Сделка по стандарту

Российский алкогольный холдинг купил итальянский винный дом

Производитель водки "Русский стандарт" купил блокпакет акций итальянского винного дома Gancia. В российской компании уже строят планы по захвату крупной доли рынка игристых вин и вермутов - глава холдинга Рустам Тарико надеется, что Gancia станет лидирующим брендом как в России, так и в мире. В Италии тем временем сожалеют о переходе ценного актива в руки иностранцев.

Российские деловые СМИ писали о намерении российского холдинга купить долю в Gancia в начале текущей недели. Вчера, 15 декабря, эта информация подтвердилась - компании сообщили в совместном пресс-релизе, что "Русский стандарт" купит 70 процентов акций итальянского винного дома.

Gancia был основан в 1850 году Карлом Ганча. Винный дом оставался одним из последних семейных предприятий в Италии. Площадь возделываемых виноградников составляет 2 тысячи гектаров, каждый год собирается 5 тысяч тонн винограда и производится 25 миллионов бутылок игристого вина и вермутов. Годовой объем продаж - 70 миллионов евро (91,2 миллиона долларов).

Глава "Русского стандарта" Рустам Тарико станет президентом итальянского производителя - он уже выбрал членов совета директоров, куда войдут в том числе и члены семьи Ганча. Официально сумма сделки не раскрывается. "Коммерсант" со ссылкой на соучредителя виноторговой компании Simple Анатолия Корнеева написал, что стоимость компании могла составить 150-180 миллионов евро (195-234 миллиона долларов). Итальянская деловая пресса считает такую информацию несколько преувеличенной. Так, Il Sole 24 Ore сообщает, что Gancia стоит около ста миллионов евро (130 миллионов долларов), включая долг в размере 30 миллионов евро.

"Ведомости" уточнили в номере от 16 декабря, что накануне банк "Русский стандарт" одобрил выпуск гарантий в пользу членов Ганча, продающих акции, на сумму в 17 миллионов евро. Как подсчитало издание, если эту сумму Тарико заплатил за 70 процентов компании, то вся она будет стоить 24 миллиона евро.

Сделка была вынужденной для итальянского винного дома. Как констатирует местная пресса, это "брак по расчету", который призван спасти семью Ганча. Несмотря на неплохие продажи, за последние два года компания потеряла 10,5 миллиона евро. В 2006 году выручка производителя составила 121 миллион евро, через два года - 115,5 миллиона евро. В первом квартале прошлого года выручка составила всего 8 миллионов евро.

Итальянская распродажа

Пресса в Италии воспользовалась удобным случаем, чтобы призвать бизнес к "экономическому патриотизму" в условиях долгового кризиса в ЕС. Газеты вспомнили активы, которые недавно перешли или перейдут в скором времени под контроль к иностранцам - Parmalat продана французской Lactalis, Brioni - также французской PPR, производитель яхт Ferretti - китайской SHIG.

La Repubblica пишет, что администрация региона Пьемонт не в восторге от этой сделки. Как заявила представитель местных властей Клаудиа Поркьетто (Claudia Porchietto), продажа блокпакета акций Gancia российскому конкуренту - это удар по традициям итальянской промышленности. Поркьетто заверила, что администрация Пьемонта проследит за ходом сделки и сохранением рабочих мест.

Как отмечает Il Sole 24 Ore, печален не тот факт, что активы переходят под контроль иностранцев, но то, что альтернативы этой распродаже в настоящее время нет.

Стандартные планы

Рустам Тарико надеется, что покупка позволит его компании занять значительную долю на рынке игристых вин и вермутов и сделать Gancia лидирующим брендом не только в России, но и в мире. По его словам, у "Русского стандарта" для этого есть все возможности - инфраструктура, финансовые ресурсы и опыт. Итальянцы надеются, что с помощью российских партнеров компании удастся увеличить производство почти в два раза до 40 миллионов бутылок вина, а объемы продаж - до 100 миллионов евро в год.

Gancia и ранее продавал свою продукцию в России - до весны этого года распространением вин этой марки занималась МБГ. Затем права на продажи перешли "Русскому алкоголю" - структуре польской группы Central European Distribution Corporation (CEDC).

Последняя, кстати, тоже является частью амбициозной бизнес-стратегии Рустама Тарико. С 15 по 21 ноября его структуры скупили на открытом рынке 9,9 процента акций CEDC, потратив 25,35 миллиона долларов.

Польская алкогольная компания, так же как итальянский винный дом, не в самом лучшем финансовом положении. Еще в конце прошлого года акции CEDC стоили по 27 долларов. Затем, на фоне новостей о годовых убытках в размере 93 миллионов долларов, цены упали до 11 долларов. В августе стоимость акций снизилась до 5,5 доллара.

"Русский стандарт" не собирается довольствоваться долей в 9,9 процента. Тарико предложил CEDC перекредитоваться в банке "Русский стандарт". Общая задолженность польской группы оценивается в 1,3 миллиарда долларов - компании угрожает дефолт и распродажа активов по частям.

В обмен на реструктуризацию долгов Тарико просит право на выкуп 19,9 процента акций CEDC, после чего он намерен обсудить свое участие в управлении компанией. По мнению бывшего члена совета директоров CEDC Сергея Куприянова, доля минимум в 25 процентов позволит Тарико не только сменить состав совета директоров, но и возглавить его.

Покупка Gancia стала первым зарубежным активом "Русского стандарта", CEDC может стать вторым. В этом году холдинг планировал выйти на украинской рынок, однако сделка по покупке Nemiroff сорвалась. К числу успешных соглашений можно также отнести договоренность с алкогольным гигантом United Spirits, которая открыла российской компании перспективы экспансии на быстрорастущий индийский рынок.