Гендиректор Apple Тим Кук 7 марта представил свежую версию планшетного компьютера iPad. Новое устройство обзавелось экраном с гораздо большим разрешением, более мощным процессором и даже модулем для работы в сетях связи четвертого поколения. Лента.ру попыталась разобраться в том, почему новый iPad именно таков, каков он есть.
Apple совершила прорыв, оснастив новый iPad дисплеем с разрешением в 2048 на 1536 пикселей, что по числу пикселей вчетверо превышает показатели предыдущей модели. Это главная особенность устройства, которое на сайте Apple описывается словом Resolutionary (в грубом переводе - «Разрешционный»).
Такой дисплей производит неизгладимое впечатление на потребителей, по мнению которых, ничего подобного на рынке нет.
Cправедливости ради надо отметить, что знаменитый недопланшет Samsung Note, диагональ экрана которого составляет 5,3 дюйма, а разрешение – 1280х800 пикселей, по четкости картинки как минимум равен новому iPad. Если Samsung решит и сможет перенести экранное решение Note на планшеты с большей диагональю, iPad лишится своего главного преимущества. Кроме того, на пятки Apple наступает Asus, в январе показавшая планшет с диагональю в 10,1 дюйма и разрешением в 1920 на 1200 пикселей. То же самое уже умеет Lenovo.
Но пока конкуренты не подтянулись, у Apple снова появилась уникальная медиа-платформа. На новом iPad потрясающе будут смотреться глянцевые журналы, книги, а также каталоги заказов. Под последние в App Store уже создали специальный раздел; можно быть уверенным, что в ближайшее время появятся обновления под новый iPad у, например, UNIQLO, Zara Home, Alloy и IKEA. Новый iPad является естественной платформой и для интерактивных цифровых учебников, которые с недавних пор могут делать все желающие.
iPad обзавелся новым двухъядерным процессором A5X с четырехъядерной графикой. Причина очевидна – iPad придется обрабатывать вчетверо большие объемы графической информации. Из этого, кстати, следует, что iPad 2, несмотря на свой «плоховатый» экран, вряд ли будет сильно отставать по производительности: у его чипа A5 тоже два ядра, а графикой занимается двухъядерный же графический процессор PowerVR SGX543MP2. Недаром младшие модели iPad 2 Apple, уценив, оставила в продаже во вполне работоспособном виде.
Все улучшения iPad имеют целью добавить новые сценарии работы с ним. Начиная с iPad 2, планшет превращался в видеокамеру. Теперь превращение завершено: новый iPad оснащен пятимегапиксельной камерой для съемки FullHD-видео. Вместе с камерой Apple обновила и смежные продукты: в iTunes теперь можно скачивать сериалы в разрешении 1080p; Apple TV тоже научился поддерживать этот формат.
Наконец, разработчикам нового iPad, решившим перейти на экран с большим разрешением, пришлось оснастить планшет модулем беспроводной связи Bluetooth 4.0 и поддержкой сетей четвертого поколения LTE. Пришлось – потому что без быстрого соединения передача данных между устройствами, а также загрузка изображений и качественных роликов станет мучительной.
Пока неясно, будет ли новый iPad совместим с сетями LTE, которые вскоре запустит российская Yota. Можно лишь предположить, что к моменту выхода устройства на российский рынок в этом направлении что-нибудь придумается или изменится.
Для того, чтобы iPad стал законченным решением, туда надо было перенести все базовые сценарии работы, знакомые пользователям Mac. Теперь, через два года после появления первого iPad, эта работа завершена. Apple выпустила последнюю программу из стандартного «творческого» комплекта iLife – фотоменеджер iPhoto с возможностью обработки фотографий размером до 19 мегапикселей, а заодно обновила видеоредактор iMovie и музыкальную программу GarageBand.
Для корпорации, которая в свежей версии Mac OS X готовится унифицировать с iOS названия приложений (например, Calendar для iCal), очень важно иметь возможность сказать – «На этом устройстве есть iLife», не вдаваясь в подробности.
Увеличенное разрешение экрана позволяет гораздо точнее определять положение пальца. Благодаря этому следует ждать серии обновлений приложений для набросков, черчения и рисования. Сама Apple продемонстрировала это с помощью Autodesk SketchBook.
Обещано, что обновленный офисный пакет iWork также гораздо лучше выглядит на свежем iPad. Он не только задействует "большой" экран, но и первым приспособлен к новой функции iOS 5.1 – диктовке текстов.
Наконец, игры на новом iPad выглядят гораздо лучше – это понимает всякий, кто переключал разрешение на более высокое в любимых стрелялках и бродилках.
Когда в январе 2010 года Apple анонсировала iPad, она позиционировала его как «волшебное и революционное устройство по невероятной цене». Каждый эпитет был к месту – массы, для которых слова «планшетный компьютер» не несли никакого смысла, открыли для себя новый режим общения с электронным устройством. Режим, при котором не надо понимать никаких технических тонкостей. Массовый рынок был вскрыт, и туда хлынули толпы. Слово «планшет» чуть ли не год было абсолютным синонимом слова iPad.
Сиквел под названием iPad 2, анонсированный в марте 2011 года, оказался успешным, но эпитет «волшебный» уже не попал в заголовок пресс-релиза. С сентября 2010 года на рынок рвался Samsung Galaxy Tab. Производители освоили новый форм-фактор, и слово “iPad” перестало определять весь класс устройств. Несомненно, у Apple при выпуске новой модели была большая фора – обновиться захотели очень многие из владельцев старых планшетов.
Продажи первого iPad пришлись на второй (незначительное количество), третий и четвертый кварталы финансового 2010 года Apple, а также на первый квартал 2011. За это время было продано, судя по отчетам Apple, почти 15 миллионов устройств.
Второй iPad продавался все остальное время. Судя по отчетам, было реализовано 25 миллионов планшетов. 10-15 миллионов из них, вероятно, пришлись на тех, кто обновил свой старый планшет, то есть на существующую аудиторию. Несмотря на рост продаж, приток новой аудитории сложно назвать революционным.
iPad 2 больше не был тем, что можно было бы в английском назвать THE magical device; планшет стал A magical device - одним из многих устройств, деловито осваивающих новое пространство. Так, многие российские граждане, начавшие знакомство с планшетами с iPad, через год с изумлением смотрели на приобщающихся к подобным устройствам через многочисленные азиатские поделки с предустановленным Android. Тем самым Android, как считал Стив Джобс, своровал у Apple лучшие решения. Apple попала в окружение врагов точно так же, как в свое время с iPhone, когда через пару-тройку лет рынок наполнился сенсорными и мультисенсорными аппаратами.
Кроме того, началась фрагментация бренда, так заметная у тех же владельцев iPhone. Не всякий новый человек разберется, что есть «айфон», а есть первая модель iPhone; что есть iPhone 3G, а есть iPhone 3Gs, который быстрее; и что есть какой-то iPhone 4, а также 4S – и они похожи во всем, кроме цены, начинки, года выпуска и буквы S. Видение Apple – дать каждому по iPod, iPad и iPhone, и, выпуская новые модели, автоматически продавать их пользователям.
Самым важным решением в iPad третьего поколения стал вовсе не чудо-экран и не мощный чип. Важнее всего этого – возвращение бренда iPad. Больше нет разных айпадов – есть единая, постоянно обновляемая магическая платформа. Ее возродят старое волшебное имя и та армия владельцев iPad 2, которая неминуемо перейдет на новый планшет.
Многие обозреватели уже заявили о том, что в новом iPad нет ничего, по-настоящему нового, кроме процессора, экрана, камеры и мелочей. Любому устройству этого было бы достаточно; речь, конечно, идет о дефиците волшебства, которое позволило бы планшету снова создать новый рынок или перевести взаимодействие с пользователем на качественно новый уровень.
Таким волшебством могла бы стать, например, технология Feel, разработанная финской компанией Senseg. Feel позволяет ощущать рельеф изображенного на сенсорном экране. Так, говорили, что нарисованная кухонная керамическая плитка ощущается примерно так же, как и обычная. Если бы такая технология была внедрена в iPad 3, это изменило бы очень многое. В частности, на нарисованной клавиатуре наконец-то стало бы возможным набирать тексты вслепую.
Слухи о сотрудничестве Senseg с Apple разошлись довольно далеко. Топ-менеджер Senseg отказался давать комментарии до проведения Apple презентации, но сообщил, что компания работает с неким производителем планшетов, чья штаб-квартира расположена в Купертино, Калифорния. Это дает надежду на более позднее внедрение технологии. Кроме того, Feel не обязательно надо использовать в iPad или iPhone. Ощущение рельефности кнопок, например, могло бы помочь вывести на новый уровень трекпад Magic Trackpad, который постепенно становится главным средством управления для iMac.
Вопрос о том, раскупят ли новый iPad, не стоит. Стандартные продажи Apple обеспечит за счет старых владельцев, а граждане, которые хотят увидеть возможности сетей связи четвертого поколения, купят себе этот билет в 4G у ближайшего оператора. Красивые учебники, игры и сериалы – вполне сильная мотивация для покупки.
Ничего более определенного, не держа планшет в руках, сказать нельзя. Мы обязательно протестируем новый iPad, как только он появится в продаже.
Под конец хочется добавить в копилку традиционных журналистских спекуляций о будущих продуктах Apple, одну свою. Исходя из конфигурации нового iPad, совершенно неясно, как корпорация будет прорывать окружение в следующем iPhone. Еще одна буква S для обозначения выросшей скорости, наверное, не сработает.