Премьер-министры стран СНГ 18 октября заявили, что готовы подписать документы о создании зоны свободной торговли, о которой они не могли договориться с 1994 года. Какие товары попадут под льготы по экспорту/импорту, пока непонятно, поэтому говорить о конкретной выгоде для конкретных стран еще рано. Тем не менее, ясно одно: Россия в последнее время резко активизировала интеграционные процессы внутри СНГ, и эта интеграция стала главным внешнеполитическим пунктом предвыборной программы Владимира Путина.
Неслучайно поэтому о решении объявил именно премьер-министр России. По его словам, договор о зоне свободной торговли был подписан "неожиданно". Правда, неожиданностью подписание стало, по всей видимости, только для самого Владимира Путина: украинские СМИ, например, за несколько дней до встречи премьер-министров СНГ сообщали, что местный глава правительства Николай Азаров едет в Москву именно за договором о свободной торговле.
Первое соглашение о зоне свободной торговли страны СНГ подписали в 1994 году. Тем не менее, в ряде государств, прежде всего в России, договор ратифицирован не был. С конца 1990-х годов в СНГ обсуждали другую версию документа, и вот теперь стороны согласились подписать новое соглашение. Его проект пока не опубликован.
В свою очередь, в договоре от 1994 года (его полный текст доступен, например, здесь) говорилось, что страны СНГ согласились вести работу по сокращению пошлин на экспорт и импорт для того, чтобы сократить издержки при производстве и транспортировке товаров. При этом в договоре содержалось большое количество исключений. Так, участникам договора не запрещалось вводить "общепринятые в международной практике меры государственного регулирования" в большом количестве случаев, например, для "защиты промышленной и интеллектуальной собственности", для "сохранения невосполнимых природных ресурсов" или при "нарушении платежного баланса".
На практике это означало, что Россия могла, согласно договору, без всяких проблем вводить экспортные пошлины на вывоз любых природных ископаемых. А заодно - и импортные пошлины на товары из стран СНГ.
В документе содержалась и специальная статья, озаглавленная "Переход к Таможенному союзу". В ней, в частности, говорилось, что создание зоны свободной торговли рассматривается как переходный этап к формированию Таможенного союза. Правда, в документе отмечалось, что такого рода союз может быть создан только теми государствами, которые выполняют условия соглашения о зоне свободной торговли.
К концу 1990-х и началу 2000-х годов разговоры о какой бы то ни было интеграции на территории постсоветского пространства стали уходить в историю: представители СНГ, конечно, собирались вместе, Россия и Белоруссия обсуждали проект Союзного государства, но уже более или менее всем было понятно, что за десятилетие независимости страны сильно разошлись в своих взглядах на внешнюю политику.
Кто-то, как, например, Молдавия, Армения, Киргизия и Грузия, быстро вступили в образованную в 1995 году Всемирную торговую организацию, которая по сути борется за уничтожение торговых барьеров по всему миру, а не только в рамках СНГ.
Другие государства в связи с резким ростом цен на нефть осознали, что с помощью экспортных пошлин на топливо, продаваемое в близлежащие страны, можно не только делать большой бизнес, но и давить на политику соседей. Третьи, наоборот, пошли по пути изоляции в мировом (как вариант - бывшем советском) торговом пространстве, рассорившись кто с Западом, кто с Россией.
В середине 2000-х годов, однако, Россия вновь стала активно бороться за экономическое объединение постсоветского пространства. Однако российские чиновники прекрасно понимали, что на базе СНГ создать уже ничего не удастся, и придумали новую форму сотрудничества - Таможенный союз. Тот самый, который якобы нельзя было создать без соответствия договору о зоне свободной торговли.
В Таможенный союз вошли только три страны - Россия, Казахстан и Белоруссия. Каждое из государств (во всяком случае, и Россия, и Белоруссия) считает, что пошло на значительные жертвы ради союза, но, тем не менее, каждое сочло его для себя выгодным. Россия также активно приглашала в Таможенный союз и Украину, но та всеми силами от него отмахивалась. Ведь для западных стран Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана во многом выглядит как союз неудачников, которых не принимают в ВТО.
Страны СНГ, "неожиданно" вспомнив про соглашение о свободной торговле, преследуют каждая свои интересы. Россия, судя по статье Владимира Путина в "Известиях", мечтает о Евразийском сообществе на месте постсоветского пространства, Белоруссия (судя по ответу на статью Александра Лукашенко) - о союзе, который бы объединил всех от Лиссабона до Владивостока и - заодно - включил бы в свой состав Китай. Остальные, как правило, политических целей не преследуют, занимаясь в основном экономикой. Для них соглашение о свободной торговле - это новые рынки сбыта и дешевый импорт.
Самая интересная позиция у Украины. До конца года она надеется подписать соглашение о создании зоны свободной торговли с Европейским союзом. Если это произойдет, Украина станет членом сразу двух зон свободной торговли, что сулит ей немалые преференции. Ведь то, что пойдет в качестве импорта из ЕС, можно будет потом при минимальной переделке и наклеивании ярлыка Made in Ukraine продавать в СНГ уже в качестве экспорта. И наоборот.
Правда, с реализацией этого плана у президента Украины Виктора Януковича могут возникнуть осложнения из-за "дела Тимошенко". Так что вполне возможно, что официальный Киев просто держит возможность вступить в зону свободной торговли с Россией про запас, на случай, если ничего не выйдет с Европой: как показывает практика, в рамках СНГ можно соглашаться на что угодно, а потом ничего не выполнять.
Кстати, о чем конкретно договорились страны СНГ 18 октября, так и осталось неизвестным. Тем не менее, о части соглашений можно судить по документам, опубликованным на сайте Исполнительного комитета СНГ. В них, в частности, говорится, что экспортные пошлины на товары изымать в ближайшее время не планируется, но стороны, тем не менее, хотели бы зафиксировать их на современном уровне и больше не повышать.
Владимир Путин, в свою очередь, рассказал, что документ не подписали Азербайджан, Узбекистан и Туркмения - по всей видимости, премьерам этих государств нужно посоветоваться с начальниками. А Николай Азаров отметил, что в документах есть изъятия. Иными словами, конкретные отрасли или конкретные товары страны-участницы все равно смогут облагать экспортными или импортными пошлинами (уже известно, что останутся пошлины на сахар, спирт, водку). Правда, тот же Азаров добавил, что в документах о зоне свободной торговли прописаны конкретные сроки, в течение которых изъятия будут ликвидированы. Какими будут эти сроки, например, для нефтегазовой отрасли, пока неизвестно.
Пока не опубликован подписанный премьер-министрами документ, прогнозировать, насколько увеличится товарооборот между странами, преждевременно. Если говорить конкретно о России, то понятно, что экспортоориентированные отрасли могут получить дополнительные преимущества. Газета "Ведомости", например, 19 октября писала, что только в Белоруссии действует более 23 мер запретительного характера в отношении российских товаров. В то же время ряд отраслей, в частности сельское хозяйство, могут столкнуться с ростом импорта, особенно из Украины и Белоруссии.
Помимо экономических результатов, у неожиданно возникшего соглашения о зоне свободной торговли есть и как минимум один политический. Владимир Путин накануне думских и президентских выборов в России в очередной раз показал, что готов выступить "объединителем" постсоветского пространства. Избирателям, которые мечтают о возвращении "былых времен", это должно понравиться.