Компания "ПингВин Софтвер" выиграла конкурс на создание прототипов компонентов национальной программной платформы. Эталонную операционную систему, систему управления базами данных и среду разработки в "ПингВин Софтвере" представят за 16 дней и 5 миллионов рублей.
Идея разработки национальной программной платформы пришла в голову властям не вдруг. Это задание - часть масштабной целевой программы "Информационное общество", которая началась в 2011, а закончится в 2020 году.
Задач у программы очень много. Если хотя бы несколько будут выполнены, в России появится электронное правительство, в городах и весях внедрят информационные и телекоммуникационные технологии, в музеях и архивах оцифруют фонды.
"Информационное общество" - очередное название попыток государства компьютеризировать и интернетизировать страну. Подобная программа существовала еще в 2002 году, называлась "Электронная Россия" и была призвана создать электронное правительство к 2010 году. Та программа провалилась и не смогла полностью перевести на электронный документооборот даже госорганы.
Как и любая масштабная программа, "Информационное общество" в рамках каждого года выделяет задачи, для решения которых привлекают подрядчиков. 15 августа в рамках программы был размещен заказ из 7 лотов на проведение "научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ". Общая стоимость заказа - 88 миллионов рублей.
Больше всего средств, 27 миллионов рублей, государство было готово потратить на лот номер 4 - разработку прототипов компонентов национальной программной платформы. Эта платформа должна основываться на отечественных модулях и свободном программном обеспечении.
Предположительно, именно эта платформа станет базовой в госорганах, школах, больницах и прочих местах, затронутых целевой программой "Информационное общество".
Именно лот номер четыре и выиграла "ПингВин Софтвер", предложив пять миллионов рублей вместо двадцати семи. "ПингВин Софтвер" контролируется фондом NGI, крупным соинвестором которого является бывший министр связи Леонид Рейман. Компания заявила, что выполнит требования за 16 дней.
Блогерам, подозревающим распил государственных средств во всех конкурсах без исключения, особенно циничными показались 16 дней. К сожалению, мало кто из блогеров внимательно прочел техническое задание. Зато еще летом это сделали члены Российской ассоциации свободного программного обеспечения (РАСПО), куда входит и "ПингВин Софтвер".
В РАСПО насторожились сразу же, как только увидели рядом с обозначениями компонентов платформы слово "эталонный". Они предположили, что если победит какой-то единственный "эталонный" дистрибутив/платформа, их разработчик может монополизировать рынок. В конце концов, именно его система станет эталоном, конкуренция в отрасли подсократится.
Споров на эту тему было достаточно. Чиновники, например, выпустили разъяснение. Они заявили, что далеко не все программы для госорганов должны будут соответствовать прототипам, а конкуренции конкурс не помешает. Слово "эталонный", впрочем, они из ТЗ не изъяли.
Некоторые участники рынка, в свою очередь, предлагали сделать сначала одну платформу, а потом уже думать о вариантах. Их можно понять - проще всего отнестись к заказу на национальную платформу как к заказу на готовый продукт.
Большинству членов РАСПО такой расклад не нравился. Они еще до выкладки конкурсной документации предложили Минкомсвязи создать специальное хранилище компонентов и каждый компонент принять у участников рынка как минимум в двух экземплярах. В результате платформа представляла бы собою не монолит, а множество совместимых друг с другом модулей. Фактически, достаточно было бы просто описать критерии и стандарты, которым должна следовать каждая часть платформы.
В Минкомсвязи на письмо не ответили. 15 августа была опубликована конкурсная документация. Вскоре из РАСПО отправилась отчаянная депеша на имя главы администрации президента Сергея Нарышкина, который заодно является главным в совете по развитию информационного общества. В письме Нарышкину перечислено то, что вызвало возмущение у блогеров, и кое-что, о чем те не догадались.
Например, в ТЗ указано, что максимальный срок выполнения задания составляет 30 дней, а общий объем работ - 115 человеко-месяцев. Не говоря уже о том, что разработать с нуля за 115 человеко-месяцев подобную платформу нельзя, на рынке просто нет компании, которая могла бы выделить на такой проект 115 человек. Работу надо протестировать и сдать заказчику - минус еще несколько дней.
Но даже если представить, что эти сроки можно соблюсти, возникает другая проблема. Компоненты национальной программной платформы должны получить сертификат ФСТЭК (Федеральной службы по техническому и экспортному контролю) и соответствовать требованиям ФСБ по защите информации. На получение сертификата уходит не менее полугода.
Всего в письме к Нарышкину перечислено свыше пяти пунктов, делающих работу над проектом невозможной. Власти не отменили конкурс. Зато в начале сентября из состава РАСПО вышла компания "Альт Линукс", чей дистрибутив одобрен ФСТЭК и похож на описанный в ТЗ. Она приняла участие в конкурсе сама по себе.
Имея возможность координировать усилия участников, в РАСПО приняли решение попытаться выиграть конкурс и выдвинули своих эмиссаров: "ПингВин Софтвер" и ВНИИНС, известный разработкой Мобильной системы Вооруженных Сил - российской оборонной ОС.
По словам пресс-секретаря "ПингВин Софтвер" Константина Кочерешкина, ни у одного из участников РАСПО поодиночке не было системы, полностью отвечающей всем требованиям. Между собой договорились - победитель из числа участников ассоциации получит ее ресурсы. В результате совместной работы 215 человек попытаются объединить компоненты и тем самым сделать ту систему, которая удовлетворит ассоциацию.
В "ПингВин Софтвер" говорят, что ужались по всем параметрам. Пять миллионов, разделенные на 215 человек - небольшая сумма. Представитель пресс-службы рассматривает эти условия как определенного рода инвестицию, от которой никто не ждет скорой прибыли.
Заявленное время разработки он объясняет тем, что практически все участники выставили именно такие сроки. Во время рассмотрения заявок оценки выдаются с учетом сроков. Таким образом, ни "ПингВин Софтвер", ни любая другая компания не смогли бы победить, указав более реальные сроки. Теперь победителю предстоит совершить то, что еще недавно в РАСПО считали невозможным.
Как сообщил Кочерешкин, сотрудники "ПингВин Софтвер" и помогающие им другие члены РАСПО запаслись кофе, Red Bull, "дошираком", закрылись внутри и выкинули ключ. Они намерены закончить работу в срок и не позволить передать заказ компании "РБК-Центр", участнику конкурса, занявшему второе место.
В ближайшие недели "ПингВин Софтвер" обещает рассказать о прогрессе. Лента.ру следит за приключениями лота номер четыре.