Главное
19:14, 16 апреля 2012

Куда делся этот говнорок-то?

Музыкант Алексей Паперный до декабря 2011 года особенно политикой не интересовался, посвящая время музыке и своим клубам "Китайский летчик Джао-Да" и "Мастерская". Его самые известные произведения: "Любимая", "Танцы" или "Пых-пых-пых", - песнями протеста не назовешь. Но фальсификации на выборах, или, например, история журналистки Ольги Романовой и ее мужа Алексея Козлова, изменили отношение Паперного к происходящему в России. 24 декабря он (среди нескольких других музыкантов) выступил на проспекте Сахарова. А в день президентских выборов пустил в клуб "Мастерская" Алексея Навального и штаб его корпуса наблюдателей "Росвыборы".

В интервью "Ленте.ру" Паперный размышляет, почему русские рок-музыканты уклонились от прямой поддержки гражданских протестов, и обрушивается на церковь за преследование Pussy Riot.

Алексей Паперный: Я ходил на митинги, на Чистые Пруды, На Болотную. [Совладелец "Мастерской"] Варя Турова узнала, что на Сахарова будут музыканты, позвонила [шеф-редактору "Афиши-Рамблер" Юрию] Сапрыкину и предложила меня позвать, он позвонил и предложил, я согласился. Я его спрашиваю: может, еще кого позвать? И он рассказал, что они звонили 60 или 70 артистам, но согласились единицы - Шумов, Обломов. Одни просто посылали и трубку вешали, другие говорили, что это выглядит как самопиар, кто-то говорил, что он про птиц, про ручьи, а вот это все не его тема.

"Лента.ру": Ваши песни тоже ведь скорее про птиц, а не про политику.

Да, я вообще-то никогда никакой политикой не занимался, и мне совсем не хочется этого. Вообще политика вещь неприятная, подлая и дерьма в ней очень много. Но ситуация, с которой мы столкнулись, она вообще-то не про политику.

А про что?

Когда начинаешь об этом говорить - неизбежно впадаешь в пафос. Но он действительно есть, он появился. Дело не в политике. Люди столкнулись с очевидным обманом и беспределом, и это касается всех. Выборы 4 декабря - это очевидный обман, плевок в рожу. Знакомая девочка голосовала первый раз и пошла наблюдателем в родную школу (там был участок) и увидела, как ее учительница занимается махинациями с бюллетенями. Почему так все взорвалось? Потому что каждого коснулось. А дальше снежный ком. Люди, которые вообще не обращали внимания на власть, ни в чем не участвовали, когда их впрямую и внаглую надули, вдруг стали смотреть и видеть. Я не идиот, я, как и многие, знал, что творится у нас в стране, но состояние, как и у большинства, было такое - да, несправедливо, да ужасно, но ничего с этим не поделаешь, надо как-то жить параллельно, заниматься своими делами.

Я ничего не знал про Олю Романову, я познакомился с ней в ноябре, они устраивали у нас в "Летчике" заседание "Руси сидящей", я к ним не подходил даже, я знал, что это что-то важное, но это меня не очень, к сожалению, касалось. Потом я сходил на их заседание, послушал истории, в которых по заказу людей в тюрьмы упекают тысячами, узнал про Алексея Козлова. И вот когда в это погружаешься, видишь нереальную подлость, беззаконие, безнаказанность системы, когда видишь, что это происходит с твоими друзьями и в любой момент может произойти с каждым, тогда рассуждение типа - ну, с этим ничего не поделаешь - становится каким-то... После 4 декабря фразу "надо валить" я почти не слышал. И это потому, что люди захотели с "этим" что-то сделать.

А вам не странно, что рокеры, кроме Шевчука, в этом не участвовали?

Меня поразило, куда делся этот говнорок-то? Пропорция странная. Мне казалось, что если кто и должен был быть впереди, так это они. И андерграунд, и современное искусство, и все такое. Еще можно понять тех, кто всю жизнь поет про цветы, они живут в других эмпиреях. Но что случилось с людьми, которые в свое время кричали о переменах, о несправедливости? Юра-музыкант правильно сказал, что всех рок-музыкантов испортили деньги. Видимо, для музыкантов, с их слабой психикой, деньги - серьезный аргумент. Я никого не осуждаю, но мне удивительно, например, что вот многие молодые актеры, с которым я работаю, не очень интересуются происходящими событиями.

Песню, которую вы пели на Сахарова, вы специально написали?

Нет, конечно, нет. И в ней нет ничего политического. Просто совпала фраза: "Не ждали нас, а мы пришли", - только это. Но она про любовь. Я ее сочинил летом, по-моему. Я не очень умею так, чтобы утром в газете - вечером в куплете. Вот у Pussy Riot получается.

А что вы думаете про Pussy Riot?

Это же очевидно и это просто. Страшная подлость - то, что с ними делают. И то, как официальная церковь отреагировала на их поступок, понятно. Церковь со всей ее иерархией и системой управления прекрасно слилась с властью, получила от нее все блага земные и взамен платит власти поддержкой и, простите, соучастием в преступлениях. Мой лучший друг отец Алексей Уминский сказал очень глубокие и важные слова о том, что церковь не должна быть благополучной. Он говорил о сути, о следовании за Христом, о том, что этот путь не может быть удобным и благополучным. И я вот думаю, что из этого благополучия все дерьмо и получается.

Церковь, как и рок-музыкантов, бабло и вот это стремление к благополучию во всех смыслах и испортило. Поведение церкви в этой ситуации доказывает абсолютную правоту высказывания этих девочек. По идее церковь сейчас должна кричать на всю ивановскую - отпустите их. А она кричит - посадите их. Слышно только: они совершили страшный грех, страшный грех, это как могилы осквернять и свастики рисовать. Как такое может быть? Очевидно же, что они не смеху ради это сделали. Да, то, что они выскочили на амвон - это плохо, но их не за грех в тюрьму упекли, а за "Путин зассал" и "Богородица, Путина прогони" и за то, что они про торговлю в Храме в прямом и переносном смысле и про счастливое единство церкви и власти кричат, но почти никто из священников не сказал: послушайте, ЧТО ИМЕННО говорят эти девицы, почти никто из священников не говорит - а ведь они, выходит, правы, ведь мы и сейчас помогаем беззаконию, помогаем упечь этих девиц в тюрьму, разжигаем ненависть и злобу, благословляем подлецов, которые избивают пикетчиков в защиту этих девиц, воззвания прокурору просим подписать, чтобы их по полной закатали, и т.д.

На сайте "Православие и мир" адвокаты Pussy Riot спросили нескольких батюшек, что бы они сказали девушкам при встрече. Некоторые, слава богу, сказали, что тюрьма - это слишком, а дальше все про грехи да про грехи - и не церкви, естественно, а девушек. Но вот отец Дмитрий Свердлов сказал, по-моему, самые простые и настоящие слова. Прямо жить стало легче. Я не помню точно, но по сути он сказал: я попросил бы у них прощения за ненависть и злобу, которая на них обрушилась со стороны церкви, сказал бы, что в церкви есть люди, которые совершенно не разделяют их методов, но согласны с существованием проблем, которые они озвучили, предложил бы им помощь и потом пригласил бы их поговорить по-душам и рассказал бы, как их поступок выглядит с нашей стороны, но только потом, когда их выпустят из тюрьмы.

Только таких священников мало. Система работает. В воскресенье 18 марта во многих храмах Москвы прихожанам было предложено подписать обращение к генпрокурору, утяжеляющее ответственность Pussy Riot до "разжигания религиозной розни", юридическая служба Московской патриархии заявила, что налицо уголовное преступление - разжигание религиозной вражды. И кто ролик монтировал, они тоже должны по той же статье пойти. С каких пор церковь занимается трактовкой уголовных преступлений? Чего-то раньше подписи под письмами в прокуратуру не собирала. Например, по поводу ментов, убивших человека и получивших за это выговор, она ничего не сказала, а тут вот, пожалуйста - осудить, ужесточить, наказать.

И тут не очень понятно - то ли это власть насилует церковь, то ли церковь хочет угодить власти, как непонятно, власть ли организовывала подтасовку на выборах или низы постарались. Скорее всего, и то и другое. По большому счету, это неважно. Важно отличать добро от зла, фарисейство от веры, правду от вранья. Я уже не говорю о милосердии, любви. Вот интересно, что бы Иисус Христос сейчас сказал? Мы же знаем, что он говорил. Может, перечитать?