"Евросеть", одна из самых крупных российских торговых сетей, весь первый квартал 2011 года готовилась к первичному размещению акций на Лондонской фондовой бирже. Когда же дело дошло до самого IPO, в компании приняли решение отменить продажу ценных бумаг. Источники деловых российских СМИ утверждают, что покупателей на акции эпатажной компании не нашлось: инвесторы не поняли структуру бизнеса "Евросети".
О проведении IPO на LSE "Евросеть" официально объявила в конце марта 2011 года - сообщение об этом появилось на сайте биржи. Однако на рынке знали о том, что российская компания собралась стать публичной, задолго до этого: еще в ноябре 2010 года агентство Reuters сообщало, что руководство сети обсуждает такой шаг. Тогда же газета "РБК daily" взяла интервью у основателя "Евросети" Евгения Чичваркина, который сказал, что готов помочь своей бывшей компании с презентацией ценных бумаг в Лондоне. В конце концов, Чичваркин едва ли не лучше всех знает, как устроены дела в "Евросети" и, кроме того, как проводить переговоры: без этого умения Чичваркина "Евросеть" никогда бы не превратилась в самую большую сеть салонов связи в России.
IPO "Евросеть" пыталась провести и при Чичваркине: тогда бизнесмен хотел продать на бирже 10-15 процентов акций и выручить за них 200 миллионов долларов. Планы так и остались планами: в 2008 году Чичваркин в срочном порядке покинул Россию, опасаясь уголовного преследования. Перед этим основатель "Евросети" продал свое детище - в СМИ называлась сумма в 400 миллионов долларов за всю компанию без учета долга (около 850 миллионов).
Покупателем актива выступил бизнесмен Александр Мамут, который без труда смог пристроить 49 процентов акций "Евросети" "Вымпелкому" (торговая марка "Билайн"). Сумма сделки составила 226 миллионов долларов - таким образом, большую часть вложений в "Евросеть" Мамут окупил сразу же.
Бизнесмен никогда не скрывал, что хочет и дальше избавляться от доли в "Евросети". В середине 2009 года стало известно, что Мамут ведет переговоры о продаже блокпакета компании финансовым организациям - "Русскому стандарту" или ВТБ. Называлась даже сумма сделки - 300 миллионов долларов.
После неудачи с банкирами (сделка так и не состоялась) Мамут нашел соинвесторов в шоу-бизнесе: незначительный пакет акций (меньше процента) приобрела Ксения Собчак. Впрочем, этот ход был скорее рекламным, нежели финансовым, и удовлетворить Мамута не мог. Так что IPO "Евросети" напрашивалось.
По условиям сделки, Мамут должен был реализовать на LSE большую часть своего пакета - около 35 процентов акций "Евросети". Еще незначительную долю продавала бы сама компания. Учитывая диапазон цены на одну депозитарную расписку (9,25-11,30 доллара), объявленный "Евросетью", Мамут мог рассчитывать на 0,95-1,15 миллиарда долларов, а сама компания - на дополнительные 140-170 миллионов. Для бизнесмена это должна была оказаться выгодная сделка, учитывая то, за сколько он купил актив у Чичваркина.
По данным газеты "Ведомости", "Евросеть" изначально хотела продавать депозитарные расписки с дисконтом к оценкам компании. Помогавшие "Евросети" с IPO банки оценивали сеть в 3,65-4,3 миллиарда долларов: Альфа-банк чуть подешевле, "ВТБ Капитал" - чуть подороже. Сама же компания, тем не менее, предпочла перестраховаться и на road-show (презентации ценных бумаг) объявила, что планирует после IPO получить капитализацию в 2,7-3,3 миллиарда долларов.
Тем не менее, "Евросети" не удалось получить даже этого. Как отмечает "Коммерсантъ", по неофициальной информации, книга заявок на акции компании была подписана только на восемь процентов - при том, что при успешных IPO других эмитентов из развивающихся стран книги обычно переподписываются в несколько раз.
Естественным шагом после этого стала отмена IPO. Правда, в "Евросети" не стали говорить о книге заявок, а просто выпустили пресс-релиз, в котором сказано, что для размещения акций сейчас не самое удачное время. Источники Reuters утверждают, что IPO переносится как минимум на 2012 год.
Почему же инвесторы не заинтересовались "Евросетью"?
Пока Мамут совершал сделки с Чичваркиным, "Вымпелкомом" и Собчак, на рынке салонов сотовой связи происходили значительные изменения. Во-первых, они постепенно возникли на каждом мало-мальски оживленном перекрестке крупных городов, в торговых центрах, рядом с кинотеатрами, стадионами - в общем, везде, где ходят люди. "Евросеть", "Связной" и другие постепенно приелись, люди перестали ходить в них как в какие-то невиданные магазины, да и развитие сетей платежных терминалов вымыло из салонов связи часть посетителей.
Кроме того, сотовые операторы начали осознавать, что им выгоднее продавать контракты через монобрендовые салоны: их открытием озаботились и в МТС, и в "МегаФоне", и даже в "Вымпелкоме" (правда, открывать их будет, по всей видимости, команда "Евросети"). В таких условиях салонам связи надо было меняться. "Евросеть" выбрала тактику на торговлю всем подряд: в 2009-2011 годах в СМИ стали регулярно появляться новости, что "Евросеть" начала торговать игрушками и посудой, "Лейками", холодильниками и многим другим.
Вместе с этим "Евросеть" стала проводить активную рекламную компанию. Пиарить компанию стала не только Ксения Собчак, но и ее новый креативный директор - Иван Охлобыстин. Наконец, "Евросеть" провела рестайлинг: теперь ее символом стал "желтый терьер".
Если Собчак, Охлобыстин и собачка с буквой "Е" на ошейнике в России вызвали недоумение, то инвесторы за рубежом вообще ничего не поняли в модели бизнеса "Евросети". Анонимные источники "Ведомостей", "Коммерсанта" и Reuters все как один заявили, что западные бизнесмены не захотели тратиться на непонятную компанию, которая сильно зависит от комиссионных платежей сотовых операторов - при том, что они будут постепенно уменьшаться.
По данным источников, "Евросети" удалось бы провести IPO, если бы она снизила цену на депозитарные расписки. Но Мамут на это пойти не захотел: у него нет нужды продавать свои акции по дешевке.
Вместе с тем, отмена IPO "Евросети" может негативно сказаться на размещении в Лондоне акций другой российской организации - Номос-банка. Дело в том, что Александр Мамут хотел выступить одним из основных инвесторов в рамках этого IPO и купить акции банка на 100 миллионов долларов. Предполагалось, что Мамут потратит на Номос-банк часть денег, вырученных от "Евросети", однако теперь ему придется либо искать их в другом месте, либо отказываться от инвестиций.
"За факап шутинг на месте", - говорит Охлобыстин в новой рекламе "Евросети". "Факап" с размещением акций у "Евросети" действительно случился, а вот наказание кто-нибудь понесет вряд ли: в конце концов, акционеры компании ничего не потеряли. Да и репутация "Евросети" в глазах инвесторов если и оказалась подмочена, то ненадолго: до 2012 года еще далеко, за это время и условия на рынке могут измениться, и сама "Евросеть" успеет перестроить свою структуру: отмена IPO забывается быстро.