В понедельник, 7 ноября, журналист Андрей Колесников заявил, что закрывает программу "Нереальная политика", которую он вел на НТВ вместе с Тиной Канделаки. Сама Канделаки, как оказалось, ушла из нее еще раньше. По словам Колесникова, передача закрылась из-за того, что руководство канала не пустило в эфир два последних выпуска, которые, тем не менее, 9 ноября уже должны появиться в интернете.
Главной медиановостью в понедельник стал очередной пример "цензуры на телевидении" и закрытие выходившей на НТВ передачи "Нереальная политика" ее же собственными создателями. О новости СМИ узнали из микроблогов Twitter, причем из твита особенно популярного в последнее время ньюсмейкера - Ксении Собчак. Собчак сообщила, что выпуск программы "Нереальная политика", в котором рассказывается о снятом ею ролике с главой Росмолодежи Василием Якеменко в качестве одного из героев, не пустили в эфир НТВ. Кроме него в эфир не пустили и передачу со студенткой журфака МГУ Верой Кичановой и президентом факультета Ясеном Засурским: речь в ней шла о скандале, связанном с приездом на журфак президента Дмитрия Медведева.
В своей фирменной прямолинейной манере Собчак в том же Twitter немедленно попросила у Тины Канделаки объяснений о причинах запрета передач. Вслед за тем Собчак опубликовала скриншот сообщения от Андрея Колесникова, в котором тот объяснял, что из-за снятия с эфира двух выпусков "Нереальной политики" он решил закрыть "эту чудесную программу совсем". "Единственный, кто повел себя как журналист и человек", - добавила Собчак.
Возможно, именно благодаря реакции "светской львицы", вокруг которой всегда возникают какие-нибудь скандальные истории, эта новость привлекла столько внимания со стороны СМИ. Пока никаких официальных комментариев со стороны ведущих или НТВ не было, все ссылались только на аккаунт Собчак. Вскоре в Twitter появились объяснения и самой Канделаки, которые только еще больше всех запутали: ведущая объясняла, что ушла из программы по собственному желанию и что хочет делать то, что "считает нужным и правильным". Вкупе с историей вокруг закрытия передачи такое заявление немедленно дало повод для новых толков - о неожиданном "оппозиционном" повороте всегда популярной на федеральных каналах ведущей.
Весь день после этого журналисты по крупицам собирали информацию о произошедшем из разрозненных заявлений Колесникова, Канделаки и пресс-службы НТВ. Последняя, кстати, была удивлена больше всех - бесперебойно звонившим за комментариями журналистам на НТВ объясняли, что о закрытии передачи еще ничего не слышали.
И только когда ажиотаж немного улегся, ход развития событий стал проясняться. Оказывается, после съемок двух последних передач Тина Канделаки сообщила своему коллеге, что прекращает участвовать в передаче, которая, на ее взгляд, "состоялась и уже вряд ли будет развиваться". Колесникову же предложили либо оставаться одному, либо найти себе другого соведущего. Но когда его известили о снятии с эфира двух подряд выпусков передачи, он принял решение закрыть "Нереальную политику", хотя до конца года планировалось отснять еще несколько программ. В пресс-службе НТВ, правда, продолжали уверять, что официальных уведомлений о закрытии передачи ни от кого не получали.
Самим по себе фактом цензуры телеэфира, тем более на НТВ, никого не удивишь. Буквально на прошлой неделе на телеканале не вышла программа "НТВшники", в которой описывалась та же самая история с Собчак и Якеменко. А в конце октября до европейской части России не дошел материал из программы "Центральное телевидение" о случаях похищения людей в Чечне и работе местных правозащитников.
Тем более удивительной показалась вся эта шумиха, которая поднялась из-за снятия с эфира "Нереальной политики". Возможно, все дело тут в личностях известных ведущих, возможно, свою роль сыграл громкий шаг Колесникова, решительно закрывшего передачу из-за разногласий с руководством НТВ.
Немало усилий к раздуванию истории приложила, опять же, Ксения Собчак, которая на протяжении всего понедельника продолжала засыпать Тину Канделаки провокационными вопросами в Twitter: почему та ушла из передачи, в каких отношениях она остается с Колесниковым и будут ли не вышедшие в эфир выпуски выложены в интернете? В какой-то момент количество как вопросов, так и уклончивых ответов на них настолько превысило норму разумно объяснимого, что кто-то из читателей двух знаменитостей взмолился: "Да что с вами обеими?! Есть телефон! Зачем же сор из избы?! Вас читают множество людей!"
Конечно, ни у кого, в том числе и у самой Собчак, не было особых сомнений в том, что причина снятия передач с эфира - в первую очередь, политическая. В интервью "Коммерсанту" - это, пожалуй, единственное СМИ, с которым Колесников поговорил откровенно - ведущий заявил, что объясняет ситуацию "нервной обстановкой перед парламентскими выборами". О политических причинах говорила и сама Канделаки, написавшая в Twitter Собчак: "Ты становишься иконой оппозиции, и власть начинает тебя бояться :)".
Насколько оппозиционны и опасны для властей были последние выпуски "Нереальной политики", можно будет убедиться уже на днях. Подтрунивая над резко увеличившимся количеством "вольнодумцев и вольтерианцев" и "вновь присоединившихся поклонников 'Нереальной политики'", Канделаки сообщила, что в среду и четверг все-таки выложит оба выпуска передачи в своем ЖЖ. Чем заодно ответила всем обвинявшим ее в чрезмерной лояльности к власти и боязни за свою политическую карьеру. Правда, Ксения Собчак не преминула приписать часть заслуги в этом и себе. "Хорошая девочка! И поступила правильно. Я рада, что лишила тебя иного выбора:)", - написала Собчак телеведущей.
Особо яростные злопыхатели говорили и о том, что у программы в любом случае не было особого будущего, потому как ее просто-напросто никто не смотрел. Тем не менее, как пишет в своем блоге Канделаки, для передачи, выходившей поздно ночью, рейтинг у "Нереальной политики" был довольно неплохой. По оценкам TNS, которые приводит телеведущая, доля среди прочих передач в сентябре составила 8,3 процента, а в октябре - 8,9 процента. А среди общественно-политических передач на центральных каналах "Нереальная политика" занимала четвертое место - после программ "Вести недели", "Время" и "Сегодня ".
Начиналось же все с интернет-проекта, который в 2008 году запустили Канделаки с Колесниковым. Идея передачи заключалась в том, чтобы обсуждать политические темы с людьми, непосредственно политикой не занимающимися. При этом Колесников в этой схеме отвечал за информационную часть, а Канделаки разъясняла гостям политические проблемы "в доступной форме". По словам Канделаки, один выпуск передачи в интернете за неделю смотрели в среднем от 150 до 300 тысяч человек.
Став успешным интернет-проектом, передача вскоре перешла на телевидение - на канал Рен-ТВ. А уже с сентября 2010-го "Нереальная политика" начала выходить на НТВ. Вместе с этим поменялся и формат передачи: в ней все чаще стали появляться политики или непосредственно замешанные в общественно-политических скандалах люди. В числе прочих, для участия в "Нереальной политике" приглашались Рамзан Кадыров, Михаил Прохоров, Сергей Мавроди, Никита Михалков и Андрей Фурсенко.
Вопросы, которые задавали им Канделаки и Колесников, не были, конечно, настолько острыми и провокационными, чтобы заработать передаче громкую либеральную славу, но зато ведущие всегда старались привязывать тему разговоров к самым последним и важным событиям. Так, через неделю после теракта в Домодедово Канделаки и Колесников расспрашивали Кадырова о методах борьбы с терроризмом. А потом обсуждали с Мавроди, прямо у него дома, перспективы возрождения пирамиды МММ, параллельно выясняя, сколько он сам зарабатывает на этой схеме. Или пытались перекричать Михалкова, объяснявшего, зачем он подписал письмо с просьбой о создании органа, контролирующего СМИ.
Каким бы неприятным ни было для ведущих решение руководства НТВ не выпускать в эфир две последние передачи, они, конечно, не могли не догадываться, что это рано или поздно должно было произойти. К тому же, как стало понятно из заявлений Канделаки и Колесникова, оба ведущих в настоящее время заняты в таком количестве других проектов, что долго жалеть об исчезновении "Нереальной политики" не будут. А вот сам телеканал, воспринимающий цензуру как нормальный способ отношений со своими сотрудниками и зрителями, оказался в очень сомнительном положении и привлек к "нежелательным" сюжетам чересчур много внимания. И можно не сомневаться, что теперь все, кто еще не понимает связи между словами "Якеменко" и "устрицы Белон", обязательно ее усвоят.