Новости партнеров

Отсутствие корреляции

Американская киноакадемия удивила отбором картин для "Оскара"

"Оскар" считается самой приземленной, коммерческой и ангажированной из всех премий, существующих в мире кино. Это вам не высоколобая Венеция и не чванливые Канны, здесь награждают фильмы для самого широкого зрителя. Конечно, давно известно, что финансовый успех и "Оскар" не обязательно идут рука об руку. Но 2012 год все равно удивил: такого засилья сомнительных, с финансовой точки зрения, продуктов в категории "Лучший фильм" не наблюдалось никогда.

Финансовые показатели

Лучшая характеристика фильма, попавшего в заветный список Американской киноакадемии, это, конечно, сборы в США. Во-первых, на поход в кинотеатр зритель тратит не только деньги, но и свободное время; во-вторых, результаты проката в Америке считаются централизованно, поэтому репрезентативны.

Тут, правда, уместно сделать вот какое замечание: сборы фильма напрямую зависят от того, на каком количестве экранов он показывается. Для многих картин из списка претендентов на звание "Лучший фильм" этот показатель сначала был небольшим, а потом резко вырос. Объясняется это обычно двумя причинами.

Первая - на момент выхода перспективы картины выглядели неважно, поэтому прокатчик выпустил ее в так называемый ограниченный прокат (не более пары десятков экранов). Со временем положительные критические отзывы и сарафанное интернет-радио настолько повысили интерес к фильму, что прокатчик решился на широкий прокат (то есть увеличил количество экранов во много раз). Такая история, например, произошла в этом году с "Полночью в Париже" Вуди Аллена.

Вторая причина - это выход фильма в "предварительный" ограниченный прокат, где-то за месяц до широкого. Этот выход обычно почти не рекламируется и бывает предназначен для того, чтобы заведомо обеспечить картине хорошие отзывы в прессе. Так, например, произошло с "Прислугой". Всего в этом году в категории "Лучший фильм" номинировано 9 картин (все фильмы из списка шли на экранах достаточно долго, поэтому их результаты можно считать окончательными).

  1. "Артист" заработал 25,1 миллиона долларов при бюджете в 15 миллионов. Вышел изначально в ограниченный прокат на четырех экранах, но после отличных результатов (более 15 тысяч с одного экрана) Weinstein довела количество экранов до более чем тысячи
  2. "Боевой конь" Стивена Спилберга собрал 78,4 миллиона долларов при бюджете в 66 миллионов. С самого начала был выпущен компанией-прокатчиком Buena Vista на 2376 экранах, однако, как видно, не оправдал возложенных надежд
  3. "Древо жизни" Терренса Малика стартовало с 4-х экранов, количество которых было позже доведено до 237-ми (после того как лента получила Золотую пальмовую ветвь в Каннах). Картина заработала 13,3 миллиона долларов при бюджете в 32 миллиона
  4. "Жутко громко и запредельно близко" собрал 30 миллионов долларов при неизвестном бюджете. Картина около месяца шла на шести экранах, после чего количество копий было доведено до 2630
  5. "Полночь в Париже" заработал 56 миллионов долларов при бюджете в 17 миллионов. Фильм стал самой кассовой картиной в карьере Вуди Аллена - изначально "Полночь" вышла на 6 экранах, но позже, благодаря росту зрительского внимания, лента вышла в широкий прокат на 1038 экранах
  6. "Потомки" с Джорджем Клуни собрали 72 миллиона долларов при неизвестном бюджете. При этом картина стартовала на 29 экранах с последующим увеличением копий до 2 тысяч (судьба "Потомков" сложилась явно завиднее, чем судьба вышедших в этом же году "Мартовских ид" с Клуни, которые с самого начала вышли на большом количестве экранов, однако собрали всего 40 миллионов долларов)
  7. "Прислуга" заработала 169 миллионов долларов при бюджете в 25 миллионов. Фильм сразу вышел на 2,5 тысячи экранов
  8. "Хранитель времени" Мартина Скорсезе заработал всего 65 миллионов долларов при неизвестном (но заведомо не маленьком) бюджете, стартовав сразу на 1,2 тысячи экранов под аккомпанимент массивной рекламной кампании
  9. "Человек, который изменил все" собрал 75 миллионов долларов при бюджете в 50 миллионов. Картина с Бредом Питтом вышла сразу на 3 тысячах экранов

Из всех картин к хитам можно отнести только "Прислугу". Этот фильм по результатам 2011 года занял 13-е место между экранизацией комиксов от Marvel "Первый мститель" и странной женской комедией "Девичник в Вегасе" (к слову, за участие в которой Мелисса Маккарти номинирована на "лучшую женскую роль второго плана"). Учитывая, что в этом году на экран вышли такие коммерческие монстры, как "Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть вторая" (первое место за 2011 год и сборы в 381 миллион долларов), "Трансформеры 3: Темная сторона Луны" (второе место с результатом в 352 миллиона долларов) и "Сумерки. Сага. Рассвет: часть первая" (третье место с результатом в 281 миллион долларов), результат "Прислуги" представляется очень даже неплохим.

Еще пару фильмов из списка - "Артист" и "Полночь в Париже" - можно записать в категорию условно успешных. Лента Аллена, кстати, это "неожиданный хит" (sleeper hit), то есть картина, которая многократно превзошла возложенные на нее финансовые ожидания.

Остальные шесть фильмов, с финансовой точки зрения, откровенно провалились. Отдельно стоит отметить "Хранителя времени". Ему Paramount,судя по масштабной рекламной кампании, прочила судьбу блокбастера для всей семьи. Однако, как показали результаты проката, зрителей не привлек даже легендарный Жорж Мельес в качестве одного из персонажей повествования.

Из логова пиратов

Отсутствие финансового успеха у картины в прокате еще не означает отсутствие интереса к ней со стороны зрителя. Случается, что фильм, прошедший почти незаметно на экранах кинотеатров, буквально взрывает интернет, точнее - торрент-трекеры.

Оценить популярность фильма на трекере, например по количеству скачиваний, - задача не тривиальная. Дело в том, что картина попадает в торренты часто в виде нескольких "релизов", для каждого из которых скачивания считаются отдельно. То есть, чтобы подсчитать общее количество скачиваний, нужно просуммировать этот показатель по всем релизам. Кроме этого, с недавних пор главный трекер планеты PirateBay закрыл свою статистику скачиваний, поскольку правообладатели стали использовать ее для подсчета убытков.

Наиболее авторитетным источником статистики по торрентам является сайт TorrentFreak. Этот ресурс (сам, к слову, довольно популярный торрент-трекер) составляет еженедельные рейтинги самых популярных фильмов. Методика составления рейтингов не раскрывается, однако из обсуждений на сайте известно, что администраторы ресурса получают на условиях анонимности статистику от самых популярных трекеров (среди которых, вероятно, и PirateBay), которую потом сводят воедино вместе со своей.

Итак, номинанты на "Оскар" были объявлены 24 января 2012 года. За день до этого была опубликована свежая десятка самых скачиваемых фильмов. На тот момент первое место занимала картина "Отряд особого назначения" (французский боевик о захваченной в Афганистане журналистке со смешным бюджетом и совершенно неизвестными актерами). Из оскаровских фильмов там присутствовали "Боевой конь" и "Человек, который изменил все" (не считая, конечно же, "Восстания планеты обезьян" и "Живой стали", номинированных на "Оскар" за специальные эффекты). Оба фильма попали туда закономерно - первый из-за имени Спилберга в титрах и совершенно идиотского сюжета (мальчик ищет любимую лошадь на фронтах Первой мировой), второй - из-за Брэда Питта, Филиппа-Сеймура Хоффмана и Джоны Хилла в главных ролях и столь же сомнительного для большинства зрителей сюжета (фильм посвящен особенностям менеджмента бейсбольной команды).

Через неделю первое место по скачиванию захватила финчеровская "Девушка с татуировкой дракона". За участие в картине Руни Мара номинирована в категории "Лучшая актриса". Интерес к фильму, однако, навряд ли связан с номинацией Мары (или четырьмя другими, техническими номинациями). Скорее зрителя привлекло имя режиссера Дэвида Финчера, музыка Трента Резнора и Дэниэл Крэйг в главной мужской роли, а также невероятный успех оригинальной книжной трилогии (которая в свое время тоже была хитом скачиваний) и последовавшего за ней шведского фильма.

Что касается претендентов на звание "Лучший фильм", то, помимо "Боевого коня", в списке самых скачиваемых оказался фильм "Потомки". Своим попаданием в топ он обязан не только и не столько номинации на "Оскар", сколько утечке в сеть DVDscr-версии картины (копии с диска, предназначенного для рекламщиков и кинокритиков).

Согласно рейтингу от 6 февраля, лидером по скачиваниям стал фильм "Три мушкетера", в то время как из главной оскаровской номинации в списке остались только "Потомки". Отдельно стоит отметить появление в десятке фильма "Огненный путь" - римейка индийского боевика 1990-го года, также сделанного в Болливуде. Ситуация не изменилась и через неделю, с той лишь разницей, что фильм с Джорджем Клуни скатился на последнее, 10-е место.

Из статистики видно, что пользователи торрентов предпочитают самое массовое кино (иногда не гнушаясь и отборным трэшем), причем популярность того или иного фильма зависит от выхода хорошего релиза. Никакой связи с выдвижением той или иной картины на "Оскар", очевидно, не наблюдается.

Заключение

Факты - вещь упорная, и они говорят о том, что премия "Оскар" в последние годы перестала ориентироваться на популярное кино. Ни финансовый успех картины, ни критические отзывы (например по картине "Жутко громко и запредельно близко" критики прошлись довольно сурово), ни интерес зрителей не являются критериями для членов Американской киноакадемии.

Действительно, сложно представить себе, что "Властелин колец: Возвращение короля" - лучший фильм 2003 года - получает каннскую Золотую пальмовую ветвь или Венецианского золотого льва. Да что там, самый попсовый из всех больших фестивалей, ММКФ, и тот бы не дал творению Питера Джексона главный приз.

Теперь, однако, академики больше не гонятся за одобрением зрителя - чего стоит только вручение главной статуэтки 2009 года "Повелителю бури" вместо триумфального "Аватара". В нынешнем же году все фильмы и вовсе как на подбор, один фестивальнее другого. Взять хотя бы "Человека, который изменил все" - скованную единством времени и места драму одного человека в исполнении Брэда Питта.

К чему приведет этот демарш на Фабрике грез, покажет время. Может, родится еще один жанр фестивального кино - "оскаровский", одновременно дорогой и высоколобый. А может, постоянно падающие рейтинги заставят академиков переключиться на вручение премий более простым и понятным картинам. Например, уже не раз упоминавшимся "Трансформерам".

Другие материалы