Новости партнеров

Разбомбить

Власти Москвы придумали, как избавиться от частных извозчиков

В Москве на сегодняшний день, по оценкам Департамента транспорта, работает около 50 тысяч таксистов, из которых официальный статус имеют лишь 17 тысяч водителей. Не секрет, что такой расклад столичные власти категорически не устраивает. Решить сложившуюся ситуацию в московском правительстве предлагают за счет увеличения количества легальных такси до 55 тысяч.

У России, как известно, две беды - дураки и дороги. Перенаселенная Москва в дополнение к тому страдает от бесконечных пробок и плохо развитой транспортной инфраструктуры. Крупнейший мегаполис Европы бодрствует круглосуточно, без выходных и перерывов на обед. С утра и до позднего вечера самым верным способом добраться до нужного адреса, пожалуй, является метро. Однако на ночь подземка (в отличие, например, от Нью-Йорка) закрывается. Но и в рабочие часы далеко не всех жителей столицы воодушевляет перспектива толкаться в переполненном вагоне поезда.

Очевидным решением сложившейся ситуации кажется развитие системы наземного общественного транспорта и переход метрополитена на круглосуточный режим работы. Наземным транспортом власти, в какой-то степени, уже занялись. Автобусы и троллейбусы пытаются "ускорить" - избавить от пробок, пустив на выделенные полосы движения. Работа же метрополитена в ночное время кажется чем-то невероятным. Хотя бы ввиду того, что станции, перегоны и эскалаторы столичной подземки нуждаются в постоянном ремонте.

Заполнить существующие пробелы в транспортной сети столицы, по идее, должны таксисты. Однако в Москве их роль в подавляющем большинстве случаев берут на себя частные извозчики - "бомбилы". У нелегальных таксистов много минусов: их не вызовешь по телефону (хотя некоторые горожане именно так и поступают, заводя себе знакомых "бомбил"), они заламывают цену (но при этом, с ними, при желании, всегда можно поторговаться) и зачастую наплевательски относятся к интересам и безопасности клиента (взять хотя бы так называемые "джихад-такси" - разбитые "жигули" без ремней безопасности и с плохо говорящим по-русски водителем).

Но есть у неофициальных извозчиков и свои безусловные плюсы: они дежурят по ночам у станций метро и готовы за сто рублей отвезти пассажира на два-три километра по спальному району до дома.

Легальные такси, в свою очередь, безопасны, оснащены навигаторами и не заблудятся в московских переулках. Из очевидных недостатков можно назвать их относительную дороговизну (в среднем, от 300 рублей за вызов и первые полчаса пути) и слишком маленький автопарк.

Бороться за права легальных извозчиков Москва начала достаточно давно, однако особых успехов пока не достигла. Первой серьезной мерой по защите легальных таксистов стало создание нового закона о такси, вступившего в силу с 1 января 2012 года. 28 марта правительство России внесло ряд поправок в Правила дорожного движения, обязав все официальные такси помимо "шашечек" и фонарей иметь таксометры и специальную лицензию. В Москве такси к тому же будут оснащаться желтыми номерными знаками.

Кроме того, поправки в ПДД разрешают таксистам пользоваться выделенными полосами общественного транспорта, если въезд на них не запрещен специальным знаком ("Въезд запрещен", он же "кирпич"). Правда, в Москве выделенные полосы как правило сопровождаются именно такими знаками, обрекая таксистов на стояние в пробках, а пассажиров - на дополнительные расходы.

Несоблюдение установленных правил карается в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. За несанкционированное использование цветографических элементов такси, "шашечек" по бокам и оранжевых фонарей на крышах предусмотрены суровые штрафы - до 2,5 тысячи рублей для физических и до 500 тысяч рублей для юридических лиц. К настоящему времени, по информации Департамента транспорта Москвы, на который ссылается газета "Ведомости", за нелегальный извоз в столице выписано 403 административных протокола, а 161 автомобиль отправлен на спецстоянки.

В марте 2012 года, в рамках борьбы с "бомбилами", Департамент транспорта Москвы и Дирекция железнодорожных вокзалов (дочернее предприятие РЖД) решили выгнать всех "частников" с привокзальных площадей. Допуск к стоянкам получили только официальные перевозчики.

В аэропортах ситуация обстоит несколько иначе: "бомбилы" паркуются за пределами платной стоянки и ищут клиентов, прогуливаясь по терминалам воздушной гавани. Вместе с тем трансфер до аэропорта и обратно, по оценкам "Яндекса", является чуть ли не самой востребованной услугой сегодняшних официальных таксистов.

Принятые властями меры, безусловно, полезны, но недостаточны. В итоге Департамент транспорта, в надежде вытеснить нелегалов с рынка, решил бороться с "частниками" числом, предложив увеличить количество официальных такси до 55 тысяч. Как рассказал "Ведомостям" глава Департамента Максим Ликсутов, целевую модель нового рынка такси чиновники уже обсудили с компаниями-перевозчиками.

Одной из новых мер, по словам Ликсутова, станет введение новых разрешений на работу. Впредь такие разрешения (на первое время их предлагается сделать бесплатными) будут выдаваться в виде специальных жетонов без жесткой привязки к машине. Таким образом, таксисты смогут работать посменно, передавая жетон по очереди.

Подобная система, как пояснил изданию глава "Нового такси" Феликс Маргарян, действует в Нью-Йорке (где такси и круглосуточное метро являются основой общественного транспорта). В Нью-Йорке количество жетонов для такси и вовсе ограничено, и чтобы заняться извозом, необходимо выкупить жетон у другого таксиста. Такой же принцип предлагается ввести и в Москве, однако как и когда он может быть реализован, пока не ясно.

Вторая идея - разделить официальные такси на два типа: "заказные" и "стандартные". "Заказные" такси смогут самостоятельно устанавливать тариф на извоз (будут ли для них установлены какие-то тарифные рамки, не уточняется). "Стандартные" же такси будут курсировать по городу или выезжать по вызову диспетчера и обслуживать пассажиров по установленным тарифам.

Согласно концепции московских властей, "стандартные" такси должны быть желтого цвета (или обклеены специальной желтой пленкой) оборудованы навигатором, таксометром и устройством считывания банковских карт. Для удобства пассажиров в салоне автомобиля должна быть указана информация о водителе, тарифах проезда и телефоны диспетчерской.

По словам главы столичного Департамента транспорта, новые требования к официальным извозчикам будут вводиться постепенно, однако сроки проведения реформы такси пока неизвестны. Поэтому властям остается бороться с нелегалами за рулем по-старинке - вылавливая их в бурлящем автомобильном потоке. Многие же "частники", тем временем, примыкают к подпольным таксомоторным паркам (с оговоренными тарифами и защитой со стороны криминальных структур), вытеснить которые с рынка будет не так уж и просто.