Гигантская сделка на 16 миллиардов долларов между нефтяными компаниями BP и "Роснефть", которая включала в себя обмен акциями и совместные проекты по освоению Арктики, не состоится. Российская госкомпания выходит из соглашения с BP из-за отказа российских акционеров ТНК-ВР - консорциума AАR - продать свою долю в компании и уже готовится искать новых партнеров для работы на шельфе.
"Роснефть" и BP, четверть балансовых запасов которой находится на российской территории, в начале года договорились о стратегическом партнерстве. Альянс, который многие рассматривали как новую главу в истории российской нефтяной отрасли, предусматривал обмен акциями на сумму 16-17 миллиардов долларов и совместное освоение Арктики. "Роснефть" должна была получить 5 процентов акций BP в обмен на 9,5 процента своих. Визировал сделку лично премьер-министр Владимир Путин.
По итогам сделки BP, сильно пострадавшая из-за аварии в Мексиканском заливе в 2011 году, получила бы доступ к новым перспективным рынкам, а "Роснефть" - партнера с необходимыми технологиями для работы на шельфе и новую степень "очистки" своих активов, которые большей частью были сформированы из останков бывшей империи "ЮКОСа" Михаила Ходорковского.
Однако сделка до сих пор не состоялась, поскольку консорциум AAR ("Альфа-групп" Михаила Фридмана, "Ренова" Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника) через суд добился ее временного запрета. В AAR утверждали, что BP имеет право работать в России только через ТНК-BP, а не через ее прямого конкурента.
В результате ТНК-BP стала претендовать на место британского акционера при разработке шельфа Карского моря. Последнее не устроило "Роснефть", после чего российская госкомпания и BP начали переговоры по выкупу доли AAR в ТНК-BP.
Один из вариантов разрешения ситуации предусматривал, что на промежуточном этапе "Роснефти" будет принадлежать в ТНК-BP 25 процентов плюс одна акция, а BP увеличит свою долю до 75 процентов минус одна акция. В дальнейшем "Роснефть" и BP поменяются долями: "Роснефти" будет принадлежать 75 процентов минус одна акция в ТНК-BP, а BP - 25 процентов плюс одна акция.
Британская компания предлагала 27 миллиардов долларов за долю АAR, однако российские акционеры говорили, что их пакет акций стоит больше 30 миллиардов долларов: ТНК-ВР, которая, по мнению аналитиков, недооценена, платит самые высокие в отрасли дивиденды. В середине апреля после нескольких месяцев споров "Роснефть", первоначально планировавшая завершить обмен акциями еще в феврале, согласилась дать BP и AAР еще месяц на выяснение отношений, продлив срок заключения сделки обмена акциями до 16 мая.
Но российские акционеры компании не особо горели желанием продавать свои акции. "Я уже расстроен ситуацией, а так я буду расстроен вдвойне, если мне все-таки придется принять решение о продаже [своей доли в ТНК-ВР]. Я посвятил этой компании почти 15 лет, с самого ее начала", - пояснял свою позицию в интервью BBC 26 апреля Виктор Вексельберг, совладелец AAR.
В итоге AAR, уверенный в своей правоте, задрал стоимость своей половины в ТНК-BP до рекордных 40 миллиардов долларов (вся ТНК-BP оценивается на РТС в 44,2 миллиарда долларов). В "Роснефти" сочли, что это чересчур. В итоге, как указывает Reuters, "Роснефть" и BP предложили AAR за долю в ТНК-ВР 32 миллиарда долларов, из которых 9 миллиардов было бы оплачено акциями BP, но AAR отклонил и это предложение. Для "Роснефти" это стало последней каплей - компания вышла из сделки.
В ночь на 17 апреля истек крайний срок, за который BP и "Роснефть" должны были завершить сделку по обмену акциями. Но вместо официального сообщения по итогам переговоров в "Интерфаксе" появилось сообщение источника, близкого к "Роснефти", который заявил, что сделка с BP не состоится из-за действий AAR, выдвинувшего в минувшие выходные новые "неподъемные для обеих компаний кабальные условия".
"Все это время 'Роснефть' занимала конструктивную позицию. Свидетельством тому явилось согласие на продление сроков сделки, а также готовность выкупить долю AAR совместно с BP по премиальной стоимости", - сказал он, добавив, что компания готова рассмотреть новых партнеров для работы в Арктике. В качестве таковых называются Chevron, ExxonMobil, Shell и китайские компании, уточнил источник Reuters.
В свою очередь, AAR совместно с BP выпустили пресс-релиз, в котором говорится, что компании продолжат переговоры с "Роснефтью" о нахождении приемлемого выхода из ситуации, несмотря на истечение срока сделки.
Не исключено, что теперь приемлемое решение AAR и BP придется искать в судах. Ранее представители AAR заявляли, что BP нанесла ущерб консорциуму в размере от 5 до 10 миллиардов долларов, поскольку BP и "Роснефть" не предложили им присоединиться к своему стратегическому альянсу. На прошлой неделе стало известно, что иск против BP подал миноритарный акционер ТНК-BP Андрей Прохоров. Он намеревался получить от BP аналогичную сумму.
В суд за компенсацией может обратиться и "Роснефть". Ранее вице-премьер РФ, бывший председатель совета директоров "Роснефти" Игорь Сечин не отрицал такой возможности. По его словам, компания может, в случае срыва сделки по обмену активами с британцами, потребовать компенсации как от BP, так и от AAR.
Не исключено, впрочем, что стороны все же смогут найти приемлемое решение, учитывая, что источники "Интерфакса" сообщали о некоем "давлении сверху" на компании. Прежде всего, в этом заинтересована BP, которая сознательно нарушила договоренность с акционерами ТНК-BP и действовала в ущерб их интересам. Недаром британские СМИ были шокированы тем, что BP вообще решилась на договор с прямым конкурентом своей собственной "дочки", поставив саму себя в крайне уязвимую позицию.
Российские же власти, судя по всему, предпочтут не вмешиваться в ситуацию, пускай срыв сделки и ударил по амбициям отечественного нефтяного чемпиона. В 2008 году правительство так же дистанцировалось от конфликта AAR и BP, в ходе которого российские акционеры нефтяной компании изгнали из страны главу ТНК-BP Роберта Дадли.