Добрый машинист

Навальный затроллил "Единую Россию"

На днях Алексей Навальный запустил третий проект "Доброй машины правды". Он предложил активистам распространять листовки, в которых опровергается утверждение "Единая Россия' - партия жуликов и воров". Тезисы в листовке изложены в шутливой форме, однако единоросы отреагировали на кампанию очень нервно и со всей серьезностью. Но, создавая дополнительный информационный шум, они только помогают Навальному.

О создании некоей "пропагандистской машины" Алексей Навальный впервые заявил на митинге пятого марта на Пушкинской площади. Тогда, на следующий день после президентских выборов, которые выиграл Владимир Путин, слишком сильным было разочарование тех, кто ждал немедленной победы гражданской оппозиции. Мало кто из собравшихся с энтузиазмом думал о рутинной работе по разъяснению соседям и бабушкам у подъезда, чем, условно говоря, плох Путин. Поэтому заявление Навального о необходимости сделать так, чтобы через полгода жители маленьких городов при слове "нефть" сразу вспоминали владельца Gunvor Геннадия Тимченко, а при упоминании Путина - слово "вор", прошло никем особенно не замеченным.

Следующий раз оппозиционер напомнил о "мега-гипер-агитмашине добра" через несколько дней после митинга. "Пара хороших листовок, пара простых видеороликов, пять минут личного разговора с рассказом о стомиллионной взятке Шувалова - и весь УралВагонЗавод во главе с рабочим Трапезниковым и начальником цеха Рюриковичем будет писать "Путин-вор" на каждом заборе", - расписывал он достоинства своей идеи. По словам Навального, такая машина нужна, чтобы дать людям, которые смотрят Первый канал, альтернативную информацию. Апеллировать он предложил к 50 миллионам человек, живущим в крупных городах. В особенности к тем, где "Единая Россия" показала низкий результат на выборах.

В итоге в конце мая был запущен сайт, на котором любой активист может зарегистрироваться в качестве волонтера для борьбы с государственной пропагандой. Сайт получил название "Добрая машина правды" (в противовес, разумеется, "злой машине лжи").

Первым объектом "Доброй машины правды" стала Кубань. Активистам предлагалось рассылать случайно выбранным жителям Краснодарского края, имеющим аккаунт "ВКонтакте", особые сообщения. Несколько вариантов этих сообщений были заранее подготовлены и выложены на сайте, но Навальный подчеркивал, что лучше составлять текст самостоятельно. От активистов жители Кубани должны были, в частности, узнать про дачу губернатора Александра Ткачева и его племянницу, которая, несмотря на свои юные годы, уже владеет несколькими предприятиями.

Через четыре дня Навальный заявил о завершении проекта "Краснодар". По его словам, задача была выполнена: активисты разослали более 100 тысяч сообщений. Однако оценить эффективность этой кампании не представляется возможным. Впрочем, если считать критерием эффективности отклик самих жителей Кубани, то он, по отзывам активистов, был довольно низким. Один из волонтеров рассказывал, что ему ответили лишь на одно из 83 отправленных сообщений, причем большинство получателей его письмо даже не прочитали. В столь низком показателе нет ничего удивительного. Мало кто стал бы отвечать на спам, начинающийся словами: "Я - один из тех тысяч людей, которые объединились, чтобы прорвать инфоблокаду, существующую на Кубани".

Второй проект "Доброй машины правды" посвятили куда более актуальной, чем дача Ткачева, теме ЖКХ . С 1 июля в России повысились тарифы на воду, электричество и газ, о чем Навальный решил напомнить россиянам в своеобразной форме. Активистам предлагалось распечатать листовку, в которой сообщается об обратной зависимости между результатом "Единой России" на выборах в Госдуму в том или ином регионе в декабре 2011 года и тарифах ЖКХ, установленных в том же регионе в июле 2012-го. То есть, как утверждает листовка, там, где "ЕР" получила больше голосов, тарифы оказались ниже. В основном, регионы в листовках сравниваются с Кавказом, где партия власти традиционно получает запредельные результаты.

Листовка представляет собой лист формата А4 с логотипом "Единой России". "С 1 июля 2012 года произошло запланированное повышение платы за услуги ЖКХ. - говорится в ней. - Обращаем ваше внимание, что жители тех регионов, которые показали высокий уровень поддержки нашей партии и Национального лидера Владимира Владимировича Путина, оплачивают коммунальные услуги по существенно меньшим тарифам". После чего приводится табличка со сравнением тарифов. Некоторые блогеры, впрочем, сразу обратили внимание на то, что в ряде случаев информация оказалась недостоверной. "С Новосибирской областью не прокатывает. Цены там ниже, чем в местах, где голосовали за Единую Россию", - указали Навальному.

"Единая Россия" не осталась в стороне. Для начала партийцы разместили на своем сайте предупреждение с просьбой не реагировать на "фальшивые листовки" Навального. "Эти подделки являются циничным и демонстративным нарушением действующего законодательства, в отношении которого мы будем требовать от правоохранительных органов самого тщательного расследования и наказания виновных", - говорилось в сообщении. При этом в заявлении не указывалось, какую именно норму российского законодательства нарушают распространители листовок.

За словами последовали действия. Сначала секретарь президиума генерального совета "Единой России" (это второй человек в партии после председателя) Сергей Неверов попросил генпрокурора Юрия Чайку пресечь нарушение закона. По его мнению, распространение листовок с информацией о разнице тарифов "является циничным и демонстративным нарушением законодательства Российской Федерации и явно направлено на разжигание социальной ненависти и вражды между жителями различных субъектов Российской Федерации".

Примеру Неверова последовали еще 17 парламентариев, на разные лады раскритиковавшие инициативу Навального. Депутат Виктор Пинский упрекнул Навального в том, что распространение его листовок "объективно способствует росту социальной напряженности". "Я считаю, что обманывать людей, вводить граждан в заблуждение от чужого имени, а тем более от имени партии 'Единая Россия' как это делает Навальный, - непорядочно", - заметил, в свою очередь, депутат Валерий Трапезников. Отдельный запрос Юрию Чайке направил Вячеслав Позгалев. Таким образом, внимание ДМП уделили 19 (девятнадцать) депутатов нижней палаты парламента.

Третий проект "Доброй машины правды" оказался типичным троллингом. Навальный придумал распространять листовку, в которой от имени "Единой России" опровергалось утверждение о том, что эта партия состоит из жуликов и воров. Вместо этого в листовке предлагаются "рекомендуемые неформальные названия" партии: "Партия будущего Наших детей", "Партия неподкупных чиновников" и "Партия Дружной семьи". Авторы проекта учли опыт кампании по ЖКХ и использовали переделанный логотип "ЕР": оригинальному медведю в зубы дали мешок. Выглядит листовка так.

Одно из главных правил общения в интернете - не вестись на троллинг. Единоросы, очевидно, о нем не знают. Поэтому они со всей серьезностью отреагировали на очевидный стеб. Заместитель секретаря генерального совета партии Виктор Кидяев счел листовки незаконной предвыборной агитацией и по этому поводу обратился сразу в Центризбирком, Генпрокуратуру и МВД РФ. Известный в интернете депутат Владимир Бурматов, в свою очередь, обвинил Навального в работе на "Справедливую Россию". По мнению депутата Дмитрия Вяткина, Навальному пришлось бы отвечать, даже если бы он не распространял листовки от имени партии, а просто написал бы что-нибудь обидное на заборе. Как заметил сам оппозиционер, его имя на сайте "Единой России" за последний год упоминается чаще, чем имя Бориса Грызлова.

Подводить итоги работы "Доброй машины правды" не то что рано, а попросту невозможно, поскольку оценить эффективность ее пропаганды в принципе нельзя. Результат можно будет измерить только по итогам каких-нибудь социальных опросов или выборов (при условии, что они не будут искажены). Впрочем, одно можно сказать наверняка: "Единая Россия" сама способствует росту популярности как Навального, так и его "Доброй машины правды". Вместо того чтобы игнорировать его существование, они раз за разом ведутся на троллинг и создают информационный шум. Видимо, единоросы просто не понимают шуток.