Руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов, назначенный на эту должность в начале декабря 2011 года, провел свою первую пресс-конференцию, во время которой рассказал о планах города на 2012 год. По ее итогам можно говорить о том, что в этом году власти продолжат всеми способами уговаривать москвичей пересесть с личных автомобилей на общественный транспорт.
В 2012 году московские власти намерены делать более привлекательным для пассажиров все виды транспорта. В городе по-прежнему будут открывать новые полосы движения общественного транспорта. Всего в этом году их протяженность увеличится на сто километров. Однако, по словам Ликсутова, теперь открытие выделенных полос возьмет под личный контроль мэр Москвы Сергей Собянин.
Возможно, что столица пересмотрит планы и выделит автобусам и троллейбусам меньше дорог, чем планировалось ранее. Изначально город пообещал организовать более 220 километров спецполос. Кроме того, автомобилистам могут разрешить ездить по ним в выходные дни. Чем вызвано изменение планов, Ликсутов не уточнил. После запуска первых таких полос город отчитался, что на обычных автомобилистах нововведение никак не отразилось. Однако привилегия для автобусов не понравилась депутатам Мосгордумы, которые пожаловались на то, что стали тратить больше времени на дорогу от дома до работы. Впрочем, повлияло ли мнение депутатов на решение городских властей, неизвестно.
Вне зависимости от того, какой протяженности спецполосы будут в итоге, за ними установят пристальное наблюдение. Для того чтобы у водителей не появлялось желание мешать автобусам, вдоль дорог продолжат устанавливать комплексы видеофиксации правонарушений. Помимо защиты общественного транспорта от пробок, они должны будут снизить количество нарушений ПДД и в конечном итоге уменьшить аварийность на дороге. Сейчас в Москве работают 150 штраф-камер, тогда как до конца года появится еще 600.
Сделать более привлекательными для пассажиров планируется и другие виды общественного транспорта. В частности, в этом году в некоторых вагонах метрополитена в рамках эксперимента появится бесплатный доступ к беспроводному интернету (Wi-Fi). Подземка станет на 8,5 километра длиннее, в ней появятся три новые станции. При этом власти обещают сохранить плату на проезд в размере 28 рублей до конца года.
В 2012-2013 году к метрополитену формально присоединят Малое кольцо Московской железной дороги. Это значит, что пассажиры смогут покупать единый билет на оба эти вида транспорта. Приобрести проездные как на железнодорожные электрички, так и на метро в скором времени можно будет через специальные автоматы, которые теперь станут доступны для всех пассажиров, а не только для обладателей единой транспортной карты.
По словам Ликсутова, приятнее поездки на городском транспорте станут и за счет... нового внешнего вида и поведения водителей. Для этого город даже разработает "санитарно-технические нормы".
В рамках программы по популяризации общественного транспорта московские власти намерены доставить определенные неудобства водителям, чтобы у них было больше стимулов оставить свой автомобиль у дома и поехать на автобусе и метро. В частности, впервые за несколько последних лет планируется снизить количество бесплатных парковок. По информации газеты "Коммерсантъ", речь идет о 20-процентном сокращении таких стоянок. Пока подобная практика будет использоваться только в Центральном административном округе - возле станций метро и крупных торговых центров, где регулярно образуются заторы, пояснил изданию Ликсутов.
Взамен водители, возможно, получат единый тариф на паркинги в центре города. По мнению городских властей, оптимальная стоимость для стоянки - 50 рублей в час, тогда как сейчас она доходит до 100-200 рублей. Ликсутов считает, что снижение тарифа положительно скажется на самих владельцах автостоянок, поскольку наполняемость паркингов увеличится на 30-80 процентов.
В качестве приятных "бонусов" руководитель департамента транспорта пообещал не запрещать въезд в центр города для "Жигулей". "Такого нет, не было, и никто в правительстве Москвы такого не говорил. Не важно, какая марка. Главное, чтобы машина была технически исправна, а владелец должен соблюдать правила, и тогда проблем у него не будет", - цитирует РИА Новости Лискутова. О дискриминации конкретно "ВАЗов" действительно не говорилось, однако ранее департамент природопользования и охраны окружающей среды предложил ограничить въезд в центр старых машин, не соответствующих экологическому стандарту "Евро-4". И "Жигули" действительно в этом случае не пустили бы в город.
Кроме того, на пресс-конференции говорилось о повышении с 1 июля штрафов за ряд правонарушений, главным образом - за неправильную парковку. Закон, вносящий поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предполагает, что в Москве и Санкт-Петербурге штрафы будут выше, нежели в других субъектах федерации, в 5-10 раз. Ликсутов пообещал, что переход к новым штрафам будет "поэтапным".
Что конкретно имеется в виду под словом "поэтапно", непонятно. Поправки, которые носят статус федерального закона, поэтапности не предполагают. Возможно, власти рассчитывают подготовить городской закон, который введет в законодательство слово "парковка" (сейчас в КоАПе используются только понятия "стоянка" и "остановка"), и штрафовать именно за нелегальные "парковки".
Первые плоды популяризации общественного транспорта городские власти рассчитывают увидеть уже к концу года. Так, пассажиропоток должен будет вырасти на 120 миллионов человек (сейчас он составляет 3,6 миллиарда пассажиров в год). Эти цифры кажутся вполне реальными, тем более что в городе началась масштабная реконструкция вылетных магистралей, которая, даже по мнению самих властей, значительно усложнит жизнь водителям.