Приближение президентских выборов в США заставляет республиканцев искать все новые поводы для критики президента Барака Обамы. Главный ее предмет - плачевное состояние экономики - противники главы государства решили разбавить претензиями к "перезагрузке" отношений с Россией. До сих пор Белый дом считал "перезагрузку" своим успехом. Особенно резкими стали недавние высказывания спикера Палаты представителей Конгресса Джона Бейнера.
Внешняя политика - это одно из тех двух направлений, в которых Барак Обама добился ощутимых успехов за четыре года своего президентства (второе - борьба за права сексуальных меньшинств, представителям которых разрешили открыто служить в армии). Войска из Ирака будут выведены до конца года, Осама бин Ладен убит, в Афганистане дела обстоят хоть и не лучше, чем при Джордже Буше, но и не хуже. Что касается России, то на этом направлении успехи еще более ощутимы. Соглашение о сокращении ядерных вооружений подписано, транзит в Афганистан через российскую территорию обеспечен, политике Вашингтона в отношении Ирана, Ливии, КНДР и Ирака Москва не мешает.
Идея "перезагрузки" - налаживания администрацией Обамы отношений с Москвой после войны в Грузии - с самого начала выглядела вполне перспективной. США перестали чрезмерно давить на Кремль, а Москва в ответ действует в разных регионах мира с большим вниманием к интересам Вашингтона. Вершиной сотрудничества стал отказ России поставить Тегерану комплексы С-300. Для США это явная удача.
Кремль, в общем-то, своего тоже не упустил. Украину и Грузию никто больше в НАТО усиленно не тянет, эффект таких инициатив Конгресса, как "список Магнитского", Белый дом старается минимизировать. Да и срочной демократизации России администрация Обамы тоже особо не требует. Сопредседателем двусторонней рабочей группы по вопросам развития гражданского общества стал Владислав Сурков. Отношение к нему правозащитников американцы в расчет решили не принимать. Несмотря на все это, США внакладе явно не остались.
Республиканцы столкнулись с непростой проблемой. За что критиковать Обаму в сфере внешней политики? Некоторые считают, что и не надо критиковать, внешняя политика - дело общее. Однако так думают не все. Еще в июле председатель комитета Палаты представителей по внешней политике республиканка Илеана Рос-Лейтинен (Ileana Ros-Lehtinen) на специальных слушаниях по поводу "перезагрузки" заявила, что Обама идет на одну уступку Москве за другой. Результаты, по ее словам, невелики, если вообще есть. Само название слушаний - "Время приостановить 'перезагрузку'? В защиту интересов США перед лицом российской агрессии" - ничего хорошего не предвещало.
Что тут имелось в виду под "агрессией" - непонятно. Конгрессмен упомянула недостаточное, по ее мнению, сотрудничество Москвы с США по Ирану, продажу оружия Венесуэле, стремление "остановить" создание американской ПРО, сохранить свое преобладающее влияние на страны Восточной и Центральной Европы, использовать энергоресурсы, чтобы давить на соседей. Сослалась Рос-Лейтинен и на кибератаки на правительственные сайты Эстонии. Среди сколько-нибудь реальных "прегрешений" Москвы упоминалась только война в Грузии. Также фигурировала история с невыездным статусом Бориса Немцова, прочие преследования оппозиции и отказ защитить права американской интеллектуальной собственности.
В октябре внимание к проблеме привлек сенатор Джон Маккейн. Он упомянул российского премьера Владимира Путина в числе диктаторов, которым следует обеспокоиться после свержения и убийства Муаммара Каддафи. О самой "перезагрузке" Маккейн не говорил, однако давал понять, с кем США приходится иметь дело.
И вот наконец 25 октября спикер Палаты представителей Конгресса Джон Бейнер фактически заявил, что с "перезагрузкой" пора заканчивать. Он выступил в консервативном исследовательском институте Heritage Foundation. В оценках конгрессмен был резок, в требованиях - тверд. По мнению Бейнера, Россия пытается "восстановить мощь и влияние советского образца". Он напомнил, что основные отрасли промышленности в стране остаются национализированными, а независимые СМИ и оппозиция подавляются. Бейнер подчеркнул, что сотрудничать с Россией можно, но "жертвовать ценностями нельзя". "Америке следует настаивать на том, чтобы Россия 'перезагрузила' свою собственную политику", - считает он. По словам Бейнера, ради этого Палата представителей готова, если потребуется, "показать зубы" России.
Кроме того, по мнению конгрессмена, администрация Обамы должна добиться от России урегулирования территориальных вопросов с Грузией, прежде чем РФ будет позволено вступить в ВТО. Грузия не намерена пускать туда Россию до тех пор, пока Москва не изменит своей позиции по режиму торговли в Абхазии и Южной Осетии. Из других претензий в адрес России можно отметить все то же недостаточное сотрудничество Москвы по иранской проблеме. "Мы должны делать больше для того, чтобы заставить Россию ослабить свои связи с Ираном", - заявил Бейнер.
Москва на высказывания спикера Палаты представителей ответила вяло. Министр иностранных дел Сергей Лавров высказался в том духе, что и у России претензий к США хватает. Впрочем, если Обаму в Белом доме сменит республиканец, делать что-то все равно придется. Ведь основные кандидаты Великой старой партии с "перезагрузкой" намерены покончить.
"Жесткого" подхода к России придерживается, в частности, губернатор Техаса Рик Перри, который борется за выдвижение в президенты. О попытке администрации Обамы наладить отношения с Россией он неодобрительно отозвался в своей последней книге. О том, что Обама слишком мало потребовал от Кремля, говорил в октябре и экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни. Он считает, что "перезагрузку" пора прекратить. По его мнению, пришло время "показать силу". Да и в ВТО, как заявил Ромни, пускать людей, склонных к мошенничеству, не стоит.
Не все республиканцы настроены подобным образом. Изоляционист-либертарианец Рон Пол еще перед прошлыми выборами спрашивал, как вели бы себя США, если бы Россия решила укреплять свои позиции в Мексике для противостояния с Америкой. Чего-либо требовать от России Пол не хочет. Он настаивает на масштабном сокращении всех государственных расходов, в том числе оборонных. Да и что с России потребуешь? "Холодная война" выиграна Америкой 20 лет назад, соперничающую идеологию Москва по миру не распространяет, военных баз по периметру США не строит, "Аль-Каеде" не помогает.
Заявления других кандидатов пока выглядят достаточно поверхностными. Дежурные призывы бороться за установление демократии в России выглядят неубедительно на фоне, например, того, что никаких вопросов к средневековой монархии абсолютистского типа, царящей в Саудовской Аравии, у США не имеется. Да и прочие внешнеполитические претензии республиканцев к Обаме не кажутся по-настоящему справедливыми. Отказ от жесткой риторики по поводу нарушения норм демократии в России - единственная уступка, на которую он пошел. От переговоров с Россией по поводу ПРО Белый дом фактически отказался - юридических гарантий того, что система не будет направлена против РФ, Вашингтон давать не собирается. Не собирается он и вносить ограничения в саму ПРО. У США просто нет никаких причин, чтобы ставить развертывание системы обороны страны в зависимость от позиции России. Попытки "адекватно ответить" на инициативы Вашингтона в военной сфере разорили Советский Союз. А уж нынешней РФ американцы тем более не опасаются. Видимость взаимодействия они, впрочем, все равно поддерживают - иначе Кремль оказался бы в неудобном положении.
Как бы то ни было, российская тема вряд ли станет главной в дебатах о внешней политике в нынешней кампании. Сегодня кандидаты успешно осваивают израильскую и китайскую проблематику. И действительно, заниженный, как считается, курс юаня пока доставляет США куда больше проблем, чем вся Российская Федерация.