Новости партнеров

За семь минут

Из афинского музея украли картину Пикассо

Рано утром 9 января в столице Греции произошла кража, которую местные полицейские уже окрестили "эффектной", "впечатляющей" и "отлично спланированной". Из самого крупного государственного музея Афин унесли три картины, включая работу Пабло Пикассо 1939 года "Голова женщины". И сделано это было, по словам полиции, примерно за семь минут.

Преступник или преступники (точное число участников ограбления пока не известно) проникли в Национальную художественную галерею Афин, по сообщениям Reuters, около 4:30 утра по местному времени, попав в нее через окно или дверь балкона, расположенного с задней части здания. Воры вырезали из рам четыре картины, но унести удалось им только три. В спешке покидая музей из-за сработавшего датчика, фиксирующего передвижения, они выронили четвертую картину. По данным CNN, подоспевший охранник увидел тень преступника и некоторое время преследовал его, но поймать не смог.

Изначально греческое агентство ANA сообщало, что из музея было украдено только две работы, включая картину Пикассо, а в 4:52 по местному времени сработала сигнализация, после чего охранник музея увидел выбегающего человека и обнаружил кражу. Позднее греческая полиция уточнила, что сигнализация за пределами здания, по крайнее мере одно устройство, не работала. Преступники, начиная с вечера воскресенья несколько раз (не заходя в музей), заставляли ее срабатывать, в результате чего как минимум один механизм был отключен охраной, видимо, решившей, что система неисправна. Каждый раз при этом служба безопасности обыскивала здание, но никого не находила.

Неслучайные сбои в работе сигнализации и намеренные отвлекающие маневры для охраны стали главными аргументами в пользу того, что акция была хорошо продумана, а участвовали в ней профессионалы. Однако злоумышленники приняли еще одно "верное" решение: кражу совершили в переходный момент. Как отмечает BBC, в музее заканчивалась крупная выставка под названием "Неизвестные сокровища", на которой экспонировались работы Дюрера и Рембрандта из собрания галереи, а сразу после нее - 9 января - музей должен был закрыться на реконструкцию.

Кроме того, по данным Agence France-Presse, в день преступления в музее работало меньшее количество сотрудников службы безопасности из-за трехдневной забастовки, которая в это время проходила в Афинах. В интервью агентству министр общественной защиты Христос Папутсис (Christos Papoutsis) рассказал, что в дополнение к охране музея были наняты сотрудники частной компании. При этом чиновник также отметил, что данный инцидент должен помочь в анализе мер безопасности музея, которые, конечно, следует пересмотреть. Папутсис выразил огромное сожаление, что из афинского музея, где, как считалось, отличная охрана, украли столь ценные произведения искусства.

Ценность картин и впрямь высока - одно то, что среди похищенных работ оказалось полотно Пикассо, одного из самых дорогих художников в мире, ставит эту кражу в ряд наиболее резонансных. Вместе с картиной испанца унесли работу голландского мастера конца XIX - первой половины XX века Пита Мондриана, считающегося одним из основателей абстракционизма. Ценность украденной "Мельнице" Мондриана, написанной в 1905 году, придает то, что она является одним из немногих образцов фигуративной живописи художника, большую часть наследия которого представляют собой абстрактные полотна.

Всего в афинском музее, чья коллекция насчитывает около 16 тысяч картин преимущественно греческого искусства XIX и XX веков, а также мастеров эпохи Возрождения, находились две работы Мондриана. Как раз вторую картину голландца под названием "Пейзаж", также датированную 1905 годом, преступник унести не смог - вырезанный холст охранник обнаружил на полу.

Третьим произведением, покинувшим рано утром стены музея, стал рисунок итальянского художника рубежа XVI-XVII веков Гульельмо Качча, более известного как Монкальво. Сотрудники полиции и музея сразу после преступления затруднились назвать примерную стоимость произведений, однако, по данным греческого телеканала Skai, картины могут стоить около 7 миллионов долларов. Какая из них самая дорогая, не уточняется, но можно предположить, что коллекционеры уж точно не поскупились бы на работу Пабло Пикассо, прежде всего потому, что на картине присутствует дарственная надпись, сделанная самим художником. Для афинской галереи "Голова женщины" была бесценна, так как являлась единственным образцом творчества испанского художника во всем музее.

Написанную в начале Второй мировой войны картину Пикассо передал в дар музею, по одним данным, в 1946 году, по другим - в 1949-м. На обратной стороне картины оставлена надпись "Греческому народу, дань Пикассо" - такой подарок художник решил сделать в знак уважения к Греции, сражавшейся в годы войны против нацистов.

Картину с изображением женщины в белой блузке Пикассо создал в тот период своего творчества, который принято связывать с войной и полотном "Герника", написанным после бомбежки баскского города Герника (1937). В эти годы в работах Пикассо очевидным образом проглядывают трагичность и мрачность; он предпочитает монохромные цвета и искаженные формы. Кроме того, Пикассо пишет много женских портретов - в тот период его главной музой выступала художница и фотограф Дора Маар, с которой он познакомился в 1936 году. 1939 год оказался непростым для Пикассо и по ряду личных обстоятельств - сначала в Барселоне умирает его мать, а затем в автокатастрофе гибнет его друг и самый известный маршан (торговец искусством) XX века Амбруаз Воллар.

Пабло Пикассо, будучи одним из крупнейших художников XX века, относится к числу самых "похищаемых" авторов первого ряда. Только за последние несколько лет из музеев были украдены несколько его рисунков и картин. Летом прошлого года, например, из галереи в Сан-Франциско спокойно вынесли относительно "дешевый" рисунок Пикассо с аналогичным названием - "Голова женщины", оценивающийся в 275 тысяч долларов. В 2010 году дело оказалось куда более серьезным - из Музея современного искусства в Париже украли очень известную работу кубистического периода "Голубь с зеленым горошком", причем воры скрылись с пятью картинами (также вынесли произведения Матисса, Брака, Модильяни и Леже) общей стоимостью около 100 миллионов долларов. Однако действительно трагичен в этой истории не сам факт кражи, а вероятность того, что картины Пикассо и Матисса вор мог выкинуть на помойку.

Тем не менее существуют и более удачные примеры - когда украденные предметы искусства все же возвращали истинным владельцам. Так, в прошлом году швейцарские власти отыскали в Сербии две картины того же Пикассо, украденные в 2008 году и оцененные в пять миллионов долларов, и вернули их в немецкий Музей Шпренгеля в Ганновере. Греческая полиция несмотря ни на что пока настроена оптимистично и также надеется вернуть афинские ценности - соответствующие службы уверены, что по крайней мере картину Пикассо нелегально продать не удастся, слишком она известна. Искать произведения искусства уже начали по каналам Интерпола.

Культура00:08Сегодня

Сажайте — и вырастет

Кино недели: ужасы тайской зоны, католичества и женской дружбы