Спустя почти два года после аварии на буровой платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе британская нефтегазовая компания BP согласилась на компенсации пострадавшим от разлива нефти. BP рассчитывает, что сумма выплат не превысит 7,8 миллиарда долларов. Пока речь идет только об исках частных лиц и фирм. Впереди у компании наиболее сложный и, вероятно, дорогостоящий процесс - против американских властей.
Авария в Мексиканском заливе, которая была признана крупнейшей экологической катастрофой в истории США, произошла 20 апреля 2010 года. Из-за взрыва на буровой платформе Deepwater Horizon, принадлежащей компании BP, погибли 11 человек. Платформа загорелась и через несколько дней затонула. В результате аварии была повреждена нефтяная скважина, из которой в океан начала неконтролируемо выливаться нефть.
Специалисты компании смогли справиться с утечкой только спустя три месяца. В начале августа было объявлено о полной герметизации скважины, которая впоследствии была залита цементом. За время борьбы с утечкой в океан вылилось почти пять миллионов баррелей нефти. Пятно нефти достигло границ всех пяти американских штатов, расположенных в Мексиканском заливе.
Одновременно с устранением последствий аварии BP пришлось разбираться с требованиями компенсации. Спустя почти два года после катастрофы претензии к компании заявили более 110 тысяч частных лиц и компаний: собственников недвижимости на побережье Мексиканского залива, рыбаков, владельцев отелей и ресторанов. Их интересы на переговорах с BP представляет Комитет истцов (PSC). В начале марта стало известно, что сторонам удалось прийти к мировому соглашению и не доводить дело до суда.
Компания BP рассчитывает, что на компенсации придется потратить 7,8 миллиарда долларов. Эта сумма стала результатом компромисса, так как на переговорах обсуждалась цифра в 14 миллиардов евро, а BP исходила из 6,1 миллиарда евро. Выплаты будут выделены из учрежденного ранее компенсационного фонда в 20 миллиардов долларов, и их поделят на две категории: компенсации за материальный ущерб и ущерб здоровью.
Окончательные документы по соглашению между BP и PSC должны быть подписаны в течение 45 дней. После этого они будут направлены в суд Нового Орлеана, где федеральный судья Карл Барбьер (Carl Barbier) рассматривает дело о разливе нефти в Мексиканском заливе. Он должен одобрить мировое соглашение, чтобы оно вступило в силу.
Как правило, компенсации не начинают выплачивать, пока договоренности не одобрены судом, однако в данном случае компания BP пошла навстречу истцам и готова начать выплаты за материальный ущерб досрочно. В экономические иски, которые собирается удовлетворить BP, входит компенсация рыбной промышленности в Мексиканском заливе в размере 2,3 миллиарда долларов. Кроме того, компания пообещала профинансировать рекламу туризма для этого региона.
Согласие BP на выплаты за ущерб здоровью стало существенным достижением со стороны Комитета истцов. Если бы дело дошло до суда, то доказать наличие такого ущерба было бы крайне сложно. Исследования в этой связи только начались: их проводят Национальный институт здравоохранения и Национальный институт медико-санитарных дисциплин. В первую очередь, их интересует, насколько безопасны морская еда и воздух в пострадавшем регионе.
Что касается непосредственных проявлений болезни у населения, то пока ничего существенного доктора не нашли. В то же время они сообщают, что к ним приходили люди с жалобами на рвоту, слабость, диарею и винили в этом разлив нефти. Некоторые считают, что на фоне экологической катастрофы у них обострились хронические заболевания. Пока врачи не готовы утверждать с полной уверенностью, что это последствия разлива нефти, однако точно так же не готовы утверждать, что болезни не проявятся со временем. Предусмотрев этот вопрос, компания BP обязуется вкладывать деньги в здравоохранение пострадавших регионов, а пострадавшие могут рассчитывать на компенсации в течение 21 года.
Однако выплаты по претензиям, связанным со здоровьем, начнутся нескоро, и их размер еще предстоит определить. BP будет дожидаться окончательного одобрения соглашения в суде, так что на досрочные компенсации пострадавшим рассчитывать не приходится. Кроме того, им придется пройти непростую процедуру, чтобы отстоять свои права на них. Диагноз будет ставить медицинская комиссия, одобренная судом, после чего представитель компании, работающий под контролем федерального судьи, будет рассматривать требования истцов.
Согласие на компенсации жалующимся на здоровье выгодны и самой компании. Без этого пункта федеральный судья вряд ли одобрил бы соглашение и дело могло бы затянуться. Кроме того, это способствует и восстановлению репутации: компания показала, что собирается отвечать за свои действия, тогда как раньше жалобы, связанные со здоровьем, не рассматривались.
После аварии BP создала механизм выплаты компенсаций пострадавшим - фонд GCCF. Через него более 200 тысяч частных лиц и компаний получили около 6,1 миллиарда долларов. За время работы фонда туда поступили около 200 исков о компенсации за ущерб здоровью, однако ни один из них не был удовлетворен. BP пошла навстречу только работникам Deepwater Horizon, пострадавшим в результате взрыва буровой установки в апреле 2010 года. Нынешнее соглашение заменит фонд GCCF.
Впрочем, договоренность с Комитетом истцов не решает всех проблем компании BP. Ей предстоит судебное разбирательство с министерством юстиции США и другими федеральными ведомствами по обвинению в нарушении актов о чистой воде и загрязнении нефтью. Претензии к BP высказывали также власти отдельных штатов, чье побережье пострадало от нефтяного пятна. Если вина BP будет доказана, то ей придется заплатить вплоть до 17 миллиардов долларов. В компании считают, что смогут отделаться выплатой 3,5 миллиарда долларов.
Вместе с тем, компания BP пытается переложить часть ответственности на своих партнеров: компании Transocean, владевшую затонувшей платформой, и Halliburton, построившуюся над скважиной защитный купол, который впоследствии развалился. Окружной суд штата Луизиана уже признал в конце января 2012 года, что часть вины лежит на Transocean. Кроме того, разделить ответственность за аварию согласились партнеры BP: Cameron, MOEX, Anadarko и Weatherford.