Экономика
21:12, 14 апреля 2011

Друг в беде не бросил "Роснефть" не лишила BP надежды на альянс в Арктике

"Роснефть", крупнейшая нефтяная компания России, не готова отказаться от сделки с британским нефтяным гигантом BP. Российская компания заявила, что не ищет нового стратегического партнера, а также продлила срок заключения сделки по обмену акциями с BP до 16 мая. Теперь у британской компании, попавшей в патовую ситуацию в России, есть еще месяц на разрешение спора с консорциумом AAR, заблокировавшим сделку BP с "Роснефтью".

В январе 2011 года BP и Роснефть договорились о масштабном проекте совместного освоения Арктики и обмене акциями, который планировалось завершить до конца февраля, однако по иску AAR (партнера ВР в российской нефтяной компании ТНК-ВР) сделка была приостановлена. Консорциум AAR ("Альфа-групп" Михаила Фридмана, "Ренова" Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника) заявил, что BP, договорившись об альянсе с "Роснефтью", нарушила условия акционерного соглашения ТНК-ВР, согласно которому российско-британская компания имеет эксклюзивное право на реализацию нефтегазовых проектов в России и на Украине.

Самое удивительное, что ТНК-ВР вообще подала этот иск. Сделку с ВР визировали премьер-министр Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев - но это не помешало российским бизнесменам, хорошо знакомым с реалиями отечественного бизнеса, устроить грандиозный международный скандал. Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что власти России предложили BP оформить сделку с "Роснефтью" "по понятиям" (и BP пошла на это), тогда как акционеры ТНК-ВР в полном соответствии с международными нормами бизнеса обратились в суд.

Впрочем, спекулировать на тему о том, почему так произошло, настолько же бессмысленно, как и о том, зачем BP вообще полезла в альянс с "Роснефтью", проигнорировав риски. Согласитесь, корпорация мирового уровня, особенно если учесть негативный опыт работы в России ее руководителя Роберта Дадли (американец Дадли руководил ТНК-BP до 2008 года, пока не был вынужден бежать из России из-за разногласий с AAR), просто не могла не принять во внимание юридический риск, которому она подвергается в сделке с "Роснефтью" из-за собственной "дочки".

Как бы то ни было, сделка "Роснефти" и BP, которая была заблокирована решением сначала суда Лондона, а затем Стокгольмского арбитражного трибунала, оценивается в 16 миллиардов долларов. В своих попытках спасти альянс с "Роснефтью" британцы попросили суд разрешить двум компаниям хотя бы обмен акциями, который не нарушает условия соглашения BP и AAR. Сейчас этот запрос компании рассматривается в суде, который тем временем разрешил "Роснефти" и BP продлить итоговые сроки сделки. Компании немедленно этим воспользовались, тем самым показав, что готовы и далее рассматривать друг друга в качестве стратегических партнеров.

Сейчас BP и "Роснефть" пытаются найти выход из сложившейся ситуации, в том числе возможность совместного с ВР выкупа доли россиян в ТНК-ВР. Но договориться пока не удается. Так, 11 апреля газета The Financial Times сообщила со ссылкой на анонимные источники, что для осуществления сделки с "Роснефтью" ВР могла бы выкупить долю AAR в ТНК-ВР. Но при этом газета "Ведомости" утверждает, что AAR оценивает свою долю в ТНК-ВР в 35 миллиардов долларов, что не устраивает британцев, готовых заплатить лишь 27 миллиардов (рыночная стоимость всей ТНК-BP не дотягивает и до 50 миллиардов). У BP есть и другой вариант, о котором сообщила The Wall Street Journal - продать свою половину ТНК-ВР. Ранее также сообщалось, что долю AAR в ТНК-ВР "Роснефть" может выкупить самостоятельно.

В любом случае BP необходимо срочно придумать какой-то выход из сложившейся ситуации, ведь затягивание спора с AAR грозит британскому гиганту новыми исками. 12 апреля в российских деловых СМИ появилась информация, что AAR и сама ТНК-ВР могут подать иск к BP и потребовать от британской стороны 5-10 миллиардов долларов в качестве компенсации ущерба. Эта сумма должна возместить нарушение акционерного соглашения ТНК-ВР, в обход которого ВР договорилась о сотрудничестве с "Роснефтью".

Роберт Дадли. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Более того, сама "Роснефть" теоретически также может устроить BP сладкую жизнь в суде, потребовав неустойки за срыв сделки. О такой возможности заявлял вице-премьер Игорь Сечин, до 11 апреля работавший председателем совета директоров "Роснефти". Еще раньше Сечин обещал защищать стратегический альянс BP и "Роснефти" и грозил наказать виновных в его срыве.

"Вопросы использования природных ресурсов входят в компетенцию российского правительства, Лондонский суд на них не распространяется", - отмечал в марте вице-премьер, возглавлявший совет директоров крупнейшей нефтяной компании страны. Впрочем, аналитики, опрошенные Reuters, полагают, что резкими заявлениями Сечин лишь хотел ускорить завершение сделки, но ему это не удалось.

Другой риск для BP, потрепанной после прошлогодней аварии на платформе в Мексиканском заливе, - вовсе потерять возможность по созданию альянса с "Роснефтью". Не исключено, что российская компания все же ищет для сотрудничества в Арктике других зарубежных партнеров. Срыв такой сделки может стоить поста руководителю BP Дадли, которому уже 14 апреля предстоит нос к носу столкнуться с разгневанными акционерами BP на годовом собрании.

Теперь BP оказалась фактически прижата к стенке: она не может упустить сделку с "Роснефтью" и не может заключить ее. Разрешить конфликт, пожалуй, способно лишь российское руководство - например, уговорив AAR отозвать свой иск к BP. Но как именно российские власти могут "разрулить" данную ситуацию, неясно. В любом случае BP, завязшей по уши в российской авантюре, ничего хорошего подобный расклад не сулит.

< Назад в рубрику