Совсем недавно о когда-то популярной газете "Вечерняя Москва" никто и не вспоминал. Газета, которая считается старейшим вечерним изданием города, в 2008 году перестала делать вечерние выпуски и продолжала свое существование в качестве убыточного утреннего издания. И вдруг, в конце августа 2011 года, "Вечерка" стала одним из главных ньюсмейкеров на медийном рынке.
25 августа стало известно, что Банк Москвы собирается продать концерн "Вечерняя Москва" столичному правительству. А еще через неделю руководство газеты вдруг заявило о возобновлении вечерних выпусков и об изменении формата. Задним числом выяснилось, что еще в июле у газеты сменился главный редактор и частично обновилась команда. А уже 1 сентября новый главный редактор Александр Куприянов (до этого работал в "Российской газете", "Комсомольской правде", "Известиях") представил журналистам первый "экспериментальный" выпуск газеты. Причем не где-нибудь, а у памятника Пушкину в центре Москвы.
Кому и зачем пришла в голову идея делать презентацию в двух шагах от здания "Известий", непонятно. В первый учебный день людей у Пушкина было мало, тем более в пять часов вечера. Журналистов тоже пришло, мягко говоря, немного. Два телеканала, пара интернет-изданий. Пока свежеиспеченный главный редактор давал интервью телевидению, за его спиной в камеры старательно улыбалась дюжина девочек в красных кепочках и маечках с логотипом "Вечерней Москвы". В руках девочки держали клаксоны, видимо, для пущего распугивания прохожих.
Куприянов начал с того, что указал на высившееся рядом здание "Известий". Вот, смотрите, дескать, снял Собянин рекламу со здания, открылся другой, уже забытый фасад, и как сразу все изменилось внутри. Так и "Вечерняя Москва" - сменит и фасад, и содержание. Ведь жизнь в Москве резко изменилась, новое правительство активно действует, а со снятием перетяжек (еще один реверанс в адрес Собянина) даже небо в городе "стало голубее". А значит, должны меняться и умы. И вот она, "Вечерняя Москва", как раз для этого, - завершил речь главный редактор.
О планирующейся покупке газеты столичным правительством Куприянов ничего не сказал. Зато аккуратно намекнул, что "Вечерняя Москва" хотела бы быть помощником для тех, кто пришел управлять городом. В политику "Вечерка" лезть не собирается, зато планирует стать "главной газетой городской культуры". Не раз в ответах журналистам Куприянов упоминал словосочетание "добрая газета". Такая добрая "Вечерняя Москва" ругаться ни с кем не собирается, в "желтуху" и "чернуху" тоже лезть не будет, а хочет просто по-доброму рассказывать о проблемах и чаяниях москвичей.
На вопрос о тираже Куприянов уклончиво ответил, что тот составит "не 10 и не 20 тысяч". Сразу вспомнился пресс-релиз, в котором рассказывалось об "амбициозных планах" сделать газету самым массовым изданием. Про потенциальную аудиторию главный редактор заметил, что газета, в основном, предназначена для возрастной группы старше 30. Грустно добавил, что хотелось бы, конечно, омоложения аудитории, но вот только где ж она вся, эта молодежь. За его спиной в этот момент дружно пронеслась ватага девочек с гудением клаксонов и криками "Вечерняя Москва".
Параллельно выяснилось, что вечерний выпуск газеты будет бесплатно раздаваться на улицах людям, идущим домой после работы (и неважно, что в пресс-релизе говорилось, что газета будет именно продаваться). Кроме того, газета будет "преимущественно для москвичек" - Куприянов объяснил это тем, что женщины вообще интересуются периодикой больше мужчин. Да и вообще, добавил он, всякая хорошая жена не забудет по дороге домой вечером захватить для мужа бутылку пива и свежий номер газеты в придачу.
В планах Куприянова раздавать "Вечернюю Москву" не только на улице, но и спустить ее в столичную подземку, тем самым нарушив монополию, которую там установила газета Metro. Причем, по некоторым намекам главного редактора становится понятно, что планы эти действительно могут быть реализованы.
Из всех этих слов о тираже, аудитории и амбициях, самым интересным, пожалуй, оказался рассказ о планирующемся запуске смс-портала для москвичей. Ведь у "Вечерней Москвы" в планах выделиться из ряда других газет и стать "лучшей в столице по качеству материалов" с помощью "уникального контента". Корреспонденты газеты будут мониторить сообщения, поступающие на специальный номер, и при появлении какой-то интересной информации немедленно выезжать на место происшествия.
Но на написании материалов о происходящем в городе работа заканчиваться не будет. Газета собирается выступить посредником между властями и жителями города. Поступающие на смс-портал сообщения о проблемах и происшествиях редакция будет передавать в соответствующий департамент. А затем, по-видимому, следить, как тот справился со своей работой.
В полную силу весь проект (в котором, кстати, еще фигурирует новостной сайт) запустится в октябре. Пока же вечерняя газета будет выходить два-три раза в неделю и рассказывать москвичам о том, что произошло в городе за эти дни. Утренний выпуск будет по-прежнему платным и посвящен скорее деловым новостям.
На этом рассказ Куприянова о новой "Вечерке" закончился, а сам он по просьбе телевизионщиков надел красную кепку и лично раздал несколько экземпляров газеты осчастливленным прохожим. Пара номеров попала и в редакцию "Ленты.ру". Что же отличает эту газету от других?
Как и обещалось, "Вечерняя Москва" действительно оказалась "доброй" газетой - быть может, даже чересчур. На первой полосе Сергей Собянин желает москвичам, чтобы жизнь их была "наполнена добром, любовью и душевной теплотой". На страницах издания обозреватели и опрошенные знаменитости наперебой расхваливают изменения в московской жизни: снятие перетяжек, замену асфальта плиткой, расширение города на юго-запад, необыкновенные чистоту и порядок в московских дворах.
Отдельной важной темой почему-то стала для авторов борьба с алкоголизмом: в московских дворах наконец перестали "бухать", потому что после десяти водку стало купить невозможно ("я проводил эксперимент", подтверждает обозреватель); на ВДНХ поставили автоматы с газированной водой и одноразовыми стаканами, чтобы алкоголики не растаскивали стеклянную тару; под рассказом о Дне города в Коломенском крупным шрифтом строго приписано: "Алкоголя не будет!"
"Желтого" в номере действительно ничего нет, кроме, разве что, выбора заголовка к интервью с Еленой Ваенгой ("У меня нет лукойловских любовников"). Среди материалов втиснуты дружелюбные шаржи, приличные анекдоты и многочисленные пылкие поздравления с Днем города. Несмотря на уклон в сторону приторно-хвалебных отзывов и "доброго" морализаторства, отдающий советскими временами, "Вечерняя Москва" все же хочет "оставаться в тренде". На центральном развороте - вездесущая инфографика с развлечениями на День города, на других полосах - статистика, напоминающая "цифры" в Esquire, или репортаж "как недорого поесть в ресторане "Пушкин" в духе "Большого города".
В целом же как и сама газета, так и история с ее запуском вызывает, мягко говоря, недоумение. Начиная с внезапности всех происходящих событий, заканчивая пресс-релизом с грамматическими ошибками. Прислав приглашения на презентацию буквально за день, редакция газеты рассчитывала на эффект внезапности, но добилась, кажется, только того, что выход первого номера "Вечерки" прошел как в СМИ, так и в городе почти незамеченным.
И власть, которая хочет, чтобы бесплатное издание со слащавыми материалами, брошенное на произвол судьбы без всякой рекламной поддержки, стало для нее способом транслировать свои идеи в народ, кажется, не уважает ни этот народ, ни саму себя.
Можно, конечно, предположить, что московское правительство когда-нибудь возьмется за издание всерьез, превратив газету в настоящий рупор своей политики. Можно даже допустить, что редакции удастся запустить обещанный смс-портал. И что "Вечерняя Москва" будет не только рассказывать москвичам о власти, но и еще иногда и власти о москвичах. Но из столь нелепого начала пока очень сложно сказать что-то наверняка. А пока что заявленная на сайте рубрика "Диалог с властью" остается предсказуемо недоступной.