В московском киноцентре "Октябрь" поздно вечером 22 апреля началась восемнадцатая "Ночь пожирателей рекламы" в России. Более шести часов на всех экранах "Октября" показывали 400 роликов из коллекции француза Жана Мари Бурсико, создателя рекламного марафона.
Год от года коллекция Бурсико, которую самый известный любитель рекламы собирает уже более 30 лет, пополняется 25-30 тысячами новых видео, причем не только недавно выпущенными роликами, но и редкими старыми экземплярами. Сейчас в его коллекции более миллиона единиц, 30 процентов из которых хранятся на кинопленке.
Впервые "Ночь" прошла в 1981 году во Франции, а в Россию приехала лишь в 1994-м. Сейчас шоу показывают более чем в 50 странах мира, только в России ее посмотрят в 40 городах.
В этом году, как и в прошлом, в Москве состоялась мировая премьера подборки 2011 года, которая именно в таком виде и проедет по всему миру.
"Ночь пожирателей рекламы" в столице началась с церемонии AdAwards, где жюри выбирало лучший рекламный ролик прошлого года из 8 видео. В числе претендентов, среди прочего, оказались видео про мышь и сыр Cheddar, а также реклама Pepsi Max "Интервью", где французы придумали ловкий способ устроиться на работу.
В итоге жюри проголосовало за ролик, рекламирующий французский частный Canal +. В нем любовник, спрятавшийся в шкафу и застигнутый мужем, рассказывает фантастическую историю о том, как он туда попал. Именно французским роликом будет открываться "Ночь пожирателей рекламы" во всех городах в текущем году.
Несмотря на то, что Бурсико собирает рекламу со всего света, ролики европейского происхождения явно доминировали. Так, например, для британской рекламы у автора подборки был выделен отдельный блок. Россия была представлена всего тремя роликами, один из которых очень хорошо знаком интернет-аудитории - видео о нелегком свидании из рекламной кампании Gillette Venus. Этот ролик в 2010 году не раз становился призером рекламных фестивалей; он, в частности, получил серебряную награду Epica Awards - 2010.
Интересно, что на нынешней "Ночи" практически не было анимационной рекламы (исключение составили лишь несколько старых роликов) и большого числа видео со звездами. Зато традиционно помимо коммерческой рекламы Бурсико уделил немало внимания социальной. В подборке француза достойное место занял ролик Greenpeace "Earth Day".
Чтобы понять, какая реклама цепляет зрителей, достаточно было посидеть в "Октябре" всего лишь час. Зал ярче всего реагировал на смешные и музыкальные ролики, однако сильный социальный подтекст также мало кого оставлял равнодушным.
22 апреля в очередной раз стало ясно, что рекламодатели не стремятся уже просто вызвать положительные эмоции у потребителей, они предлагают им "идею". Синтез ума и красоты сейчас пользуется наибольшей популярностью в рекламе. Лучше всего это демонстрируется в ролике сети отелей Shangri-La .
Для российских зрителей самой интересной, пожалуй, стала подборка роликов советской рекламы. Так, зритель узнал, как в 1935 году в СССР продвигали папиросы "Ира", а в начале 80-х - аэрозоль от моли "Упрозоль", электрическую сковороду и бритву "Эхо". К сожалению, ролики такой давности можно посмотреть только во время "Ночи" Бурсико, но они явно стоят того, чтобы не ложиться до утра.