Новости партнеров

Только для автобусов

В Москве появится 300 километров дорог для общественного транспорта

14 июля выделенная полоса для движения общественного транспорта открылась на Щелковском шоссе. Это вторая московская магистраль, на которой за последний месяц появилась подобное новшество: 11 июля автобусы и троллейбусы получили отдельную полосу на Ленинградском проспекте. Несмотря на то, что такие дороги предназначаются исключительно для общественного транспорта, главное их предназначение - уберечь от пробок автомобилистов.

Ввести спецполосы для автобусов на крупнейших магистралях Москвы планировалось еще в 2007 году. Тогда столичные власти даже выбрали для этого трассы - Ленинградский проспект и Волоколамское шоссе. По мнению чиновников, именно по этим магистралям на общественном транспорте передвигается наибольшее число пассажиров. Полосы для автобусов планировалось отделять от остальной дороги, где это возможно, специальными ограждениями, изготовленными "из легких сборно-разборных конструкций".

В результате реализация проекта была отложена на два года - в 2009-м выделенная полоса движения появилась на Волоколамском шоссе от поворота на Тушинскую улицу до МКАД. Для нее магистраль не достраивалась - было решено просто отделить существующую крайнюю правую полосу в обоих направлениях разметкой. Такие действия столичных властей вызвали возмущение водителей, однако на это представители департамента транспорта и связи Москвы заявили, что новшество не ухудшит ситуацию на дороге, на которой и так все плохо.

Если верить официальной информации, то пропускная способность Волоколамки после появления выделенной полосы только улучшилась - на семь процентов. По версии департамента транспорта, произошло это потому, что маршрутные транспортные средства перестали мешать общему потоку. Однако для водителей статистика, приведенная московскими властями, почти ничего не значила - они как стояли в пробках на Волоколамском шоссе, так и продолжали стоять.

Автобусы действительно стали ездить быстрее, правда, только на том участке шоссе, где была выделенная полоса - а дальше транспорт упирался в пробку при съезде на МКАД. Тем не менее, московские власти выполнили свою задачу - сделали общественный транспорт немного быстрее. Однако, с точки зрения автомобилистов, которым прдложили стоять в общем потоке на шоссе часами, этого результата было мало. Московскому правительству необходимо было найти способ, как упростить жизнь водителей.

Способ сделать автомобилистов "счастливее" нашли в конце 2010 года, после назначения на пост мэра города Сергея Собянина. Он пообещал улучшить транспортную ситуацию в столице. Делать это новый градоначальник собирался по трем направлениям - организация парковок, строительство дорог и популяризация общественного транспорта.

Именно последний пункт должен был облегчить жизнь водителям - им попросту предложили отказаться от машин и пересесть на автобусы и троллейбусы. Согласно "Государственной программе по развитию транспортной системы Москвы на 2012-2016 годы", ежегодно пассажиропоток на общественном транспорте должен увеличиваться на 100-300 тысяч человек. Причем привлекать новых пассажиров планируется не за счет новых жителей города, а за счет автомобилистов.

Принудительно пересадить автомобилистов на автобусы невозможно, однако они это сделают сами, если общественный транспорт станет быстрее и комфортабельнее, посчитали власти. Чем больше водителей откажется от машин, тем меньше автомобилей будет передвигаться по городу, а значит, пробки сократятся без строительства новых дорог.

Уже в первом полугодии 2011 года в Москве открылись спецполосы на трех "проблемных" магистралях - проспекте Андропова, Ленинградском проспекте и теперь на Щелковском шоссе. До 2013 года в городе появится 300 километров дорог для автобусов. Общественному транспорту отдадут крайние правые полосы Ленинградского шоссе, Севастопольского проспекта, Пятницкого, Боровского, Ярославского шоссе и шоссе Энтузиастов, улиц Липецкой и Вешняковской.

Под изменения также попадут улицы Тверская, 1-й Тверская-Ямская, Большая Якиманка и Садовое кольцо. В центре города выделенные полосы появятся на всех дорогах шириной не менее шести полос. На этом улучшения не закончатся. Московское правительство уже начало переговоры с Подмосковьем, чтобы спецполосы для автобусов продолжались и за МКАДом.

У выделенных полос, которые появятся в центре города, будет еще одно важное предназначение - они позволят убрать с дорог припаркованные машины, с которыми московские власти также обещали бороться. Кроме того, столица уже приняла меры для того, чтобы у водителей не возникало желания объезжать пробки по полосам для автобусов. С 1 июля 2012 года штраф в столице за такое правонарушение составит три тысячи рублей. Правда, вряд ли такая сумма отобьет желание нарушать правила у тех, кто больше всех торопится. Впрочем, и в то, что водители массово захотят пересесть с машин на автобусы или троллейбусы, тоже верится с трудом.