Главное
18:00, 9 апреля 2012

Страха не было

Лидеры оппозиции с гордостью говорили, что на декабрьские гражданские митинги впервые за много лет вышли "обычные" люди. "Обычные" люди, слушая лидеров оппозиции, далеко не всегда оставались в восторге от того, что те говорят и предлагают. Эта тенденция начала зарождаться уже 5 декабря на Чистых прудах.

По просьбе "Ленты.ру" участницы митингов "За честные выборы" Мария Винокурова и Залина Богазова вспомнили, что же их привело на самую первую акцию 5 декабря 2011 года.

Мария Винокурова, пресс-секретарь Всемирного фонда дикой природы (WWF Россия):

Мария Винокурова
Lenta.ru

Раньше я только на экологические митинги ходила. А 5 декабря я не то что не собиралась на митинг - я и не знала о его существовании. Как и многие друзья, я накануне только смотрела в социальных сетях видео, другие факты всех этих нарушений, и их было огромное количество. На следующее утро коллеги в шутку, как показалось, что-то начали говорить о том, чтоб я шла на Чистые пруды и спасала демократию. И тогда я хотя бы узнала, что да, какие-то люди собираются, митинг действительно будет. Не то чтобы я специально на него пошла - у меня парикмахерская на Чистых прудах и я в понедельник как раз была туда записана. Вот и подумала: пройду мимо и посмотрю, что там происходит. Думала, что будет мало людей, и это будут какие-то маргинальные люди.

В итоге мне так это понравилось, что я осталась. Я не пошла ни в какую парикмахерскую.

Сначала была толкучка, грязь такая, что временами, казалось, я по колено в нее проваливаюсь. Но какая же там была особенная атмосфера. Это была не толпа в привычном понимании. Все друг другу улыбаются, все друг другу рады. И никто не ожидал, что вот нас столько - и мы все переживаем об одном и том же. Меня несколько раз подхватывали за руки в этой грязи - чтоб на ногах устояла. Воодушевление огромное. Выступления мне, кстати, понравились. Даже что-то новое для себя услышала, какие-то смешные кричалки - раньше и не знала о них.

К тому же на Чистых прудах не было националистов, которые мне абсолютно не нравятся. А уже потом, на Болотной и на Сахарова, они были, одни и те же ораторы начали повторять одни и те же речи и слушать было уже не так интересно.

После митинга я даже попыталась пойти вместе со всеми шествием, страха не было. Но увидела впереди полицию, какая-то давка, шум, и решила: нет, не надо мне этого.

Потом я была и на Болотной, и на Сахарова. Я знала, что все мои друзья здесь, на этих митингах. Что мы поступаем хорошо и правильно, появляясь на них. Но по атмосфере на Чистых прудах было лучше всего, и это теперь очень светлое мое воспоминание.

Залина Богазова, менеджер по маркетингу в компании Яндекс

Залина Богазова
Lenta.ru

До 5 декабря я никогда не ходила на митинги. Хотя взгляды протестующих разделяла. Однажды случайно оказалась на Триумфальной площади 31 числа. Меня поразило, что людей там в действительности было мало, а ОМОНа и полиции асимметрично много. Забавно было в это же время видеть в твиттере фотографии того, что происходит рядом с тобой. Посмотрев на это, я еще раз подумала, что ничто не заставит меня выйти
на улицу и дома никто не обрадуется, если я попаду в отделение полиции.

Но потом были выборы в Госдуму. Я написала заявление, чтобы проголосовать на удобном мне участке. О том, что федеральный закон позволяет это сделать, там узнали от меня. Пришлось, правда, открыть его в интернете и процитировать. Я настолько сомневалась в системе, что даже сфотографировала свое заявление на всякий случай. Но в день голосования у меня проблем не возникло. О том, что вечером в понедельник планируется митинг, я знала, но вообще туда не собиралась. Насколько помню, основным его тезисом было то, что на него нужно идти, если вы считаете свой голос украденным. Честно говоря, я так не думала. Но на улицу решила пойти из-за другого голоса: не покидала уверенность, что в своем родном городе я тоже могла "проголосовать". То есть опять же не отпускало недоверие к системе.

На следующий день после выборов только и было разговоров, что о митинге. И в офлайне, и в онлайне. Многие, в том числе и я, пошли туда, потому что видели, что идут их друзья. Это придавало уверенности. Но почему пошли те, на кого все ориентировались? Почему не испугались? Наверное, дело, действительно, в идее. Это как потом, на президентских выборах, некоторые удивлялись, что мы требуем соблюдения законов ради соблюдения законов. Со мной на митинг пошли люди, которые еще за два часа до его начала и не подумали бы этого делать. Но в итоге решились. Мне кажется, было какое-то состояние аффекта, которое отключило страх. На Чистые пруды было идти не так страшно, как на Болотную, на самом деле.

Помню, мы не успели к самому началу, пропустили Быкова и Навального - обходили полицейские ограждения. Больше всего поразило, что вокруг были такие же люди. Которые впервые куда-то вышли. Которые в обычной жизни лайкают на фейсбуке посты "Афиши" про выставки и книжки. Которые работают в частных компаниях или имеют свой бизнес. Не маргиналы и не маньяки. Большинство, как и мы, после окончания спокойно разошлись. Но были и те, кто оказался в полиции. Они понимали, к чему могут привести их действия, но сознательно на них пошли.

После митинга я была разочарована, как и многие мои знакомые: мы не услышали людей с лозунгами, за которыми мы готовы бы были пойти.

Я думаю сейчас, что же заставило пойти на Чистые пруды. И прихожу к выводу, что это желание быть последовательной в своих взглядах и декларируемых ценностях. Нельзя же все время расшаривать статьи про протест, но бояться на него пойти. И именно это заставило меня стать наблюдателем на президентских выборах. Давно ничего так не влияло на мой характер и убеждения. Я не планировала идти на Пушкинскую на следующий день, но, несмотря на усталость, понимала, что надо прийти куда-то с этими эмоциями. Правда, сейчас я не очень понимаю, к чему этот протестный процесс идет. К чему мы идем, когда приходим на новые митинги, и кто нас поведет дальше.