Менеджмент "Норникеля" в третий раз предложил акционеру компании - "Русалу" - продать его акции крупнейшего в мире производителя никеля и палладия за 8,75 миллиарда долларов. "Русал", отказавшийся зимой продавать акции по более высокой цене, вряд ли примет новое предложение руководства комбината. Корпоративный конфликт между крупнейшими акционерами "Норникеля" привел к тому, что агентство Fitch Ratings снизило кредитный рейтинг горно-металлургической компании.
"Норникель", крупнейшим акционером которого с долей в 30 процентов является холдинг "Интеррос" Владимира Потанина, живет в состоянии корпоративного конфликта последние несколько лет. Действия "Русала" Олега Дерипаски, выкупившего в 2008 году около 25 процентов акций "Норникеля" у Михаила Прохорова, были с самого начала негативно восприняты "Интерросом", который надеялся сам получить эти акции.
Громкий корпоративный конфликт миллиардеров урегулировать не удалось, поскольку ни один из основных совладельцев компании не желал уступать контроль в "Норникеле". Тогда Потанин пригласил на пост гендиректора "Норникеля" Владимира Стржалковского, бывшего главу Федерального агентства по туризму и знакомого Владимира Путина. Это назначение было в штыки воспринято Дерипаской, потребовавшим сменить человека без опыта на "профессионального металлурга". В результате Стржалковский и Потанин сформировали негласный альянс, который с тех пор, по мере сил, блокирует все инициативы Дерипаски.
Конфликтующие стороны ненадолго прекратили биться друг с другом из-за кризиса, заключив соглашение, предусматривающее равное число представителей в совете директоров от каждого из них. Продержался этот договор до 2010 года, после чего "Интеррос" при неформальной поддержке "Норникеля" вновь начал "двигать" "Русал" к выходу.
Комбинат уже в третий раз пытается выкупить свои акции у "Русала" Олега Дерипаски (контролирует 25,13 процента "Норникеля"), чтобы прекратить войну между акционерами. Два предыдущих предложения алюминиевый холдинг отверг, указывая, что менеджмент "Норникеля" действует в альянсе с Потаниным. Несмотря на то, что предложение "Норникеля" о выкупе 15 процентов акций предусматривает премию в 20 процентов к среднерыночной цене бумаг за последние 6 месяцев.
"Русал" пообещал рассмотреть новое предложение "Норникеля" в рамках общекорпоративных процедур. Компании Дерипаски возможная сделка поможет расплатиться с большей частью долга (акции "Норникеля", принадлежащие комапнии Дерипаски, в 2010 году перешли в залог Сбербанку по кредиту), однако она вряд ли примет новую оферту, хотя предложение "Норникеля" предусматривает премию в 20 процентов к среднерыночной цене бумаг комбината за последние 6 месяцев.
В "Русале" вновь назвали свою инвестицию в "Норникель" стратегической, напомнив, что пришли в Норильск всерьез и надолго. Да и новая цена, за которую "Норникель" готов выкупить свои акции, оказалась ниже предыдущего предложения. В любом случае, важное значение будет иметь позиция акционеров "Русала" (группа "Онэксим" Михаила Прохорова и Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника поддержали предыдущую, более щедрую оферту "Норникеля"). В отличие от Дерипаски.
В начале 2011 года "Норникель" готов был купить у "Русала" 20 процентов своих акций за 12,8 миллиарда долларов (примерно 335,7 доллара за штуку), но получил отказ (тогда "Норникель" оценил себя в 64 миллиарда долларов - на 43 процента выше капитализации). В случае если новую оферту одобрит совет директоров "Норникеля", назначенный на 24 августа, компания предложит алюминиевому гиганту продать акции по 306 долларов за штуку (исходя из капитализации в 58,3 миллиарда долларов, что на 36 процентов дороже рынка).
В случае, что предложение "Норникеля" о выкупе получит одобрение совета директоров 24 августа, то оферта "Русалу" будет действовать до 5 сентября. Для сделки, по данным "Интерфакса", компания предполагает использовать собственные (4,5 миллиарда долларов) и заемные средства (4,25 миллиарда долларов). Впрочем "Московские новости" отмечают, что "Норникель" сейчас рассчитывает именно на отказ "Русала", который позволит компании провести buyback (процедуру обратного выкупа ценных бумаг) среди других акционеров.
С конца 2010 года, после разрыва соглашения "Интерроса" о сотрудничестве с "Русалом" от 2008 года, структуры, которые контролирует сам "Норникель", скупили акций комбината на рынке на 4,3 миллиарда долларов. "Русал" расценивал эти сделки в качестве попытки использовать средства компании для усиления позиций альянса менеджмента "Норникеля" и холдинга "Интеррос". Новый buyback "Русал" заблокировать также не сможет (Потанин, помимо перевеса в акциях, имеет и преимущество в совете директоров).
Газета "Ведомости" пишет, что в случае отказа "Русала" расстаться со своей долей в комбинате "Норникель" собирается потратить 4,5 миллиарда долларов на выкуп бумаг с рынка. В этом случае группа акционеров, в которую входит холдинг Потанина, нидерландский трейдер Trafigura и сам "Норникель" (его "дочка" Corbiere владеет 9,2 процента его акций), получит контрольный пакет никелевого комбината (50,9 процента). В случае, если "Норникелю" удастся уговорить Дерипаску продать акции комбината, то доля Потанина, Trafigura и Corbiere в капитале "Норникеля" может вырасти до 55,6 процента. Сейчас "Интеррос", менеджмент ГМК и Trafigura совокупно контролируют порядка 47 процентов акций "Норникеля".
После того, как стало известно о решении "Интерроса" выкупить долю "Русала", рейтинговое агентство Fitch Ratings объявило о снижении кредитного рейтинга "Норникеля", установленного в 2005 году на уровне BBB-. Возможное согласие "Русала" на оферту может привести к росту объемов долга компании на фоне вероятного резкого падения цен на производимые им металлы, вызванного ухудшением конъюнктуры рынка, пишет газета "Коммерсантъ".
Таким образом, рейтинг "Норникеля" оказался в спекулятивной, иначе "мусорной", категории. В агентстве свои действия объяснили ослаблением уровня корпоративного управления и продолжающимся конфликтом между ключевыми акционерами комбината. В начале августа по схожим причинам рейтинги "Норникеля" были поставлены на пересмотр еще двумя агентствами - Moody's и Standart&Poor’s. Их специалисты также отмечали ослабление корпоративного управления в компании.