Культура
17:24, 14 октября 2011

Поглощение малых Война Гнесинок добралась до президента Медведева

12 октября на сайте издания "Московский комсомолец" появилось открытое письмо преподавателей и студентов музыкального колледжа имени Гнесиных, адресованное президенту России Дмитрию Медведеву. В письме противники слияния колледжа с одноименной академией потребовали от главы государства вмешаться в конфликт двух Гнесинок, который, по замыслу Минкульта, фактически должен закончиться ликвидацией одного из старейших профессиональных музыкальных учебных заведений страны.

История противостояния двух образовательных учреждений началась 19 сентября: именно тогда министр культуры Александр Авдеев подписал приказ о включении колледжа имени Гнесиных в структуру академии. Решился на это Минкульт достаточно быстро и, по уверениям преподавателей колледжа, даже не проведя никаких "экспертных оценок", что в целом нарушает некоторые положения федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

Однако в Минкульте, видимо, действовали из лучших побуждений - по крайней мере, на этом в дальнейшем настаивали, как ни странно, руководители обоих заведений. Во-первых, слияние Гнесинок наглядно продемонстрирует, как должна упрощаться структура образовательных учреждений, а во-вторых, маленькая Гнесинка наконец-то будет лучше финансироваться, поскольку большая академия получает президентский грант. Поскольку зарплаты сотрудников колледжа в среднем равняются 4 тысячам рублей, перспектива хоть какого-то "обогащения" кажется вполне разумной, а стойкое нежелание некоторых преподавателей объединяться в этом контексте вызывает даже легкое удивление.

Ситуация начала выглядеть еще более странной, когда ректор академии Галина Маяровская уточнила, что идея слияния принадлежит в действительности самому колледжу, который после всех этих пертурбаций "не изменит свою работу". Главный аргумент сторонников преобразований как раз и заключается в том, что деятельность колледжа ни в чем не будет нарушена: преподавателей увольнять не будут, количество бюджетных мест останется прежним, качество образования
тоже. Гнесинка лишится только права самостоятельно назначать директора и потеряет статус отдельного юридического лица. Однако в министерстве не учли, что людей, готовых получать зарплату в 4 тысячи рублей и радеющих прежде всего за идею и дело, страшит именно потеря своего индивидуального лица.

За это время протестующие, которых, по-разным данным, от 15 до 500 человек, успели провести митинг, дать пресс-конференцию и написать письмо президенту. В какой-то момент исполняющая обязанности директора колледжа Оксана Мишина уверяла, что конфликт вокруг училища искусственно раздут, поскольку против его реорганизации возражают лишь девять преподавателей из 313. Еще в числе недовольных, по ее словам,
оказались шесть студентов, которые приходятся детьми этим самым преподавателям. Однако количество подписей, оставленных под письмом президенту, говорит совсем о другом - его подписали в общей сложности 500 человек, в том числе 94 педагога.

Преподавателей и учащихся Гнесинки расстроил еще один факт: решение о реструктуризации было принято без их ведома, им сообщили обо всем постфактум. Преподаватели якобы получили смс-сообщения с просьбой явиться в училище, где они и узнали о грядущих переменах. После этого они начали кампанию, пытаясь отстоять родное училище, и к ним даже присоединились несколько бывших воспитанников колледжа. Филипп Киркоров, например, грозился выйти на баррикады, если ситуация примет критический оборот, но на этом, впрочем, все и закончилось. Митинг же в защиту Гнесинки, организованный 6 октября под окнами Минкульта, прошел тихо и спокойно и собрал около сотни человек.

Борьба же, несмотря на высказывания руководства обоих учреждений и некоторых сотрудников Минкульта, все равно получилась в какой-то степени однонаправленной. Большого количество конструктивных заявлений от министра культуры не последовало, так как министр ограничился дежурными фразами о том, что все делается для детей и сохранения "лучшего в мире уровня художественного музыкального образования в стране". О сложившемся конфликте высказался и министр образования Андрей Фурсенко, заявивший, правда, что его ведомство ввязываться в него не будет.

Однако удивляться поведению "культурного" министерства уже не приходится, поскольку оно в последнее время принимает решения либо в одностороннем порядке, руководствуясь только своими соображениями об удобстве и правильности, либо тогда, когда его не принять уже невозможно.

Так, например, было с дирижером Горенштейном и Госоркестром: Минкульт принялся улаживать конфликт, лишь когда тот зашел в тупик, а вся страна уже была в курсе, кто кого и как оскорблял. Возникает только один вопрос: если артисты ГАСО терпели унижения и оскорбления девять лет, то почему министерство культуры все это время ничего не знало, а если и знало, то ничего не делало?

Что касается Гнесинки, то не совсем обоснованное решение включить ее в академию, и вовсе показалось жалким после того, как Маяровская объяснила, что таким образом власти латают дыры в федеральном бюджете. В письме Медведеву авторы рассказали, что на собрании преподавателей колледжа ректор академии заявила следующее: "Напомню, что принят закон о полиции. Это легло на федеральный бюджет. В федеральном бюджете образовалась дыра в 420 миллиардов рублей. Потому было поручение правительству вернуть эти деньги любым путем. Я думаю, каким путем? Отдать регионам то, что наша сегодняшняя политика считает не очень нужным. Как всегда, ими оказались учреждения культуры и образования".

Таким образом получается, что музыкальный колледж Гнесинка, который вряд ли требует большого количества затрат, страдает из-за того, что милиционеры теперь именуются полицейскими. И вместо того, чтобы, наоборот, хоть как-то поддержать училище с мизерными зарплатами, его ликвидируют ради экономической выгоды. Обещание же о повышении зарплат сотрудникам училища теперь и вовсе кажется невыполнимым.

С другой стороны, высказываются предположения, что столь поспешные перемены в структуре Гнесинки вызваны конфликтом педагогов с директором Татьяной Петровой, занимавшей этот пост на протяжении 15 лет. В сентябре было решено провести выборы нового ректора, которые должны были состояться в ноябре, но приказ Минкульта внес свои коррективы - преподавателям Гнесинки никого уже выбирать не придется. Татьяна Петрова, тем временем, выступает за присоединение к академии.

В своем письме педагоги и студенты отмечают, что потеряли всякое доверие к министерству и руководству из-за путаных объяснений и воспринимают их действия как "глубоко непродуманные, граничащие с полной некомпетентностью". Они просят президента Медведева отменить приказ министра Авдеева, но если все дело и впрямь в полиции, то, к сожалению, у них ничего не выйдет. И к 15 ноября академия предоставит в Минкульт обновленный устав.

Минкультуры же явно пора пересмотреть свои взгляды на ведение дел и задуматься о той самой культуре, которой оно и занимается. И если ведомству не по силам предупредить острую ситуацию, которая обязательно заканчивается склокой, тяжбой и открытыми письмами, то попытаться ее как минимум не инициировать все же стоит.

< Назад в рубрику