаст-фуд только в столицах.  Москва по сравнению с Нью-Йорком, Парижем, Лондоном находится примерно в одинаковом ценовом диапазоне в популярных ресторанах, но значительно ниже в точках быстрого питания, ориентированных на людей с низкими доходами. Самый дешевый хот-дог в Нью-Йорке в сети Nathans стоит 3 доллара, у нас – 1,7 доллара.

подписатьсяОбсудить
MOBILE, AL- AUGUST 21: Republican presidential candidate Donald Trump greets supporters after his rally at Ladd-Peebles Stadium on August 21, 2015 in Mobile, Alabama. The Trump campaign moved tonight's rally to a larger stadium to accommodate demand. (Photo by Mark Wallheiser/Getty Images)«Мы были уверены, что Трамп — это просто клоун»
Политконсультант-республиканец о несбывшихся прогнозах и о будущем партии
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Пошарить по карманам
Определены главные угрозы доходам россиян в ближайшие три года
«Нас ожидает девальвация рубля»
Дефицитный бюджет наполнят за счет населения
Цепи для собственников
Что может дать блокчейн российской экономике
Brexit в Китай
Как инвесторы из КНР захватывают Великобританию
Ответили за козла
Похитителю мужских трусов и любителю резвых козочек вручили Шнобелевскую премию
Башку с плеч!
Раскрыты подробности первой успешной операции по пересадке головы
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
Потрачено!
Как пираты переводили компьютерные игры
Олег Знарок (на втором плане) и Николай Кулёмин, Евгений Кузнецов и Евгений Дадонов (слева направо на первом плане) Похороните меня за кленом
Как Россия проиграла в принципиальном матче Канаде и вылетела из Кубка мира
Виталий МуткоДетали туалета
Мутко переизбран президентом РФС на фоне задержания главы ВОБ Шпрыгина
«Если "Спартак" сдаст позиции, Хабаровск Каррере припомнят»
Бывший форвард сборной России — о промежуточных итогах розыгрыша Кубка страны
Курортный стон
Чем грозит Крыму введение туристического налога
Не только пиво
Чем заняться туристу в северной Германии
Гонка трех фрегатов
Рассказ о втором этапе Черноморской регаты больших парусников
Уик-энд в стиле эконом
Лучшие туры до пяти тысяч рублей на выходные
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
«Барби шайтан выдумал!»
Пластиковую блондинку хотят запретить в России
Разводка и девичья фамилия
Топ-15 лженовостей о звездах, которые СМИ повторяют из года в год
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США