Не только почитать, но и посмотреть — в нашем Instagram
Новости партнеров

Интересные формулировки

В Сочи завершился 22-й фестиваль "Кинотавр"

В субботу, 11 июня, в Сочи завершился 22-й открытый российский кинофестиваль "Кинотавр". Хотя лучшим фильмом была признана картина "Безразличие" Олега Флянгольца, наиболее успешной лентой из конкурсной программы можно, пожалуй, считать работу Бакура Бакурадзе "Охотник", получившую сразу три награды.

Примечательно, что официальные лица, выступавшие на церемонии закрытия "Кинотавра", несколько разошлись в своих оценках ситуации, сложившейся в российском кинематографе в настоящее время. В частности, мэр города Сочи Анатолий Пахомов бодро заявил: "Российское кино на подъеме!" Чуть позже Александр Роднянский, президент "Кинотавра", дал несколько более сдержанную оценку отечественному кинопроизводству. По мнению Роднянского, в кинематографе много проблем, и уж если и говорить о подъеме, то в сфере короткометражного кино. И действительно, по словам программного директора фестиваля Ситоры Алиевой, в этом году отборщикам пришлось просмотреть 238 короткометражных лент (для сравнения - год назад их было 158). Из них 21 фильм попал в программу "Кинотавра".

Еще шесть из этих картин были отмечены на фестивале призом, дипломом или хотя бы специальным упоминанием жюри. Основная награда досталась ленте Михаила Сегала "Мир крепежа". Эта же картина удостоилась специального приза Future Shorts Russia с формулировкой "за великолепный сценарий, органичную игру актеров и точную режиссуру".

Формулировки, с которыми награждались прочие короткометражки, оказались еще более увлекательными. В частности, фильм Михаила Местецкого "Незначительные подробности случайного эпизода" отметили дипломом "за неслучайные подробности значительного эпизода" (работа Местецкого также получила приз от Гильдии киноведов и кинокритиков). Или вот, например, лента "Адронный коллайдер" Марии Левиной получила награду от сайта kinopoisk.ru "за самый многообещающий трейлер". Все желающие могут лично поискать в ролике какие-либо обещания - он есть на "Кинопоиске". Интересно вот что: хронометраж фильма Левиной - девять минут, а продолжительность ролика - чуть более 40 секунд. Другими словами, трейлер в данном случае - это еще не десятая часть картины, но уже близко к тому.

Также дипломов и упоминаний жюри удостоились ленты "No Problem" Маши Агранович, "Дотянуться до мамы" Ольги Томенко и "Кросс" Марины Вроды. Впрочем, победители конкурса короткометражек были названы чуть раньше, 8 июня. В день закрытия "Кинотавра" речь шла преимущественно о полнометражных картинах.

Первым делом приз от Гильдии кинокритиков вручил президент этой организации Виктор Матизен (отметивший, кстати, что программа этого года точно отразила хаос, возникший в головах у кинематографистов в связи с быстрыми переменами). Награды удостоился "Охотник" Бакура Бакурадзе. Кроме того, кинокритики отметили дипломом ленту "Родина или смерть" Виталия Манского. Примечательно, что эта картина, рассказывающая о жизни на современной Кубе, стала единственным документальным фильмом в программе основного конкурса.

Драма "Охотник" также принесла Бакурадзе награду за лучшую режиссуру. (Отметим, что режиссер в 2008 году уже привозил на "Кинотавр" свою дебютную полнометражную ленту "Шультес" - фильм удостоился главного приза фестиваля.) Татьяна Шаповалова, снявшаяся в "Охотнике", получила награду за лучшую женскую роль.

Работа актера Константина Юшкевича в картине "Упражнения в прекрасном" Виктора Шамирова была отмечена призом в номинации "Лучшая мужская роль". Сценарий для этой ленты, рассказывающей о жизни театральной труппы, написал сам Шамиров в соавторстве с двумя актерами - все тем же Юшкевичем и Гошей Куценко. Жюри признало совместную работу Шамирова, Юшкевича и Куценко лучшим из всех сценариев, представленных на фестивале.

Композитор Александ Маноцков, написавший музыку к фильму о балете и перестройке "Мой папа Барышников", получил премию Микаэла Таривердиева. Американец Ибен Булл был признан лучшим оператором - так жюри отметило его работу в фильме режиссера Ангелины Никоновой "Портрет в сумерках".

Довольно симпатичная лента Александра Гордона "Огни притона" (которую, кстати, весьма тепло встречала публика) от жюри получила всего лишь спецдиплом. Точнее, диплом достался исполнительнице главной роли в фильме, актрисе Оксане Фандере, с формулировкой "за неповторимое сочетание красоты и таланта". Сам Гордон отметил, что его собственная работа нравится ему прежде всего как зрителю, а не как профессионалу, и пообещал разобрать фильм в рамках авторской программы "Закрытый показ". На вопрос о том, сможет ли он обругать свой фильм, режиссер дал уверенный утвердительный ответ.

И, наконец, единственную, но зато самую важную награду кинофестиваля получила лента Олега Флянгольца "Безразличие". События картины разворачиваются в 60-е годы, а сам фильм был начат режиссером более 20 лет назад, еще в 1989 году. Неудивительно, что эта ностальгическая лента показалась жюри наиболее непохожей на прочие конкурсные картины - за что и удостоилась награды.

На состоявшейся в заключительный фестивальный день пресс-конференции устроители "Кинотавра" также ответили на ряд вопросов, касающихся организации мероприятия. Журналистам, в общем-то, уже не хотелось разговаривать на серьезные темы, поэтому обсуждали, в частности, фестивальную газету "Кинотавр Daily" и предлагали в следующий раз организовать в рамках мероприятия конкурс хокку. Тем не менее, некоторые зрители жаловались на звук в "Зимнем театре" - именно там проходят показы всех фильмов конкурсной программы. (Отметим, что недовольство звуком ранее также выражал и как минимум один из участников конкурса - Александр Гордон. Он заявил, что во время показа его работы "сидел и плакал", поскольку почти ничего не было слышно.) Организаторы на это ответили, что проблем с техникой в "Зимнем театре" нет, просто помещение не является кинозалом.

Зал в "Зимнем театре" действительно не вполне подходит для кинопоказов. Само здание было построено еще в 30-е годы прошлого века. Изнутри помещение устроено так, что звук начинает "гулять". Вместительность зрительного зала - менее 1000 человек с учетом балконов. Это на первый взгляд немало, но некоторые картины пользуются повышенным спросом (в частности, на показе закрывавшей фестиваль "Елены" Звягинцева зрителей было под завязку). Между тем, с балконов едва видно сцену, не говоря уже об экране, который висит в глубине. Короче говоря, тернист и нелегок путь поклонников отечественного кинематографа к прекрасному.

Теоретически в ближайшие годы ситуация может измениться в лучшую сторону. Подвижки будут связаны с тем, что гостиница "Жемчужина", ставшая своего рода домом для "Кинотавра", будет ремонтироваться. Более того, Сочи, как все наверняка помнят, готовится принять зимнюю Олимпиаду 2014 года. Поэтому в городе вполне могут появиться новые мультимедийные залы, более подходящие для массовых кинопоказов. Только вот организаторы признаются, что расставаться с "Зимним театром" им бы не хотелось. Видимо, за 20 лет своего существования "Кинотавр" успел буквально срастись с этим зданием.