7 и 8 августа, когда уличные хулиганы в Лондоне били витрины, поджигали автомобили и мародерствовали, многие причисляли Facebook и Twitter чуть ли не к сообщникам погромщиков - настолько очевидно было, что такого рода акции организовываются именно через социальные сети. Позже, когда на улицы города вышли люди с метлами и швабрами, чтобы убрать следы беспорядков, отношение общественности к соцсетям несколько изменилось.
"Через соцсеть Twitter уличные головорезы управляют насилием в Тотенхэме", - писала 8 августа газета The Sun. По данным издания, в микроблогах мародеры хвастались награбленным, сообщали друг другу, где и чем можно поживиться, и даже публиковали призывы убивать полицейских, которые пытались сдержать напор ошалевшей толпы. Аналогичное мнение высказывала 7 августа The Daily Mail. Британский ежедневник сообщал, что фотографию горящего полицейского автомобиля за час "ретвитнули" более ста раз. Подобные "ретвиты" зачастую сопровождались одобрительными комментариями.
Инструментами для "управления насилием" называли также Facebook и BlackBerry Messenger (он же BBM) - программу для обмена мгновенными сообщениями для смартфонов BlackBerry. Последнему вообще отвели роль главного средства связи погромщиков. Объяснений этому можно найти сразу несколько. Во-первых, мессенджер бесплатен, во-вторых, он позволяет отправлять сообщения нескольким пользователям сразу, в-третьих, передаваемые через BBM сообщения теоретически нельзя "перехватить". Наконец, смартфоны BlackBerry из-за своей относительной дешевизны пользуются популярностью у молодежи и малообеспеченных слоев населения - а лондонские уличные хулиганы попадают сразу в обе категории. СМИ часто цитировали одно из пересылавшихся по BBM сообщений - в нем неизвестный автор призывал собратьев хватать молотки и тележки и бежать грабить магазины.
После того как стало ясно, что волнения не затихли, а наоборот, перекинулись на новые районы и даже города (в их числе Бирмингем, Бристоль и Манчестер), зазвучали призывы перекрыть доступ к соцсетям и прочим современным средствам коммуникации. Такие соображения высказывали даже члены правительства - так, парламентарий Дэвид Лэмми (David Lammy), выступая по радио "Би-Би-Си", призвал компанию Research in Motion заблокировать мессенджер BlackBerry.
Заявления о том, что соцсети являются корнем всех зол, конечно, были справедливы лишь с большой натяжкой. Законопослушные британцы использовали Facebook и Twitter прежде всего для передачи новостей и предупреждения друг друга об опасности. Затем произошла удивительная метаморфоза - о социальных сетях и других интернет-сервисах вдруг заговорили как о средстве сопротивления беспорядкам.
Условно говоря, борьба с погромщиками велась в Сети в трех направлениях. Первое из них можно обозначить как "помоги полиции установить личность хулиганов". Почин здесь положили сами полицейские - 9 августа на официальной странице полиции Большого Лондона на фотохостинге Flickr были опубликованы фотографии злоумышленников, сделанные камерами наблюдения. Если кто-то из изображенных на фото людей покажется вам знакомым, просили стражи правопорядка, свяжитесь с нами.
Другие сайты с фотографиями мародеров создавали уже добровольцы. Среди них можно отметить ресурс londonrioters.co.uk, снимки на который может загрузить любой желающий, и блог Catch A Looter ("Поймай мародера") со множеством фотографий приемлемого качества на сервисе Tumblr. Хэштег #catchalooter появился также и в твиттере.
Вторым "антихулиганским" интернет-трендом можно назвать создание интернет-карт с очагами беспорядков. Таких карт тоже появилось сразу много - их можно обнаружить, в частности, на сервисе Google Maps и на сайте газеты The Guardian. Еще несколько карт сделали энтузиасты. Глядя на карту, лондонцы и жители других городов, охваченных беспорядками, могли узнать, от посещения каких районов сегодня лучше воздержаться. Информацию составители карт черпали из новостей и из свидетельств очевидцев в социальных сетях.
Третьей и, наверно, самой впечатляющей составляющей "движения сопротивления" стала кампания RiotCleanup, в которой, по предварительной оценке, приняли участие несколько сотен, а то и тысяч лондонцев. Договорившись через Facebook и Twitter, эти люди вооружились метлами, швабрами, совками и мешками для мусора и вышли на улицы города, чтобы очистить их от следов погромов.
Кто организовал кампанию, сейчас сказать сложно. Для связи в твиттере активисты использовали хэштег #riotcleanup, который очень скоро возглавил топ самых популярных тем в британском сегменте сервиса. Были также созданы отдельный микроблог @RiotCleanup, на который по состоянию на момент написания статьи подписались почти 90 тысяч пользователей, сайт riotcleanup.com и группа в Facebook. С помощью этих средств коммуникации лондонцы назначали место и время встречи, на которую затем приходили с необходимым инвентарем и проводили в разгромленном районе "субботник".
Импровизированные "субботники" прошли в нескольких лондонских районах, включая Хэкни, Пэкхем и Кройден, а также в других городах. Для них в твиттере были созданы отдельные аккаунты - например, @RiotCleanUpManc для Манчестера и @riotcleanupWolv для Вулверхэмптона.
В кампании участвовали не только люди старшего возраста, но и молодежь. "Мой сын услышал призыв и отправился убирать городские улицы, скажите ему кто-нибудь, чтобы он заодно убрался и в своей спальне", - написала в #riotcleanup какая-то британская мама. В микроблогах не только назначались встречи для проведения уборок, но и размещалась информация другого характера - например, о сборе вещей для погорельцев.
В принципе, в том, что британцы решили объединиться в соцсетях для того, чтобы противодействовать насилию, ничего удивительного нет. Интересно то, какую тактику при этом они предпочли избрать. Фотоаппарат, географическая карта и метла иногда могут возыметь гораздо больший эффект, чем кулаки и дубинки. А силовые методы пусть использует полиция.