В конце декабря 2011 года одним из ключевых политических игроков неожиданно становится нижнетагильский "Уралвагонзавод". Сначала тамошний начальник сборочного цеха Игорь Холманских во время "прямой линии" Владимира Путина предложил "подъехать с мужиками и отстоять стабильность" от "вечно недовольных" участников митинга на Болотной; потом на предприятии возник Рабочий комитет поддержки Владимира Путина. В числе его учредителей значился начальник отдела социальной работы "Уралвагонзавода" Андрей Ленда. В январе 2012 года Ленда стал одним из организаторов масштабного пропутинского митинга на Привокзальной площади в Екатеринбурге.
"Лента.ру": Как был задуман и организован январский митинг в поддержку Путина в Екатеринбурге?
Андрей Ленда: Это был, скажем так, определенный этап нашей работы, которая была нацелена на поддержку тогда еще кандидата в президенты Владимира Владимировича Путина. Идея проведения митинга родилась не сразу, а после первого митинга, который провели в Нижнем Тагиле, после чего была идея создания рабочего комитета. Подобные комитеты созывались по всему Уральскому региону, эмиссары ездили по всем предприятиям. И было принято решение о проведении масштабного областного митинга, куда съедутся представители всех этих предприятий и выскажут свое мнение - в данном случае в защиту человека, которого…
Когда и зачем возник рабочий комитет?
Идея создания рабочего комитета возникла на митинге в Нижнем Тагиле в декабре. В митинге принимали участие рабочие "Уралвагонзавода", Верхней и Нижней Салды, других предприятий города Нижнего Тагила. Там было принято решение о создании рабочего комитета.
В то время, когда после выборов 4 декабря по всей стране проходили митинги оппозиции под лозунгом о якобы нечестных выборах, мы высказали свою точку зрения в поддержку тех выборов, которые прошли, в поддержку действующей власти - и в ответ услышали в отношении себя очень много негатива и от блогеров, и от других сообществ. Именно это и послужило причиной создания рабочего комитета, был написан манифест в поддержку рабочего человека.
Что это был за негатив, о котором вы говорите? Я помню, что была одна запись в блоге Андрея Куприкова...
Нет, на самом деле, это была не одна запись и это была не единственная причина. В первую очередь, мы как представители рабочего движения, рабочих, хотим, чтобы мы тоже были услышаны, у нас тоже есть свое мнение. Задача была - высказать именно свое мнение, свое отношение к этому всему процессу.
Возможно, вы слышали или читали, что существовали специальные группы нанятых провокаторов, которые специально писали оскорбительные записи и комментарии в адрес рабочих, чтобы их раззадорить. Знаете вы о таких фактах?
Я слышал о подобных заявлениях, но в данном случае, я еще раз говорю, мы не столько реагировали на высказывания, которые были или появлялись в интернете и средствах массовой информации, сколько просто высказывали свою точку зрения.
Вы же начали с того, что появление рабочего комитета стало реакцией на волну негатива...
Появление рабочего комитета было не на волну негатива, а неким ответом тем оппозиционерам, которые говорили, что честных выборов в стране быть не может и что власть, которая выбрана, нелегитимная, нечестная и так далее. Своя точка зрения, вот и все.
Кто входил в рабочий комитет? Сколько человек? Кто эти люди?
Там нет определенного количества, потому что этот рабочий комитет постоянно пополнялся новыми представителями тех предприятий, которые поддерживали нашу инициативу.
Но было же ядро, с чего все началось, первая группа, которая затеяла этот рабочий комитет? Насколько я понимаю, там были вы. А кто еще?
Депутат Госдумы Валерий Якушев и [начальник сборочного цеха "Уралвагонзавода"] Игорь Холманских.
Как технологически был устроен процесс создания рабочего комитета и подготовки акции в Екатеринбурге?
Представители нашего предприятия ездили по предприятиям Свердловской области, доносили нашу мысль. Общались с коллективами. Мы созванивались с руководителями предприятий, очень многие руководители предприятий, наоборот, нам звонили с просьбой приехать пообщаться с коллективом.
Существовала ли какая-то связь с администрацией области, с полпредством, с местным отделением "Единой России", с какими-то другими сторонними структурами?
В силу проведения данного мероприятия нам приходилось контактировать с администрацией города и области с целью организации и проведения данного митинга. Без этого никуда.
Митинг вышел по виду довольно дорогостоящим - была неплохая сцена, большие экраны и так далее. Откуда взялись деньги на это?
Нам достаточно огромную помощь оказала Федерация профсоюзов Свердловской области, часть организационных моментов они брали на себя, и еще были предприятия, которые тоже оказали нам посильную помощь.
Контролировал этот кошелек рабочий комитет?
Я бы не сказал, что был вообще какой-то кошелек. С миру по нитке, скажем так.
А кто, например, изготавливал наглядную агитацию? Там ведь были типографским способом изготовленные плакаты, флаги и так далее.
Вы знаете, это все предприятия привозили сами. Я не могу сказать, кто их изготавливал, потому что каждое предприятие само приезжало со своей атрибутикой.
А электрички?
С организацией доставки нам оказали помощь "Российские железные дороги".
Вы пришли в управление Уральских железных дорог и сказали: "Нам нужны электрички", - и вам дали электрички?
Утрированно можно сказать и таким образом. Просто они тоже поддержали нашу инициативу и предложили нам оказать помощь в доставке участников. На самом деле, было три электрички.
Из Тагила вы имеете в виду?
Нет, вообще.
А остальные добирались каким образом?
Каждое предприятие решало самостоятельно - кто на автобусах, кто самостоятельно приезжал. То есть вопросы доставки участников лежали на самих участниках.
Вы не могли бы перечислить некоторое количество предприятий, которые приняли участие в это митинге?
Было более 80 предприятий. Если брать Тагил, то это и "Уралвагонзавод", и металлургический комбинат, и Высокогорский горно-обогатительный комбинат. В Верхней Салде - ВСМПО...
И всюду это было поддержано собственниками предприятий?
Я не могу сказать, было ли это поддержано именно собственниками, потому что, еще раз говорю, мы общались с рабочими, и решение о вступлении-невступлении, поддержке-неподдержке, участии-неучастии принимали сами рабочие. Другой вопрос, как эти рабочие комитеты, которые создавались на предприятиях, взаимодействовали с администрацией предприятия.
Там было множество историй про то, что рабочих заманивали на этот митинг за отгулы.
Это как раз-таки из серии слухов. Никто никого не заманивал.
Но отгулы-то давали?
Никто никому ничего не давал. Еще раз говорю, у нас не было задачи провести массовый митинг ради показателей и цифр. Мы же понимаем, что человека заставить что-то сделать очень сложно, практически невозможно. Если бы мы ставили такую задачу - силой загнать людей, это не означает, что мы получили бы положительный эффект от этого. Поэтому мы были категорически против того, чтобы людей кто-то как-то принуждал.
По вашим оценкам, сколько людей было на митинге?
Более 10 тысяч. По данным РУВД, 15 тысяч.
Это, по-вашему, много или мало?
Для нас это определенный показатель того, насколько действительно мы движемся в правильном направлении.
Вы довольны этой численностью?
Я - да.
На митинге звучали призывы поехать делегацией на митинги в Москву. Эти делегации поехали потом?
Да.
Сколько их было? Кто был? Как съездили?
Каждое предприятие отправляло своих делегатов. Но еще раз говорю, вопрос решался рабочими самостоятельно, каждым работодателем. От нашего предприятия 72 человека ездило.
За чей счет они ездили?
В данном случае помощь в организации этой поездки нам оказал наш профсоюз.
То есть получается, по вашим рассказам, сплошь профсоюзное движение.
Нет. Просто дело в том, что наши цели и задачи, которые ставил перед собой наш рабочий комитет, схожи с задачами профсоюзов - именно поэтому они нас и поддерживали. Это в определенных узких рамках, все остальное мы делали самостоятельно.
Давайте тогда про цели и задачи рабочего комитета. Ради чего этот митинг, эти делегации?
Рабочий комитет организовал поддержку кандидата в президенты Владимира Владимировича Путина, и нашей задачей была именно поддержка его на предстоящих выборах.
Почему его?
В смысле?
Почему вы решили поддержать Путина на этих выборах таким массовым и довольно решительным способом?
На тот момент другого кандидата мы не видели, на сегодняшний день и другого президента не видим.
Какой смысл затевать какое-то движение, митинги, если все равно нет альтернативы, нет соперников?
Вообще, у нас до финишной прямой дошло пять кандидатов.
А в чем уникальность Путина, дающая ему такую безальтернативность?
Это вопрос не одной минуты, можно много описывать, но один из основных моментов - это то, что в сложный период, когда предприятие нуждалось в поддержке, он оказал поддержку нам. Наше предприятие на сегодняшний день живет и развивается.
То есть это жест благодарности?
Нет, это поддержка стабильности.
Устраивает ли вас, что стабильность и благополучие вашего предприятия так напрямую зависит от одного человека?
(Нет ответа, гудки.)
.b-dreamers { font-family: Arial, Helvetica, sans-serif; }<br />.b-dreamers a { color: #cc0b00; text-decoration: none; font-weight: bold; font-size: 22px; }<br />.b-dreamers small { display: block; color: #444138; font-size: 10px; }<br />