В ночь с первого на второе мая 2011 года произошло событие, которое долгие годы готовили спецслужбы разных стран. В ходе спецоперации в пакистанском городе Абботтабад был убит лидер террористической организации "Аль-Каеда" Осама бин Ладен. Толпы ликующих людей вышли на улицы американских городов, чтобы отпраздновать новость. Однако некоторые граждане не поверили официальным сообщениям президента Барака Обамы и докладам ФБР - по мнению скептиков, никаких реальных доказательств того, что в хорошо укрепленном доме неподалеку от индо-пакистанской границы был убит именно бин Ладен, не существует.
Сомнения неверующих подкрепило отсутствие фотографий тела главного террориста планеты - военные сообщили, что труп был захоронен в море во избежание паломничества к могиле. Но уже к вечеру второго мая было объявлено, что личность убитого подтверждена анализом ДНК – самым надежным и достоверным из существующих методов. Но насколько в действительности можно верить результатам генетической экспертизы?
Идентификация останков зачастую представляет большие сложности - особенно в том случае, если смерть произошла давно и труп успел частично разложиться, или же когда тело сильно обезображено. Специалистами по судебно-медицинской экспертизе было разработано несколько технологий, позволяющих установить личность умершего даже в самых сложных случаях. Например, была создана методика замеров определенных анатомических параметров - различных пропорций лица, отпечатков пальцев и ладоней, рисунка сетчатки глаза и других, и сравнения их с имеющимися у экспертов данными. У человека, убитого в Абботтабаде, все эти параметры были сняты, о чем не раз заявляли спецслужбы.
Однако биометрическая идентификация работает только в том случае, если у специалистов уже есть некая информация о покойном, личность которого устанавливается. Кроме того, биометрия оказывается бесполезной в том случае, если эксперты располагают только "нехарактерными" частями трупа - то есть, если они не могут проанализировать, например, голову или ладони. Но относительно недавно у специалистов появилась методика, которая позволяет установить, кому принадлежат останки, даже в том случае, если от человека осталось только несколько лоскутов кожи или пара капель крови. Эта методика основана на анализе ДНК, выделенной из скудных фрагментов биоматериала.
ДНК, присутствующая в ядрах всех клеток человека, представляет собой полимер, состоящий из отдельных "кирпичиков", по химической структуре представляющих собой нуклеотиды. В ДНК присутствуют четыре типа нуклеотидов, которые сокращенно обозначают буквами А, Т, Г и Ц. Определенные последовательности нуклеотидов кодируют те или иные аминокислоты - элементарные единицы, составляющие другие важнейшие полимеры клетки - белки.
Отдельные белки кодируются генами - обособленными последовательностями нуклеотидов, у которых четко выделяется начало и конец. Кроме генов в ДНК различают межгенные участки, иногда называемые "мусорной ДНК" (также к генетическому "мусору" относят особые последовательности внутри генов, которые не кодируют аминокислот и в процессе "считывания" кода вырезаются). В действительности по крайней мере часть "мусорной ДНК" выполняет важные регуляторные функции, поэтому пренебрежительное название является неверным по сути.
Но для разработки методик идентификации останков по ДНК роль, которую выполняют различные ее последовательности, не важна. Принципиальное значение имеет сама эта последовательность - в "мусорной ДНК" присутствует большое количество повторяющихся участков (например, АТТГЦ АТТГЦ АТТГЦ … АТТГЦ АТТГЦ), причем многие из них расположены у разных людей в одних и тех же местах на хромосомах. Вот только количество повторяющихся элементов в таких участках здорово варьируется - у кого-то отдельный блок может состоять из 10 повторов, а у кого-то тот же блок включает 25 повторяющихся элементов.
Сравнивая такие повторяющиеся блоки в ДНК ребенка и его предполагаемых родителей, можно, например, установить, действительно ли мужчина является отцом мальчика или девочки. Для этого специалисты определяют длину нескольких повторов в геноме ребенка, а также в ДНК обоих взрослых - при этом выбираются одни и те же повторы, то есть повторы, расположенные в одних и тех же участках ДНК. Если генетический материал получен от биологических родителей ребенка, то часть повторов в ДНК сына или дочери будут такими же, как у матери, а часть - теми же, что у отца.
В ДНК встречается множество типов повторяющихся элементов, которые отличаются друг от друга структурой и длиной. Теоретически, для проведения судебно-медицинской экспертизы можно использовать самые разные повторы, однако наиболее востребованными в криминалистике оказались повторяющиеся блоки под названием STR (сокращение от английского short tandem repeat - короткий тандемный повтор). Размер единичного повторяющегося блока в STR составляет от 2 до 10 нуклеотидов, а длина всего участка может изменяться в широких пределах, но итоговый размер все равно остается сравнительно небольшим. Криминалисты любят STR именно за их скромные размеры - даже в случае сильной деградации образца ДНК вероятность того, что STR окажется поврежденным, остается низкой.
Алгоритм установления личности при помощи STR схож с механизмом определения отцовства - специалисты сравнивают несколько повторов в одних и тех же местах в ДНК, выделенной из останков, и в ДНК предполагаемых родственников покойного. Криминалисты разных стран используют различные наборы STR - например, в США обычно ориентируются на 13 определенных повторов.
Методика анализа технически очень проста, а само исследование занимает несколько часов. Из имеющихся биологических образцов выделяется ДНК, а затем при помощи особого фермента ученые копируют нужные им участки и определяют их длину. Получить копию конкретного STR можно по той причине, что он всегда находится в одном и том же месте - ученые "указывают" ферменту, какой именно фрагмент копировать, "предъявляя" ему последовательности, которые окружают повтор. Фермент узнает их и копирует только тот участок, который находится между "предъявленными" последовательностями - то есть искомый STR.
Сравнивая длины STR в ДНК, выделенной из останков, и в ДНК возможных родственников, эксперты могут установить степень родства и, соответственно, определить личность покойного. Например, если оказывается, что предполагаемый Иван Иванович оказывается сыном людей, про которых известно, что они действительно родители Ивана Ивановича, то эксперты делают вывод, что изучаемый труп принадлежит именно их сыну.
В случае с бин Ладеном неизвестно, чья ДНК была использована для сравнения. У "террориста номер один" много близких родственников - около двух десятков его детей (причем некоторые из них ведут вполне себе мирную жизнь) и более 50 единокровных братьев (то есть, у них был общий отец, но разные матери). Вероятнее всего, охотники за бин Ладеном позаботились о том, чтобы заполучить образцы их ДНК, тем более что ее можно выделить, например, из выброшенной жевательной резинки или надкушенного бутерброда. Имея на руках ДНК нескольких близких родственников лидера "Аль-Каеды", совсем нетрудно выяснить, был ли убитый связан с ними кровными узами.
Методика определения личности при помощи анализа STR дает надежный результат - вероятность точного "попадания" составляет около 99,9 процента, так как шансы на случайное совпадение большого количества повторов у людей, не состоящих в родстве, исчезающе малы. Однако вряд ли любителей конспирологических теорий удовлетворит генетическое объяснение ФБР - ведь результаты ДНК-экспертизы можно сфальсифицировать. Точно так же, как можно предъявить публике обезображенные останки бородатого мужчины, вроде бы похожего на бин Ладена. Так что здесь каждый выбирает для себя - верить ли предоставленным доказательствам или продолжать упорствовать, что и сам "террорист номер один", и его широко объявленная кончина - не более чем легенда, созданная спецслужбами для своих коварных целей.