Закон противодействия

Лондонцы организовали через соцсети кампанию по наведению порядка в городе

Флаер с сайта riotcleanup.com

7 и 8 августа, когда уличные хулиганы в Лондоне били витрины, поджигали автомобили и мародерствовали, многие причисляли Facebook и Twitter чуть ли не к сообщникам погромщиков - настолько очевидно было, что такого рода акции организовываются именно через социальные сети. Позже, когда на улицы города вышли люди с метлами и швабрами, чтобы убрать следы беспорядков, отношение общественности к соцсетям несколько изменилось.

"Через соцсеть Twitter уличные головорезы управляют насилием в Тотенхэме", - писала 8 августа газета The Sun. По данным издания, в микроблогах мародеры хвастались награбленным, сообщали друг другу, где и чем можно поживиться, и даже публиковали призывы убивать полицейских, которые пытались сдержать напор ошалевшей толпы. Аналогичное мнение высказывала 7 августа The Daily Mail. Британский ежедневник сообщал, что фотографию горящего полицейского автомобиля за час "ретвитнули" более ста раз. Подобные "ретвиты" зачастую сопровождались одобрительными комментариями.

Очаги беспорядков на карте Лондона и его пригородов на Google Maps
Очаги беспорядков на карте Лондона и его пригородов на Google Maps

Инструментами для "управления насилием" называли также Facebook и BlackBerry Messenger (он же BBM) - программу для обмена мгновенными сообщениями для смартфонов BlackBerry. Последнему вообще отвели роль главного средства связи погромщиков. Объяснений этому можно найти сразу несколько. Во-первых, мессенджер бесплатен, во-вторых, он позволяет отправлять сообщения нескольким пользователям сразу, в-третьих, передаваемые через BBM сообщения теоретически нельзя "перехватить". Наконец, смартфоны BlackBerry из-за своей относительной дешевизны пользуются популярностью у молодежи и малообеспеченных слоев населения - а лондонские уличные хулиганы попадают сразу в обе категории. СМИ часто цитировали одно из пересылавшихся по BBM сообщений - в нем неизвестный автор призывал собратьев хватать молотки и тележки и бежать грабить магазины.

После того как стало ясно, что волнения не затихли, а наоборот, перекинулись на новые районы и даже города (в их числе Бирмингем, Бристоль и Манчестер), зазвучали призывы перекрыть доступ к соцсетям и прочим современным средствам коммуникации. Такие соображения высказывали даже члены правительства - так, парламентарий Дэвид Лэмми (David Lammy), выступая по радио "Би-Би-Си", призвал компанию Research in Motion заблокировать мессенджер BlackBerry.

Заявления о том, что соцсети являются корнем всех зол, конечно, были справедливы лишь с большой натяжкой. Законопослушные британцы использовали Facebook и Twitter прежде всего для передачи новостей и предупреждения друг друга об опасности. Затем произошла удивительная метаморфоза - о социальных сетях и других интернет-сервисах вдруг заговорили как о средстве сопротивления беспорядкам.

Фотография мародера из блога Catch a Looter
Фотография мародера из блога Catch a Looter

Условно говоря, борьба с погромщиками велась в Сети в трех направлениях. Первое из них можно обозначить как "помоги полиции установить личность хулиганов". Почин здесь положили сами полицейские - 9 августа на официальной странице полиции Большого Лондона на фотохостинге Flickr были опубликованы фотографии злоумышленников, сделанные камерами наблюдения. Если кто-то из изображенных на фото людей покажется вам знакомым, просили стражи правопорядка, свяжитесь с нами.

Другие сайты с фотографиями мародеров создавали уже добровольцы. Среди них можно отметить ресурс londonrioters.co.uk, снимки на который может загрузить любой желающий, и блог Catch A Looter ("Поймай мародера") со множеством фотографий приемлемого качества на сервисе Tumblr. Хэштег #catchalooter появился также и в твиттере.

Вторым "антихулиганским" интернет-трендом можно назвать создание интернет-карт с очагами беспорядков. Таких карт тоже появилось сразу много - их можно обнаружить, в частности, на сервисе Google Maps и на сайте газеты The Guardian. Еще несколько карт сделали энтузиасты. Глядя на карту, лондонцы и жители других городов, охваченных беспорядками, могли узнать, от посещения каких районов сегодня лучше воздержаться. Информацию составители карт черпали из новостей и из свидетельств очевидцев в социальных сетях.

Третьей и, наверно, самой впечатляющей составляющей "движения сопротивления" стала кампания RiotCleanup, в которой, по предварительной оценке, приняли участие несколько сотен, а то и тысяч лондонцев. Договорившись через Facebook и Twitter, эти люди вооружились метлами, швабрами, совками и мешками для мусора и вышли на улицы города, чтобы очистить их от следов погромов.

Самодельный плакат
Самодельный плакат "Используйте метлы, а не бомбы" с сайта riotcleanup.co.uk

Кто организовал кампанию, сейчас сказать сложно. Для связи в твиттере активисты использовали хэштег #riotcleanup, который очень скоро возглавил топ самых популярных тем в британском сегменте сервиса. Были также созданы отдельный микроблог @RiotCleanup, на который по состоянию на момент написания статьи подписались почти 90 тысяч пользователей, сайт riotcleanup.com и группа в Facebook. С помощью этих средств коммуникации лондонцы назначали место и время встречи, на которую затем приходили с необходимым инвентарем и проводили в разгромленном районе "субботник".

Импровизированные "субботники" прошли в нескольких лондонских районах, включая Хэкни, Пэкхем и Кройден, а также в других городах. Для них в твиттере были созданы отдельные аккаунты - например, @RiotCleanUpManc для Манчестера и @riotcleanupWolv для Вулверхэмптона.

В кампании участвовали не только люди старшего возраста, но и молодежь. "Мой сын услышал призыв и отправился убирать городские улицы, скажите ему кто-нибудь, чтобы он заодно убрался и в своей спальне", - написала в #riotcleanup какая-то британская мама. В микроблогах не только назначались встречи для проведения уборок, но и размещалась информация другого характера - например, о сборе вещей для погорельцев.

В принципе, в том, что британцы решили объединиться в соцсетях для того, чтобы противодействовать насилию, ничего удивительного нет. Интересно то, какую тактику при этом они предпочли избрать. Фотоаппарат, географическая карта и метла иногда могут возыметь гораздо больший эффект, чем кулаки и дубинки. А силовые методы пусть использует полиция.

Обсудить
Цель — premium
«Дочка» Hyundai — Genesis презентовала новую модель
Мясо по-бразильски
Чем для российского рынка обернется скандал с некачественной южноамериканской говядиной
Диалектика «Платона»
Как система взимания платы становится инструментом борьбы с поборами на дорогах
Лазерный пистолет и стреляющий эспандер
Пять самых необычных и бессмысленных пистолетов
Срисовали
Как разоблачили банду, охотившуюся на картины знаменитых художников
Не уберегли
Как в изоляторах погибают ключевые свидетели по антикоррупционным процессам
«Я стала плевать кровью на снег»
Как выстрел в лицо офицеру МВД обернулся обвинениями в самостреле: расследование
Красный — новый черный
Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
Man and woman eating from a pot and a pail on a street corner, 1940-1944Разборки в гетто
Страх, ужас и безысходность на снимках лодзинского фотографа
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Невспаханная «Нива»
12 модификаций легендарного внедорожника, о которых вы не знали
Тает лед
Как Ferrari и Феттель воскресили интригу в Формуле-1
Они из будущего
Объясняем, почему «Мерседесы» выглядят так, как выглядят, и какими они станут
Место рождения
Как выглядят самые крупные и самые необычные автозаводы мира
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше