Россия
00:47, 27 июля 2012

Не наш человек Навальный раскрыл чешские тайны Бастрыкина

Общественный деятель Алексей Навальный опубликовал новую порцию компромата на руководителя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Юрист, блогер и миноритарный акционер ряда крупных компаний утверждает, что высокопоставленный чиновник не только уходил от налогов, используя поддельные документы, но и может быть связан с иностранной разведкой. Доказательства этого Навальный предал огласке.

Публичному противостоянию общественника и чиновника исполнился месяц. 25 июня Навальный отправил на имя Бастрыкина заявление о том, что подчиненные главы СК незаконно пытаются получить доказательства о причастности заявителя к массовым беспорядкам, произошедшим на Болотной площади 6 мая.

Навальный ссылался на публикации в СМИ, в которых говорилось, что арестованных по "болотному делу" пытаются заставить дать показания, что он был организатором беспорядков и давал указания о противодействии полиции. В связи с этим юрист просил провести проверку изложенных сведений и в случае их подтверждения привлечь к ответственности виновных за принуждение к даче показаний и фальсификацию доказательств.

В ответе СК говорилось, что все следственные действия проходят законно. Пресс-служба ведомства предположила, что давлением адвокаты некоторых арестованных сочли вопросы, направленные на сбор информации, имеющей значение для расследования.

Уже 26 июня в адрес Бастрыкина поступило новое заявление от Навального. В этот раз он жаловался на взлом твиттера и электронной почты. По его мнению, на противоправные действия в отношении него могли пойти должностные лица СК, получившие доступ к его личным данным в результате проведения оперативных мероприятий за две недели до инцидента. 11 июня в квартире у Навального был проведен обыск по "болотному делу", в ходе которого следователи изъяли у него компьютеры и мобильные телефоны.

Во взломе твиттера между тем признался хакер, работающий под псевдонимом Хэлл. Сами следователи также отвергли свою причастность к инциденту, отреагировав на пост в блоге пострадавшего. Кроме того, в СК расценили заявление Навального как давление и попытку дискредитации следствия.

Спустя еще неделю в СК сообщили, что рассмотрели заявление о взломе твиттера и передали его по подследственности в полицию. Навальный не согласился с понижением статуса преступления и отметил, что, раз он подозревает в его совершении сотрудников СК, то и расследовать его должны в СК.

5 июля Бастрыкин подготовил асимметричный ответ. Он потребовал проверить обоснованность закрытия дела о причастности Навального к хищениям в "Кировлесе". История касалась того периода, когда юрист был на общественных началах советником вятского губернатора Никиты Белых. Бастрыкин предположил, что дело было закрыто под давлением областных властей, и посетовал на то, что ему об этом не доложили.

Главный следователь также упрекнул своих подчиненных за то, что они не обратили внимание на опубликованную в интернете переписку Навального - ту самую, которая утекла в сеть в результате взлома электронной почты блогера. Правда, об этом криминальном обстоятельстве Бастрыкин не упомянул. В итоге проверку поручили Главному следственному управлению СК, но пока о ее результатах ничего неизвестно.

Настал черед оправдываться Навальному. Он заявил, что его упомянутые в опубликованной переписке финансовые отношения с Белых имели место, когда последний еще не был губернатором. Он также подчеркнул, что эти отношения носили легальный характер.

Впрочем, в своем блоге Навальный объяснил причины обострившегося интереса главы СК к своей персоне. Оказалось, что накануне, 4 июля, он отправил на имя Бастрыкина очередное заявление, в котором на этот раз уже просил проверить на предмет наличия преступлений действия самого главы СК. Речь шла об уже отшумевшем скандале с "вывозом в лес" журналиста "Новой газеты". К нему Навальный присовокупил случай, произошедший с Бастрыкиным в 2004 году, когда тот, по данным СМИ, угрожал пистолетом прохожему.

Этот выпад остался без ответа, и на некоторое время воцарилось затишье. Все это время Навальный и его команда готовили специальную страницу, посвященную Бастрыкину, на сайте "Добрая машина правды". 26 июля юрист направил Бастрыкину заявление с просьбой, чтобы тот привлек к уголовной ответственности самого себя, вместе с бывшей и нынешней женами.

Во-первых, Навальный уличил Бастрыкина в том, что тот, будучи госслужащим, владел в Чехии компанией Law Bohemia. Блогер выражает уверенность, что при продаже своей доли в этой фирме чиновник не уплатил со сделки налог. Кроме того, руководителя СК обвинили в подделке нотариальных документов и проведении фиктивных сделок. Подробные доказательства Навальный расписывает в своем блоге.

Главное обвинение Навальный приберег напоследок. Он утверждает, что в 2007 году Бастрыкин получил вид на жительство в Чехии, и этот факт высокопоставленный чиновник, имеющий доступ к государственной тайне, якобы скрыл. При этом, по словам Навального, проверить эту информацию оказалось очень легко: достаточно было направить запрос в МВД Чехии, и через пять дней был получен ответ. В связи с этим блогер полагает, что нынешний глава СК, учитывая все вышеизложенное, представляет собой объект повышенного интереса для спецслужб НАТО, и приходит к выводу о высокой вероятности вербовки Бастрыкина иностранной разведкой.

Навальный не скрывает, что взял за основу материалы, опубликованные в 2008 году в "Московском комсомольце" депутатом Госдумы Александром Хинштейном. Тогда Бастрыкин назвал информацию о его чешском бизнесе "грубой ложью". Хинштейн, используя депутатские полномочия, направил запросы в различные структуры о предполагаемых нарушениях, допущенных Бастрыкиным. Ответили ему только в Генпрокуратуре, объяснив, что не будут вмешиваться, так как глава СК имеет особый статус.

Будучи профессиональным жалобщиком, Навальный развил эту тему и придал ей документальный вид и актуальный оттенок. Недаром в предисловии к посту в ЖЖ он напоминает об очередных арестах по "болотному делу" и называет Бастрыкина "иностранным агентом". Это очевидная отсылка к недавно принятому закону и обвинениям в адрес оппозиции в ее зарубежном финансировании.

Навальный отлично понимает, что лучшая защита - это нападение. Тем более что ему самому уже предъявили претензии, схожие с теми, которые он выдвинул Бастрыкину. Так, активист движения "Наши" Константин Голоскоков в начале июля обратился в СК с просьбой проверить Навального на предмет уклонения от налогов и коммерческого подкупа. А депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой направил в правоохранительные органы информацию о подготовке общественного деятеля к совершению государственной измены и разглашению государственной тайны.

Хотя Навальный постоянно дистанцируется от того, чтобы его считали лидером оппозиции, его роль в качестве харизматического воплощения протестного движения уже общепризнана. И хочет он или не хочет, ему приходится нести во всяком случае моральную ответственность за активистов, которые попали под статьи уголовного кодекса из-за событий 6 мая. Развернутая Навальным кампания против руководителя СК, по крайней мере, в одном достигает цели. Пожалуй, самая влиятельная на сегодняшний день правоохранительная структура оказывается дискредитированной не столько выдвинутыми против нее обвинениями (тем более далеко не свежими), сколько своим ответным молчанием. Таким образом, счет пока 4:1 в пользу Навального.

< Назад в рубрику