Россия
20:25, 9 апреля 2012

Недетское дело Из-за резонанса в СМИ школьниц обвинили в покушении на убийство

В марте в Калининградской области две школьницы избили третью. Через пару недель, когда сами девочки уже начали забывать о случившемся, видеозапись избиения попала в интернет. Девочки оказались в центре внимания интернет-пользователей и стали фигурантками довольно сомнительного уголовного дела. Общеизвестная детская жестокость столкнулась с пресловутой жестокостью толпы, и последняя победила.

15-летняя Лена Сухорукова и 14-летние Аня Шатун и Даша Горячевская живут в городе Гусев под Калининградом. Лена и Даша, по официальной информации Гусевской райадминистрации, состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Во время весенних каникул, 23 марта 2012 года, Лена и Даша поссорились. О точной причине конфликта до сих пор ничего неизвестно - одни источники утверждают, что кто-то кого-то обозвал, другие - что кто-то отбил чьего-то парня... В итоге Даша набросилась на Лену с кулаками, когда та гуляла с Аней. Последняя не стала защищать подругу, а присоединилась к нападавшей. Вместе девочки жестоко избили Лену на глазах друзей-мальчишек, которые засняли происходящее на телефон.

После драки Лена пришла домой и пожаловалась родителям. Мать, увидев синяки дочери, немедленно отправилась в полицию. 25 марта Дашу и Аню с родителями вызвали к инспектору по делам несовершеннолетних. В возбуждении дела по 116-й статье УК РФ (побои) было отказано. Ответственность по этой статье наступает только с 16 лет. Однако инспектор решил ходатайствовать о направлении девочек в калининградский центр временного содержания подростков-правонарушителей. Там им предстояло встретиться со специальными педагогами.

Впоследствии Лена помирилась с Аней, их видели друг у друга в гостях. Как утверждают родители Ани, примирение произошло буквально сразу после избиения - девочка догнала убегающую подругу, вытерла ей кровь и помогла добраться домой. А вот с Дашей Лена по-прежнему продолжала конфликтовать.

Вся эта история до определенного момента касалась лишь непосредственных ее участниц, их родителей и разве что еще управления по делам несовершеннолетних. Однако все изменилось 3 апреля, когда мальчишки, заснявшие избиение, выложили видеозапись в интернет (ныне запись на YouTube удалена, однако ее фрагменты сохранились на сайтах многих СМИ).

На самом деле такие видеозаписи - не редкость. Некоторые из них привлекают внимание журналистов и правоохранительных органов. Хотя большинство записей, конечно, так и не просматривает никто, кроме любителей специфического развлечения "полюбоваться на дерущихся подростков и высказать в комментариях свое интеллектуальное превосходство".

Но видео из Гусева вызвало широчайший резонанс, природу которого трудно понять (это не редкость - так же трудно поддается пониманию, например, острое внимание общественности к гибели девочки из Брянска при полном равнодушии к ежедневным исчезновениям и убийствам других детей).

Вскоре на гусевских школьниц обратил внимание сам глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. В СК утверждают, что руководитель ведомства увидел видеозапись в интернете и сразу же поручил подчиненным обратиться в прокуратуру, чтобы та отменила постановление полиции об отказе в возбуждении дела. Именно СК "добавил жару" обсуждению, объявив, что Лена Сухорукова является инвалидом. Отметим, что на той же видеозаписи девочка выглядит вполне здоровой. Если очень усердно покопаться в СМИ, то можно выяснить, что девочка когда-то имела инвалидность из-за травмы ноги, но потом родители не привели ее на комиссию подтвердить заболевание. Однако средний интернетчик (слышавший об истории краем уха и уже бросившийся писать комментарии), конечно же, представляет себе примерно следующую картину: злобные школьницы вытаскивают девочку из инвалидной коляски...

Ну а затем в блогах и даже некоторых СМИ начала появляться откровенно ложная информация о том, что Сухорукова лежит в реанимации, потеряла глаз, почки, практически умирает... Все это очень быстро опровергалось (живую и здоровую Лену можно увидеть в видеорепортажах многих СМИ), но слухов от этого не становилось меньше. Как утверждают родственники Ани, девочка отреагировала на информационную кампанию очень нервно. "Когда поднялся этот скандал и травля, Анечка сказала, что повесится. А потом когда все это увидела по телевизору, то вообще просила нас убить ее. Кричала: 'Убейте, застрелите, сделайте что-нибудь!'", - рассказала мать девочки. Впрочем, вряд ли этими словами школьница проймет интернет-общественность - жалеть подростков-самоубийц в рунете было модно несколько недель назад, а сегодня "тренд" устарел.

К скандалу, конечно же, подключился уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов. Однако он выступил в защиту далеко не всех детей, замешанных в случившемся... "Помимо квалификации в соответствии с УК РФ этого жестокого поступка, участникам избиения должны быть предъявлены также гражданские иски о возмещении вреда. Прокуратура их поддержит. Родители ответят кошельком", - безапелляционно заявил омбудсмен.

В Гусевской райадминистрации в раздувании скандала обвиняют журналистов программ "Пусть говорят", "Прямой эфир с Михаилом Зеленским" и других. Якобы сотрудники СМИ пообещали Лене и ее родителям не только бесплатный проезд и проживание в Москве, но и гонорар. Все это - в обмен на отказ урегулировать ситуацию миром. Как утверждают в администрации, параллельно родителям Лены приходится экстренно проходить лечение от алкогольной зависимости. Конечно, это может быть клеветой, но на видеозаписях отец школьницы действительно выглядит несколько подозрительно. Мать Ани, появившаяся на видеозаписи с публичными извинениями девочек (с 39-й секунды), гораздо больше соответствует критерию "приличной семьи".

Прокуратура отменять отказ в возбуждении дела отказалась. Но 7 апреля Следственный комитет нашел способ все-таки привлечь Дашу и Аню к уголовной ответственности. Существуют несколько составов преступления, по которым ответственность наступает с 14, а не с 16 лет. Среди них - убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести. Медицинская экспертиза показала, что каким бы красочным ни было видео и как бы оно ни впечатляло интернетчиков, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью Лены нанесено не было. Но в УК РФ есть интересная особенность: к любой статье можно добавить 30-ю статью (покушение на преступление). Вот СК и возбудил дело по статьям 30 и 105 (покушение на убийство). Девочек задержали. При этом, если проанализировать уголовную практику, становится очевидно - взрослым преступникам такие серьезные обвинения не грозили бы. Дело было бы возбуждено по факту побоев. Таким образом, несовершеннолетие в какой-то степени даже вышло девочкам боком.

В прошлый раз, когда правоохранительные органы столь очевидно воспользовались формальной лазейкой в законодательстве, общественность была страшно возмущена. Арестованных за хулиганство участниц панк-группы Pussy Riot, выступивших в Храме Христа Спасителя, немедленно признали узницами совести. Однако в случае с Дашей и Аней общественность отнюдь не поспешила осудить использование принципа "был бы человек, а статья найдется". Оказалось, что против "нахождения статьи" на самом деле никто особо не возражает, если действия правоохранительных органов соответствуют некоему аморфному духу "вселенской справедливости". Которая опирается в основном на характер видеозаписей, выложенных в интернет.

Прокуратура, никогда не упускающая случая побороться со Следственным комитетом, 8 апреля закрыла дело о покушении на убийство. В СК в ответ дали понять, что так просто не сдадутся. Общественность также выразила крайнее возмущение. В Гусеве прошел "народный сход" со сбором денег в поддержку Сухоруковой и принятием обращений во всевозможные органы власти. В итоге 9 апреля прокуроры махнули на эту историю рукой. "Мной принято решение возобновить расследование уголовного дела в отношении этих девочек. Следствие само будет решать, по какой статье будет расследоваться данное уголовное дело", - заявил прокурор Калининградской области Алексей Самсонов. Единственное, на чем он попытался настоять (хотя не особо активно) - это отказ от ареста подростков.

Похоже, Дашу и Аню теперь точно ожидает не специализированный центр для несовершеннолетних правонарушителей, куда их собирались отправить изначально, а знакомство со "взрослой" исправительной системой. Заступиться за девочек совершенно некому. Даже Павел Астахов, которому следовало бы обратить внимание на нарушение норм о минимальном возрасте уголовной ответственности, всецело встал на сторону только одной из трех вовлеченных в конфликт девочек (по иронии судьбы, именно Лена является самой старшей в компании). А общественность даже на самые осторожные доводы в защиту школьниц реагирует патетическими речами, из которых можно сделать вывод, что люди впервые воочию увидели, как кого-то бьют по голове.

< Назад в рубрику