В конце ноября в интернете появилась информация о рейде, проведенном полицией в городах Заводоуковск и Ялуторовск Тюменской области. Посетители кафе, пользующихся дурной репутацией, пожаловались на неласковые методы работы ОМОНа. Тема быстро перекинулась в СМИ. 1 декабря к обсуждению ситуации подключились губернатор Владимир Якушев и начальник областного управления МВД Михаил Корнеев.
В 1780-х годах неподалеку от деревни Уковская под Тюменью был основан винокуренный завод. В связи с этим населенный пункт стали называть "Завод на Уке", а потом - Заводоуковск. Населенный пункт сначала обрел статус волостного села, а в 1930-х годах стал рабочим поселком. Он вошел в состав Ялуторовского района (эти места прославились как место ссылки декабристов). В 1941 году в Заводоуковск была направлена в эвакуацию поэтесса Юлия Друнина, которая вскоре ушла на фронт. Она описала эти места в стихах: "Ялуторовский райвоенкомат - в тот городок я топала по шпалам".
В 1959 году Заводоуковск получил статус города, а в 1965 году стал центром собственного Заводоуковского района. С 1992 года населенный пункт имеет статус города областного подчинения. Там до сих пор работает Заводоуковский спиртоводочный завод, а также машиностроительный завод, комбинат стройматериалов и мясокомбинат.
В феврале 2008 года в СМИ появилась информация о том, что Заводоуковск вышел на третье место в Тюменской области по наркомании. Тогда еще исполняющий обязанности начальника местной милиции Владислав Федоров заявил на совещании, созванном по этому поводу, что его подчиненные стараются урегулировать ситуацию. Федоров подчеркнул, что милиционеры регулярно организуют рейды в местах сбора молодежи, проверяют автомобили, проводят спецоперации "Мак" и "Канал".
Карьера Федорова развивалась вполне успешно. Он вскоре избавился от приставки "исполняющий обязанности", а в 2010 году его полномочия были расширены - к Заводоуковскому ОВД присоединили новое территориальное подразделение. Правда, название подразделения могло показаться издевательским - теперь ОВД отвечал еще и за Упоровский район Тюменской области. Но, так или иначе, отдел стал называться межрайонным. Документы о регистрации подразделения были торжественно вручены Федорову в присутствии местных и даже региональных руководителей.
Борьба с наркоманией тем временем шла своим чередом. Проверялись подозрительные места, проводились рейды... Один из таких рейдов, названный "Ночной город", прошел в ночь на 26 ноября 2011 года. Сотрудники ОМОНа проехались по Заводоуковску, Ялуторовску, а также по расположенному между этими городами участку трассы Р-402 Тюмень-Омск.
Собственно говоря, несколько кафе, расположенных на трассе, и стали основным объектом внимания полицейских. Участников операции интересовали не только наркотики, но и другие нарушения. Во-первых, в кафе нередко распивали спиртное несовершеннолетние. Во-вторых, многие жители Заводоуковска и Ялуторовска приучились приезжать в эти кафе на своих автомобилях, заказывать отнюдь не безалкогольный ужин, а затем садиться за руль и ехать домой. А некоторые горожане домой не ехали, предпочитая продолжить "развлекаться". Как результат, за последний месяц в заведениях были зарегистрированы семь краж, два грабежа, два случая причинения вреда здоровью средней тяжести и один угон машины. Кроме того, были избиты полицейские, прибывшие расследовать одно из этих преступлений.
По официальным данным, в ходе рейда были составлены административные протоколы на 15 нетрезвых людей, в том числе на двух несовершеннолетних. Семерых человек освидетельствовали на наркотики. Изъяты были 13,5 грамма гашиша и два грамма марихуаны. Администрацию кафе привлекли к ответственности за допуск несовершеннолетних к неподобающим развлечениям.
Но на этом, вопреки обыкновению, все не закончилось. 28 ноября на форуме тюменских автолюбителей появилась жалоба на действия ОМОНа. Автор записи, пользователь Dimon171111, признавал, что операция проводилась "в злачных заведениях". Однако он утверждал, что в этих заведениях что-то делали "многие невинные люди, которые просто отдыхали, праздновавали дни рождения или просто остановившиеся перекусить" (здесь и далее сохранены орфография и синтаксис оригинала). И они якобы были избиты полицейскими вплоть до госпитализации. На форуме вскоре появились и другие свидетели операции, а также люди, которые что-то слышали о произошедшем от своих знакомых.
29 ноября тему подхватило издание Life News. В этой заметке гашиш, изъятый в ходе рейда, превратился в невинную курительную смесь. Журналисты не только собрали все слухи, опубликованные на форуме автолюбителей, но и побеседовали с персоналом одного из кафе, подвергшихся проверке. "Такого ужаса мы не видели никогда: копы заставили лечь даже беременную женщину!", - рассказали анонимные сотрудники заведения. В чем именно состоял "ужас", издание не уточнило. Если беременность протекала так тяжело, что женщине трудно было даже лечь, то почему она находилась в кафе, а не в больнице на сохранении? В пересказе "Комсомольской правды" эта деталь позднее прозвучала еще неоднозначнее: "В одном из кафе пострадала даже беременная женщина". Читатель, не знающий, как начиналась история, автоматически должен представить спецназовцев, с дикими ухмылками прыгающих на животе несчастной дамы.
Life News удалось раздобыть видеозапись, по всей видимости, сделанную кем-то из посетителей кафе на мобильный телефон. Правда, никаких избиений на записи не видно. На заднем плане слышен даже женский смех. И останавливает оператора в итоге не злобный спецназовец ударом ноги, а симпатичная девушка-полицейский взмахом руки. При этом издание не постеснялось написать прямо под видео, что "у тех, кто пытался позвонить родным или снять на мобильный все происходящее, они отбирали и разбивали телефоны".
После этого история привлекла внимание других СМИ и общественности. Вынуждены были реагировать и правоохранительные органы. Управление МВД по Тюменской области 29 ноября разместило на своем сайте отчет о "Ночном городе". Заместитель генпрокурора РФ Юрий Пономарев поручил прокуратуре Тюменской области провести проверку действий полиции.
В рамках этой проверки прокуратура 1-2 декабря объявила прием пострадавших. Воспользовался ли кто-нибудь возможностью изложить свои претензии в официальной обстановке - пока неизвестно. Издание "Газета.ру" побеседовало с неким Алексеем Юмашевым, который вроде бы собирался подать заявление в прокуратуру. Он сообщил журналистам, что был в числе задержанных и получил несколько ударов. "Затем просто привели какого-то парнишку, у которого пакетик травы нашли. Что хотели - неясно", - жаловался Юмашев. Он добавил, что полицейские били людей аккуратно, а медики оказывали помощь раненым в машинах скорой помощи, не отвозя их в больницы. Донес ли Юмашев в итоге свое заявление до прокуратуры, не сообщалось.
"Десятки госпитализированных", упомянутые некоторыми СМИ, и правда оказалось не так-то легко найти. Выяснилось, что в ночь на 26 ноября в местные больницы обратились лишь два человека с легкими ушибами. Один из этих людей - 16-летний подросток, который ранее упоминался на форуме автолюбителей (сообщалось, что у него в результате конфликта со спецназовцами обострилась хроническая почечная недостаточность). 30 ноября юноша явился в Следственный комитет РФ и заявил, что во время рейда его действительно ударили резиновой дубинкой, причинив ушиб колена и почки. СК проводит по заявлению подростка доследственную проверку.
1 декабря на ситуацию обратили внимание губернатор Тюменской области Владимир Якушев и начальник регионального управления МВД Михаил Корнеев. Они провели специальную встречу, посвященную "Ночному городу". По итогам встречи Якушев поручил Корнееву провести тщательную внутреннюю проверку. Впрочем, по сведениям СМИ, управление МВД начало проверку еще раньше - 30 ноября. Представители управления успели побывать в Заводоуковске и организовать встречу с населением. Завершить проверку планируется в течение десяти дней. Хотя предварительную позицию ведомства начальник отдела информации и общественных связей Галина Сирота уже озвучила. По ее словам, спецназовцы действительно могли действовать жестко, так как во время таких мероприятий у них есть особые полномочия. "Но бойцы не выходили за рамки дозволенного. Избиений граждан не было", - подчеркнула Сирота.
Тем временем тон обсуждения ситуации на форуме тюменских автолюбителей начал потихоньку меняться. В ветке стали появляться такие сообщения: "А по мне дак правильно что у нас спецоперацию омон провел....Яж знаю как там на сотрудников милиции некоторые личности реагируют и в каком состоянии на машинах ездиют...". Или такие: "Почаще надо эти гадюшники хлопать таким образом, чтобы люди боялись ходить в такие места ночью. (...) А то надо же, совсем расслабились, дети там понимаешь ли несовершеннолетние тусуются, бабье беременное, наркоту продают". Некоторые пользователи напрямую хвалят начальника местного ОВД: "Федоров и вправду молодец. Не побоялся взять на себя ответственность и не побоялся дурной молвы и наветов - просто честно выполнял свой профессиональный долг".
Впрочем, известно, что интернет-общественность имеет привычку кидаться из крайности в крайность. Или жестокое поголовное избиение - или полностью корректная операция, без единого превышения полномочий. Хотя наиболее вероятно, что на самом деле в кафе произошло нечто среднее. А что именно - предстоит выяснить проверяющим.
Напоследок стоит процитировать еще одну фразу с форума автолюбителей: "В Заводоуковске, нет, ресторанов, театров, кинотеатров и прочих 'респектабельных' заведений. Поетому народ отдыхает как умеет и где умеет". Вот, может быть, именно в этой фразе содержится подсказка властям? Спецоперации - это, наверное, все-таки хорошо. Благодаря этому "злачные места" более-менее удерживаются в рамках и не превращаются совсем уж в безобразные клоаки. И за месяц там происходит по нескольку краж и избиений, но, обратите внимание, ни одного убийства. Но, возможно, если дать людям какие-то альтернативные возможности развлечься, то необходимость в спецоперациях постепенно отпадет.