Ранним утром 15 августа в возрасте 87 лет умер писатель Гарри Гаррисон, классик американской фантастики. Он написал свыше полусотни романов и вдвое больше рассказов. Гаррисон стоял в одном ряду с такими патриархами жанра как Рэй Брэдбери, Роберт Хайнлайн, Роберт Шекли, Артур Кларк и Айзек Азимов.
В отличие от коллег, в своих книгах Гаррисон нечасто затрагивал сложные философские вопросы, во многом ориентируясь на подростковую аудиторию. Так, его роман "Инженер по этике" – популярный ответ на вопрос, зачем нужна химия и физика; книга "Конные варвары" – рассказ об отношениях цивилизованного общества и варваров.
То, что Гаррисон предпочитал воспитывать читателя, одновременно развлекая, не мешало ему быть серьезным.
Его антимилитаристский роман "Билл – герой Галактики" стал едкой критикой "Звездной пехоты" Хайнлайна. Убежденный пацифист, Гаррисон в этой и следующих книгах о солдате Билле с удовольствием показывал идиотизм и абсурдность общества, ориентированного исключительно на войну.
На Западе одной из самых известных книг Гаррисона считается вполне серьезная антиутопия "Подвиньтесь, подвиньтесь!" (Make Room! Make Room!). В ней описывается перенаселенный мир 1999 года с Нью-Йорком, в котором живут 35 миллионов человек.
Для "эдемской" трилогии, где описывается мир, в котором динозавры не вымерли, а построили высокоразвитую цивилизацию, писателю пришлось консультироваться с биологами, антропологами, лингвистами и экспертами по другим областям знаний. К тому моменту как он сел за машинку, в распоряжении Гаррисона было 30 тысяч слов заметок, посвященных динозаврам, эволюции и задуманному им альтернативному миру.
Отечественному читателю Гарри Гаррисон стал широко известен в начале семидесятых, когда в 24 томе "Библиотеки современной фантастики" появился его роман "Неукротимая планета" (Deathworld), великолепно переведенный Львом Ждановым. Еще большую популярность в России, да и за рубежом, фантасту принесла вышедшая позже серия книг о Стальной Крысе – обаятельном мошеннике Джиме Боливаре диГризе.
На начало двухтысячных пришелся закат творчества Гаррисона, который к этому времени в основном писал продолжения уже начатых серий. Зарабатывать становилось все сложнее: спрос на книжную фантастику в США и Европе сильно упал. Этот кризис затронул не только Гаррисона, но и многих американских писателей, в том числе Роберта Шекли.
В результате писатель особое внимание уделил российским читателям, которые любили его как никто. Известность Гаррисона в России была настолько велика, что писатель получил премию “Большой Роскон”, а также разрешил двум отечественным фантастам воспользоваться своим именем. За формальным соавторством Гаррисона в России даже вышло несколько "продолжений" "Неукротимой планеты".
В 2008 году Гаррисон признался в интервью, что Россия – единственная страна, которая сейчас покупает и печатает книги.
Гаррисон – из тех замечательных фантастов, чьи книги зачитывают до дыр в юности, а потом с удовольствием перечитывают в зрелом возрасте. Герой книжной галактики, которую каждый сформировал вокруг себя еще в детстве. И сам – галактика.