Крупнейшая российская нефтяная госкомпания "Роснефть" определилась с партнером по освоению арктического шельфа. Им станет американская ExxonMobil. Теперь отечественные нефтяники получат доступ к площадкам в США, а также смогут поучаствовать в проектах ExxonMobil в третьих странах. В мае "Роснефть" вышла из альянса с британской ВР, с которой намеревалась не только разрабатывать участки в Арктике, но и меняться акциями.
О том, что осваивать Арктику "Роснефть" будет вместе с ExxonMobil, объявил 30 августа премьер-министр России Владимир Путин по итогам встречи с руководством обеих компаний в Сочи. В тот же день президент "Роснефти" Эдуард Худайнатов и президент ExxonMobil Development Company Нил Даффин подписали соглашение, предусматривающее стратегическое партнерство сторон при реализации проектов в России, США и других государствах.
Как отмечается в пресс-релизе "Роснефти", соглашение предусматривает инвестиции в размере около 3,2 миллиарда долларов в геологоразведку и освоение трех участков в Карском море (Восточно-Приновоземельские -1, -2, -3), а также Туапсинского участка в Черном море. Совокупная площадь Восточно-Приновоземельских участков составляет 126 тысяч квадратных километров, а Туапсинского блока - 11,2 тысячи квадратных километров. Ресурсы участков в Карском море, как сообщали ранее российские СМИ, оцениваются почти в 50 миллионов тонн нефти и 1,8 триллиона кубометров газа.
В совместных предприятиях, которые займутся освоением указанных месторождений, российским нефтяникам будет принадлежать 66,7 процента капитала, а американским - 33,3 процента. В рамках сотрудничества "Роснефть" и ExxonMobil также создадут Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок в Санкт-Петербурге, который, среди, прочего, займется созданием технологий для освоения месторождений.
В свою очередь, "Роснефть" получит возможность поработать на американских площадках ExxonMobil - то есть в Мексиканском заливе и Техасе. Как написала газета The Wall Street Journal, впервые российскую госкомпанию допустят к энергетическим активам в США. Многие СМИ указывают, что договоренности "Роснефти" и ExxonMobil (крупнейшей компанией мира по капитализации) стали еще одним свидетельством укрепления отношений между странами.
В то же время The New York Times выразила сомнение в том, что "Роснефть" сможет беспрепятственно выйти на американский рынок. Газета напомнила, что в 2005 году крупнейшая китайская нефтяная компания Cnooc пыталась купить калифорнийскую Unocal Corp за 18,5 миллиарда долларов, однако сделка развалилась. Конгрессменам не понравилось, что в собственности Китая окажутся энергетические активы США.
Сейчас перед российскими нефтяниками также открылись перспективы по совместным с Exxon проектам в других странах. Так, газета "Коммерсантъ" со ссылкой на анонимные источники, близкие к переговорам, написала, что "Роснефть" может войти в проект Hibernia в Канаде, который считается ближайшим аналогом Восточно-Приновоземельских месторождений. Извлекаемые запасы Hibernia оцениваются в 180 миллионов тонн нефти.
В канадском проекте доля ExxonMobil составляет 33,1 процента, остальными участниками являются Chevron, Suncor, Canada Hivernia, Statoil и Murphy. По словам собеседника "Коммерсанта", доля "Роснефти" в Hibernia пока не определена.
В начале 2011 года "Роснефть" планировала осваивать шельф в Арктике совсем не с американцами. В январе госкомпания объявила о масштабном партнерстве с британской BP, согласно которому стороны должны были не только заняться разработкой арктического шельфа, но и обменяться акциями на 17 миллиардов долларов. Стороны также должны были создать Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок.
Для ВР этот проект стал бы значительным прорывом после аварии на буровой платформе в Мексиканском заливе и гигантских финансовых издержек из-за разлива нефти. Для ExxonMobil нынешнее партнерство с "Роснефтью" не настолько же важно, как для ВР. Американцы и так уже в течение 15 лет ведут с "Роснефтью", японской Sodeco и индийской ONGC проект "Сахалин-1" в Охотском море. Запасы "Сахалина-1" оцениваются в 307 миллионов тонн нефти и 485 миллиардов кубометров газа.
В мае "Роснефть" отказалась от альянса с ВР, решив не осложнять себе жизнь разбирательствами с российской половиной ТНК-ВР, где британской компании принадлежит 50 процентов акций. Дело в том, что российские акционеры ТНК-ВР - консорциум AAR ("Альфа" - Access - "Ренова") - заблокировали сделку ВР и "Роснефти", сочтя, что она нарушает условия акционерного соглашения ТНК-ВР. По соглашению все проекты в России и на Украине ВР и AAR реализуют через ТНК-ВР.
Уже в конце мая российские деловые СМИ сообщили, что "Роснефть" ведет переговоры о совместной работе на шельфе Арктики с англо-голландской Royal Dutch Shell. Позднее Владимир Путин допустил участие Shell в альянсе с "Роснефтью" на тех же условиях, что предусматривались для ВР.
В самой же "Роснефти" в начале июня заявили, что о желании стать ее партнерами в Арктике заявили почти все крупные мировые нефтяные компании. Однако очевидно, что выбор у "Роснефти" был ограничен, так как не все нефтяники располагают достаточным опытом работы на шельфе.
В результате российская компания выбрала ExxonMobil. Британские СМИ с сожалением констатировали, что соглашение "Роснефти" оставило BP "в стороне", а The Financial Times напомнила старую поговорку, которая ходит в нефтяном бизнесе: "BP делает что-то первой, но Exxon делает это лучше всех".