Европейский авиастроительный концерн Airbus исключил дальнемагистральный пассажирский самолет A340 из каталога доступных к покупке лайнеров. Производство таких самолетов закроется в ближайшее время. За последние два года концерну не удалось продать ни одного четырехдвигательного A340 - самолет не выдержал жесткой конкуренции с двухдвигательными дальнемагистральными лайнерами. Благодаря закрытию производства A340 Airbus получит прирост операционной прибыли в размере 192 миллионов евро.
Программа A340 стартовала в 1987 году, а спустя четыре года пассажирский лайнер с удлиненным фюзеляжем совершил первый полет. Поставки заказчикам четырехдвигательных лайнеров начались в 1993 году. При продвижении самолета на рынок Airbus делал основной упор на то, что четырехдвигательные самолеты лучше всего приспособлены для длительных перелетов в особенности над океаном или гористой местностью и отличаются большей надежностью, по сравнению с двухдвигательными собратьями. До 1994 года кампания "за четырехдвигательные самолеты" приносила свои плоды - Airbus получил заказы на пару сотен A340.
Дело в том, что на рынке авиаперевозок до 1994 года действовали ограничения для двухдвигательных пассажирских самолетов, которые не были допущены к длительным перелетам. Кроме того, маршрут таких лайнеров прокладывался таким образом, чтобы они при возникновении аварийной ситуации всегда могли совершить посадку в одном из попутных аэропортов. Аналогичные ограничения действуют и сегодня, но они значительно ослаблены большим количеством поправок (например, аварийный аэродром может находиться более чем в 180 минутах летного времени от самолета). В таких условиях, A340, способный совершить беспосадочный 18-часовой перелет из Сингапура в Нью-Йорк, выглядел крайне привлекательно.
После того, как двухдвигательные самолеты стали допускать к длительным международным перелетам, число заказов на самолет Airbus начало неуклонно снижаться, в то время как более экономичные двухдвигательные лайнеры оказались в фаворе у покупателей. Победителем из противостояния четырехдвигательных и двухдвигательных самолетов вышел американский лайнер Boeing 777, совершивший первый полет в 1994 году и находящийся в коммерческой эксплуатации с 1995 года. Именно этот самолет в Airbus считают главным конкурентом A340.
В конце декабря 2010 года канцлер Германии Ангела Меркель получила новый правительственный лайнер A340 "Конрад Аденауэр" в VIP-комплектации. Свой первый полет с канцлером на борту самолет совершил в мае 2011 года после завершения серии приемных летных испытаний. В конце августа 2011 года Меркель заявила, что из-за большого количества неполадок A340, она не намерена пользоваться самолетом вплоть до их устранения. Последней каплей, по словам Меркель, стало лопнувшее колесо одного из шасси во время посадки в аэропорту Парижа. До устранения неполадок немецкий канцлер будет летать на старом A310.
Говоря о завершении производства A340 финансовый директор Airbus Ханс Петер Ринг так и сказал: "Мы смирились с текущим положением. Мы не продали ни одного A340 в течение двух лет. Лайнер не выдержал конкуренции с B777". Как итог, программа A340 оказалась самой краткосрочной в истории самолетостроения Airbus и одной из самых маленьких по объемам заказов самолетов. До сих пор самой краткосрочной и маленькой по объемам программой была A310 - она просуществовала 26 лет, в течение которых заказали 255 лайнеров. Продолжительность проекта A340 составила 24 года; за это время клиенты Airbus заказали 379 лайнеров, 375 из которых уже поставлены. Ранее от двух A340 отказалась индийская авиакомпания Kingfisher Airlines. Airbus еще должен передать неназванным заказчикам два лайнера в VIP-комплектации.
Для сравнения, американский концерн Boeing начал программу B777 в 1988 году. Производство самолетов продолжается. За 23 года проекта концерн получил заказы на 1295 лайнеров B777, из которых заказчикам уже переданы 970 самолетов. 10 ноября 2011 года стало известно, что Boeing приступил к сборке тысячного B777. Наиболее востребованными среди покупателей моделями B777 являются 200ER и 300ER (ER - Extended Range). Американский лайнер в зависимости от модификации способен перевозить от 300 до 500 пассажиров. Самолет может совершать перелеты на расстояние от девяти до 17,4 тысячи километров на крейсерской скорости в 950 километров в час.
В свою очередь A340 в зависимости от модификации может перевозить от 300 до 520 пассажиров. Дальность полета самолета составляет от 13,7 до 17 тысяч километров. A340 способен совершать полеты на крейсерской скорости в 880 километров в час. Для своего времени конструкция лайнера отличалась оригинальностью. В частности, самолет имеет три стойки основных шасси - две размещены как у всех пассажирских лайнеров под крыльями по бокам фюзеляжа, а третья - непосредственно под центропланом ближе к хвостовой части A340. На протяжении всего цикла производства A340 концерн Airbus утверждал, что преимущество четырехдвигательного лайнера перед двухдвигательными заключается и в меньших расходах на обслуживание - четыре силовые установки могут работать на меньшей тяге, соответственно, медленнее вырабатывая ресурс.
Впрочем, с точки зрения топливной экономичности использование четырех двигателей себя не оправдало. Например, средний часовой расход топлива для A340, летящего в крейсерском режиме, составляет 6,2 тысячи килограммов. Для B777 этот же показатель в среднем составляет 5,5 тысячи килограммов. Наиболее востребованными модификациями лайнера A340 среди покупателей были 200 и 300. За все время производства самолета таких версий было заказано 246 единиц. В то же время более длинные A340-500 и A340-600 (последняя до 2010 года, когда Boeing представил удлиненный лайнер B747-8, являлась самым длинным пассажирским самолетом в мире) пользовались меньшим спросом - за 24 года заказано всего 133 лайнера.
По данным Airbus, сегодня во всем мире полеты выполняют 365 лайнеров A340, однако с каждым годом их число будет постоянно сокращаться и через 10-15 лет Airbus можно будет отказаться и от производства запчастей для самолетов. В частности, срок эксплуатации 16 A340, принадлежащих французской авиакомпании Air France, истекает в 2018-2020 годах. К этому времени компания рассчитывает получить 25 американских лайнеров B787-800 Dreamliner и такое же количество A350-900. Между тем, закрытие производства A340 не приведет ни к финансовым потерям Airbus, ни к сокращению рабочих мест - самолет собирается во французском Тулузе на той же линии, что и A330. На этот самолет заказы продолжают поступать - покупатели уже законтрактовали 1178 лайнеров, из которых получили 817.
В настоящее время крупнейшим оператором A340 является немецкий авиаперевозчик Lufthansa, которому принадлежат 63 таких самолета. На втором месте по числу таких самолетов в составе авиапарка - британская Virgin Atlantic Airways (24 самолета). К слову, десять лет назад Virgin принимала участие в авиасалоне Фарнборо, на котором выставляла свой A340-600. На фюзеляже красно-белого лайнера красовался лозунг: "Мой больше чем твой" ("Mine's bigger than yours"). Экспозиция соседствовала со стендом Boeing, демонстрировавшим посетителям лайнер B777. По иронии судьбы, B777 оказался все же больше A340, не по размерам, но по продолжительности жизни и по числу заказов.