Россия
21:31, 14 февраля 2012

По богословской части В Пятигорске убит заместитель лидера ставропольских мусульман

В результате подрыва автомобиля вечером 13 февраля в Пятигорске скончался заместитель муфтия Ставрополья Курман Исмаилов. Следствие рассматривает версии убийства богослова как в связи с его профессиональной деятельностью, так и на почве личных отношений. Исмаилов ранее был ваххабитом, и представители традиционного ислама не исключили, что ему отомстили прежние соратники.

Тело 47-летнего Курмана Исмаилова обнаружили вечером в понедельник, 13 февраля, рядом с обгоревшим остовом хэтчбека ВАЗ 2113. Сначала следователи предположили, что богослов попал в аварию и в его машине взорвался газовый баллон. Однако при более внимательном осмотре места происшествия, стало ясно, что заместитель муфтия пал жертвой преступления.

Следователи пришли к выводу, что к днищу автомобиля под водительским сиденьем была прикреплена бомба мощностью в 400 граммов тротила. Она была начинена поражающими элементами в виде металлических шариков и, по данным газеты "Коммерсантъ", приводилась в действие звонком с мобильного телефона.

Правоохранительные органы не стали считать подрыв машины с религиозным деятелем терактом, выдвинув в качестве приоритетных версий работу потерпевшего либо личные отношения. В управлении Следственного комитета по Ставропольскому краю возбудили уголовное дело по факту смерти Исмаилова по трем статьям УК РФ: "убийство, совершенное общеопасным способом", "незаконной оборот оружия" и "хищение либо вымогательство взрывчатых веществ или взрывных устройств".

Заместителем муфтия Исмаилов был назначен в начале июня 2011 года. Он отвечал в Духовном управлении мусульман Ставропольского края, которое возглавляет муфтий Мухаммад Рахимов, за вопросы, связанные с религиозным образованием. Исмаилов закончил университет в городе Медина в Саудовской Аравии и до назначения в ставропольский муфтият жил в Москве, где занимался переводами исламской литературы и преподаванием в Московском исламском университете.

Незадолго до вступления в должность заместителя муфтия в квартире богослова в Кисловодске проводился обыск, во время которого оперативники нашли вещество, "напоминающее взрывчатку". Исмаилова и его жену доставили в ОВД, но они отказались давать показания. Более того, священнослужитель пожаловался на действия оперативников в прокуратуру.

В защиту богослова выступила рабочая группа Общественной палаты РФ, в заявлении которой говорилось, что "Исмаилов всегда вел работу в рамках официальных духовных управлений мусульман, имеет высшее духовное образование и пользуется огромным уважением среди верующих". Своего будущего заместителя поддержал и Рахимов, подтвердивший своим авторитетом, что Исмаилов никогда не позволял себе экстремистских высказываний, проповедовал исключительно на темы духовности и нравственности, а потому никакой угрозы для общества и государства не представляет.

В итоге никаких официальных претензий священнослужителю предъявлено не было. Однако в постановлении суда о проведении обыска говорилось о том, что эти действия проводятся в отношении Исмаилова, так как он является "приверженцем экстремистского течения в исламе".

В духовном управлении мусульман и не скрывали, что до недавнего времени богослов был салафитом, то есть придерживался ваххабизма. Вернувшись в начале 2000-х годов после обучения в Саудовской Аравии, он отказался идти имамом в мечеть, заявив, что его взгляды не совпадают с убеждениями местных религиозных лидеров. Вместо этого он принялся создавать ваххабитскую общину в Минераловодском районе Ставрополья.

В то же время Исмаилов, судя по всему, не поощрял склонности части исламских фундаменталистов к силовому противостоянию с умеренными мусульманами. Возможно, это и привело к его разрыву с ваххабитами, которые на Северном Кавказе все больше загоняются в подполье, что приводит к их радикализации.

С середины 2000-х годов религиозные экстремисты стали практиковать силовое устранение своих противников. Одним из центров подполья стали ваххабитские общины Кавказских Минеральных Вод, к созданию которых был причастен Исмаилов. В 2006 году в Кисловодске застрелили имама местной мечети Абубакира Курджиева, который выступал с осуждением ваххабизма. За убийство по мотивам религиозной ненависти был осужден один из сторонников этого течения. Кроме того, в местную салафитскую общину входил и так называемый "русский ваххабит" Виктор Двораковский, которого считают вербовщиком исполнителей для совершения терактов.

Убийство Исмаилова продолжило череду покушений на религиозных деятелей, жертвами которых становились как официальные представители духовенства, так и неформальные лидеры. Так, в декабре 2010 года в Нальчике был застрелен муфтий Кабардино-Балкарии Анас Пшихачев. Но лидером по насилию в отношении священнослужителей остается Дагестан. В октябре 2011 года там был убит влиятельный суфийский шейх Сиражутдин Хурикский. Кроме того, в июне того же года в Махачкале убили ректора Института теологии и международных отношений Максуда Садикова. Всего за 2011 год в Дагестане было совершено около десяти покушений на имамов сельских мечетей, не менее четырех священнослужителей были убиты.

Во Всероссийском муфтияте, одной из общенациональных мусульманских организаций, которую возглавляет начальник погибшего богослова, полагают, что убийство Исмаилова стало местью за то, что он порвал с местными ваххабитами. Сам Рахимов, правда, говорит, что прямых угроз его заместителю не поступало. В то же время губернатор Ставрополья Валерий Гаевский заявил, что Исмаилов опасался покушения на свою жизнь. У следствия, судя по всему, пока нет никаких серьезных зацепок, поэтому СК обратился за помощью к жителям региона в расчете на их активную гражданскую позицию.

< Назад в рубрику