Вопреки регламенту

В Выборге завершился 19-й кинофестиваль "Окно в Европу"

С 7 по 14 августа в Выборге проходил очередной (уже 19-й по счету) фестиваль российского кино "Окно в Европу". На этот раз мероприятие закончилось казусом. На церемонии закрытия выяснилось, что жюри осталось недовольно конкурсной программой и не сумело выбрать фильм, достойный главного приза мероприятия.

Стоит отметить, что фестиваль "Окно в Европу" предлагает зрителям аж четыре конкурсных программы. Основной конкурс - это художественные картины. Собственно, именно в его рамках и вручается главная награда - "За лучший игровой фильм" (а также три специальных приза жюри). Кроме того, на фестивале выбирают лучшую документальную ленту и лучший мультфильм. И, наконец, четвертый конкурс - "Выборгский счет". Лучшую из представленных в нем картин отбирают по итогам зрительского голосования. Причем зрители могут голосовать как за фильмы из основного конкурса, так и за ленты из программы, подготовленной специально для "Выборгского счета". Последняя как правило включает картины, ранее уже демонстрировавшиеся на каких-то других фестивалях. В частности, в этот раз в Выборге зрителям показали "Безразличие" Олега Флянгольца, "Два дня" Авдотьи Смирновой, "Охотника" Бакура Бакурадзе, "Упражнение в прекрасном" Виктора Шамирова и "Шапито-шоу" Сергея Лобанова. Все эти фильмы уже успели засветиться на "Кинотавре" или ММКФ. Также на сайте фестиваля в программе "Выборгский счет" фигурирует картина "Елена" Андрея Звягинцева, однако по другим данным эта лента демонстрировалась вообще вне конкурса - в рамках спецпоказа.

Зрителям в результате больше всего понравилась лента Смирновой "Два дня". Это комедийная драма, в которой Федор Бондарчук играет заместителя министра экономики и развития, а Ксения Раппопорт - заместителя директора провинциального музея. История взаимоотношений двух заместителей была отмечена в Выборге "Золотой ладьей" (призом конкурса "Выборгский счет"). Фильм Смирновой будет выпущен на экраны российских кинотеатров в начале сентября 2011 года.

Еще две "Ладьи" достались лентам из основной конкурсной программы - "Пяти невестам" Карена Оганесяна и "Четырем дням в мае" Ахима фон Борриса. Эти фильмы заняли второе и третье место по количеству собранных голосов зрителей.

В общем, со зрительскими симпатиями все более-менее понятно. Достаточно спокойно, судя по всему, проходило голосование и в рамках конкурса анимационных фильмов. Жюри в данном случае возглавляла режиссер-мультипликатор Мария Муат, знакомая по циклу "КОАПП" и "Влюбчивой вороне". Члены жюри признались, что спорили недолго. Лентой-победителем стала работа Михаила Дворянкина ”Подарок", рассказывающая о жизни рядового советского школьника.

Специального приза жюри удостоился мультфильм Ирины Литманович "Домашний романс". Анимационную ленту "Шатало" Алексея Демина отметили дипломом "за мастерство и лаконичность художественных средств". Аналогичный диплом, но с формулировкой "за блистательный дебют", достался мультфильму "Еще раз".

А вот выбрать лучшие документальную и художественную ленты оказалось сложнее. Жюри неигровой программы во главе с Виталием Манским как-то отметило всего три картины. Главный приз достался ленте "Ждем, надеемся, не верим" Михаила Павлова, специальный приз - фильму "Я забуду этот день" Алины Рудницкой. Дипломом "за лучший дебют" наградили "Тихий океан" Анны Шишовой. Остальные ленты (а их, между прочим, в программе было еще 13) члены жюри признали крайне слабыми.

Впрочем, Манский и его коллеги смогли хоть что-то выбрать. Жюри конкурса игрового кино во главе с председателем Михаилом Аграновичем не смогло выбрать ни одного из 14 представленных в программе фильмов, заслуживающего основной премии. В результате основная фестивальная награда вопреки регламенту была вручена актеру Петру Зайченко. Он снялся в двух фильмах, представленных в конкурсной программе. Речь идет о лентах "Сибирь. Монамур" Вячеслава Росса и "Дом" Олега Погодина. Эти фильмы также получили спецпризы жюри. Росса наградили за режиссуру, Погодина (который работал над своей картиной в качестве сценариста и режиссера) - "за владение кинематографическими профессиями".

Еще один специальный приз жюри ("за смелость и гуманизм") достался ленте "Четыре дня в мае". Режиссером этой картины является немец Ахим фон Боррис. Однако фильм снимался совместно тремя сторонами - Германией, Украиной и Россией. Это и позволило "Четырем дням в мае" попасть в конкурсную программу "Окна в Европу".

Стоит отметить, что в рамках фестивалей предыдущих лет специальные призы обычно также вручались актерам, которые, по мнению жюри, исполнили особенно удачные роли. На мероприятии 2011 года этого не случилось. Видимо, это связано с тем, что актеру в этот раз выдали главный фестивальный приз. Не хочется говорить о том, что российское кино загибается (или, напротив, переживает подъем, как заявил на церемонии закрытия другого фестиваля - "Кинотавра" - мэр Сочи Анатолий Пахомов). Но оно определенно находится в том состоянии, для оценки которого неприменимы существующие регламенты.

Культура01:10Сегодня
Марина Абрамович

Усы Сталина и будни маньяков

Новые романы Джоан Роулинг, Стивена Кинга и еще 30 главных книг 2019 года
Культура00:02 9 декабря
Выставка «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ имени Пушкина

Женщины парижской богемы

Они встречались, страдали и расставались. Истории их любви теперь изучают толпы