Зловещая змея, ползущая через экран, съемки с камер видеонаблюдения, "шабаш", "кощунницы" и "богохульство" - так начался выпуск "Специального корреспондента" Аркадия Мамонтова про дело Pussy Riot под многообещающим названием "Провокаторы", вышедший вечером 24 апреля на телеканале "Россия-1". Журналист, известный скандальными расследованиями и громкими заявлениями, решил выразить свою точку зрения на самую обсуждаемую историю последних месяцев.
Передачу, посвященную делу феминистской панк-группы Pussy Riot, Аркадий Мамонтов анонсировал на своей странице в Facebook следующими словами: "А теперь обращаюсь к православным: Братья и сестры! Смотрите программу, она будет интересна. Надеюсь, что вы узнаете много нового. Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами". То ли вольное, то ли невольное цитирование знаменитой речи Молотова, посвященной нападению немецких войск на СССР, абсолютно себя оправдывает. После просмотра фильма, вышедшего вечером 24 апреля на "России-1", сомнений не остается - враг у Аркадия Мамонтова действительно есть, а заодно, как журналист пытается убедить зрителя, есть он и у всех православных людей. Враг этот - "кощунницы" в цветных колготках и закрывающих лица масках, устроившие "шабаш" в храме Христа Спасителя. "Это не значит, что я этих кощунниц ненавижу. Просто враг есть враг, и к нему надо относиться как к врагу", - объясняет Мамонтов в самой передаче на случай, если кто-то все еще не понял, при чем тут враги.
С первых минут фильма становится понятно, что объективное освещение событий Мамонтова интересует мало. Не смущает его и то, что участие арестованных девушек из Pussy Riot Марии Алехиной, Надежды Толоконниковой и Екатерины Самуцевич в акции в храме Христа Спасителя пока не доказано. Не боится он и смелых сравнений: слово "провокатор", заявленное в названии, - это, как объясняется в репортаже, еще и одно из значений слова "дьявол". Тут же на экране снова многозначительно начинают клубиться черные змеи - ну или, точнее, "змии".
В традициях всех подобных документальных фильмов на нашем телевидении одни факты осторожно убираются из поля зрения, зато на других делается особенный акцент. Так, акция Pussy Riot авторами фильма не считается политической, а трактуется как исключительно направленная на оскорбление чувств верующих. Ни в фильме, ни в последующем обсуждении ни разу не прозвучал лозунг "Богородица, Путина прогони", хотя именно он был центральным в акции Pussy Riot.
Когда глава представительства Amnesty International в России Сергей Никитин называет акцию политической и пытается объяснить это тем, что "панк-молебен" на самом деле был пантомимой, а озвучен был позже, авторы фильма обвиняют его во лжи. И в качестве доказательства демонстрируют видео с подписью "оригинальная запись", на которой слышны звуки гитар и крики девушек. На этом видео видно, как одна из участниц достает микрофон и что-то вроде магнитофона, который в фильме называют "звукозаписывающим устройством". Что здесь пытается Мамонтов доказать - непонятно уже совсем, к тому же и доказательство шатко. Всего за несколько минут до интервью с Никитиным в том же фильме была показана полная версия произошедшего в храме, где видно, что охранник немедленно отобрал у Pussy Riot и гитару, и микрофон, и "магнитофон", оставив их плясать самих по себе.
Ухудшить образ девушек в фильме пытаются разными способами: выкладывают обнаженные фотографии Толоконниковой с акции в Зоологическом музее рядом с портретами других известных узников совести Солженицыным и Сахаровым, сообщают, что девушка занималась со своим мужем сексом на девятом месяце беременности или что на акции отца она приводила с собой четырехлетнюю дочь. Не менее странным выглядит в фильме интервью с гражданским мужем Толоконниковой, который вступается за акцию Pussy Riot и словам которого дается "экспертная" оценка прохожего: "Парень, жену поменяй".
Еще одним подозрительным фактом, как указывают в фильме, является получение Толоконниковой вида на жительство в Канаде. Самое интересное, что комментирует этот факт следователь по делу Pussy Riot, который заявляет, что с помощью документов девушки из панк-группы хотели обезопасить себя, а может даже и покинуть страну после проведения акции. Все-таки одно дело, когда о презумпции невиновности забывают журналисты, и совсем другое - когда подобные заявления делает уполномоченное лицо еще до завершения следствия. И уж тем более когда то же лицо показывает личные документы подозреваемого в видеокамеру - кажется, уже десятки тысяч граждан по всей стране, работавшие наблюдателями на выборах, знают, что журналистам снимать документ, удостоверяющий личность, запрещено законом.
Впрочем, все эти неточности и сомнительные фрагменты в фильме, направленные на доказательство того, что участницы Pussy Riot - безнравственные богохульницы и не более, не идут ни в какое сравнение с главным тезисом фильма. По мнению его авторов, девушки, конечно, не могли сами придумать и спланировать свою акцию, за ними обязательно должны были стоять более могущественные силы. "Панк-молебен" в храме, по этой логике, был акцией по дестабилизации общества и намеренному оскорблению чувств верующих - при этом никакие объяснения самих Pussy Riot про политическое искусство в расчет даже не берутся.
Авторы фильма даже не стали подбирать несколько версий о том, кто мог заказать подобную провокацию - ведь неслучайно Борис Березовский за месяц до скандала с Pussy Riot написал публичное письмо патриарху Кириллу, призвав его убедить Путина уйти из власти. Логики в этом тезисе не больше, чем в заявлении о том, будто Алексею Навальному пришлось выйти с плакатом в поддержку Pussy Riot, так как "те люди, которые его наставляют" (все тот же Березовский, как объясняется в фильме), "не терпят отказов". При этом тезис о мировом заговоре, который на самом деле стоит за акцией Pussy Riot, в фильме развивает известный своими конспирологическими теориями историк Николай Стариков.
После окончания фильма в студии развернулась пространная и эмоциональная дискуссия. Мамонтов, поначалу скромно называвший себя "простым мирянином", ходившим на "крёстные ходы" вокруг бассейна Москва, и утверждавший, что никого не ненавидит, к концу передачи немного подзабыл о христианском милосердии. Со словами: "Они тронули веру мою - я что, должен их прощать?" - Мамонтов красноречиво показывал кулаком, как девушек из Pussy Riot сначала следовало бы наказать, а потом уже отпустить. Актриса Людмила Поргина назвала активисток "очень опасными" и предупредила, что они рожают таких же детей, журналист Дмитрий Торопов, взявший интервью у арестованных в СИЗО, рассуждал о природе "искорок" в глазах Толоконниковой, а главный редактор сайта "Русский обозреватель" Егор Холмогоров вспомнил о либеральной интеллигенции, критикующей РПЦ, и заявил, что "когорты акционистов" тренировал "какой-нибудь Марат Гельман". Даже ведущий "Умниц и умников" Юрий Вяземский, державшийся спокойнее всех остальных, не удержался и заявил, что самый приличный перевод для названия Pussy Riot - "это прош***довки".
Сравнения при этом приводились одно нелепее другого: то Вера Засулич, которую выносили на руках из зала суда, то антицерковная политика советских властей в 20-е годы, то убийство трех монахов в Оптиной пустыни, то Александр Копцев, ранивший 10 человек в московской синагоге и осужденный на 13 лет. При этом в студии не оказалось ни одного человека, который не то что защищал бы арестованных активисток Pussy Riot, но хотя бы смотрел на ситуацию спокойно и объективно. Отец Геннадий, заявивший, что просто молится за тех, кто изрисовал стены его храма в Мозыре, на общем фоне выглядел почти маргиналом.
Впрочем, слишком уж удивляться явной идеологической подоплеке фильма "Провокаторы" не приходится. В конце концов, соответствующая репутация у Аркадия Мамонтова сложилась давно, еще со времен выпущенного в 2006 году в рамках программы "Специальный корреспондент" фильма "Шпионский камень". В той работе Мамонтов с таким же пафосом разоблачал британские спецслужбы, собиравшие в столице России секретные сведения с помощью спецаппаратуры. И пусть потом оказалось, что британские разведчики действительно использовали специально замаскированное под обычный камень электронное устройство, телезрители запомнили, что тот фильм Мамонтова был направлен не столько даже против самих шпионов, сколько против российских правозащитников, которые якобы с этими шпионами сотрудничали. Доказательств в пользу последнего довода в той работе Мамонтова было не больше, чем в фильме "Провокаторы" - в пользу связи между акцией Pussy Riot и Березовским.
Смущает другое. Телеканал "Россия" - государственный, и фильм Мамонтова, вышедший на нем в вечерний прайм-тайм, не только "разоблачает" "кощунниц" из Pussy Riot для сведения тех, кто готов это разоблачение принять за чистую монету, но еще и посылает вполне недвусмысленный сигнал тем, кто на подобные идеологические поделки смотрит скептически. До сих пор высокие официальные лица по поводу судьбы участниц пресловутой панк-группы определенно никак не высказывались. Теперь же становится ясно: государство по-прежнему готово мириться со многим, включая коррупцию на государственном уровне, низкий социальный уровень жизни граждан и попрание законов, но не готово терпеть критику в свой адрес, если она ломает идеологические конструкции, которые государство, в том числе с помощью церкви, возвело для защиты "стабильности". А значит, на снисхождение со стороны государства девушки, арестованные за акцию в храме Христа Спасителя, могут не рассчитывать. Теперь это стало всем и окончательно очевидно.