Кинематографист-популист

Пол Андерсон рассказал о видеоиграх, "Чужих" и съемках на Красной площади

13 сентября в прокат в РФ выйдет пятый фильм серии "Обитель зла", озаглавленный "Возмездие" ("Retribution"). Главную роль в новой картине, как и во всех предыдущих частях, исполняет Милла Йовович. Постановкой фильма занимался Пол У.С. Андерсон, супруг Миллы и режиссер первой и четвертой "Обителей зла". Незадолго до выхода нового фильма на экраны Андерсон поговорил с "Лентой.ру" о видеоиграх, "Чужих" и съемках на Красной площади.

Пол Андерсон: (Увидев футболку корреспондента с инопланетянами из Space Invaders, начинает говорить, не дождавшись вопроса.) Отличная футболка. Это вообще моя любимая игра.

"Лента.ру": Да ладно вам, прям так уж и любимая? Она же довольно примитивная.

Когда я был ребенком, бабушка во время летних каникул возила меня на отдых. Денег у нас не было, поэтому мы ездили на такой типичный британский курорт - там было довольно мрачно и постоянно шел дождь. И для меня на этом курорте отдушиной были походы в зал с игровыми автоматами. Там были сплошные столы с пинболом. И вот однажды я туда прихожу, - до сих пор этот день хорошо помню, - а в углу стоит что-то новое, похожее на огромный черный монолит, такой артефакт из будущего. Это был автомат Space Invaders. Я на эту игру тогда спустил все свои деньги, потом пришлось домой возвращаться пешком под дождем. Это было круто!

Отличная история, но мне придется вас все-таки поспрашивать об "Обители зла". Первые фильмы были основаны на играх Resident Evil компании Capcom. Вы до сих пор считаете, что новые картины имеют отношение к той же игровой серии? Со временем сюжетных параллелей между фильмами и играми становится все меньше.

Я думаю, что в фильмах рассказывается параллельная история, которая разворачивается примерно в той же вселенной. Вот смотрите: новые игры серии Resident Evil появляются раз в несколько лет. Вы покупаете очередную игру, распечатываете, запускаете, и выясняется, что в ней сплошь новые персонажи, другие локации, да и геймплей поменялся. Мне всегда казалось, что такая изменчивость будет уместна и в фильмах. Ведь именно она является залогом успеха игровой франшизы. Зрителям хочется продолжения, неких новых событий, которые происходят в знакомой вселенной - но им также хочется и чего-нибудь нового. Самоповторы - это вообще не очень хорошо. Хороший пример того, как нужно обращаться с существующими франшизами, показал Джеймс Кэмерон, когда взялся за "Чужих". "Чужой" Ридли Скотта сам по себе является совершенным фильмом. Кэмерон его посмотрел и, наверно, подумал: какого черта, лучше у меня все равно не получится! Поэтому он снял совершенно не похожий фильм, но в той же вселенной - и его картина теперь тоже считается классикой. Вот и с "Обителью зла" я стараюсь добиться того же результата - вселенная та же, что и в самом начале, но в ней произошли серьезные перемены.

Раз уж мы заговорили о "Чужих", мне бы хотелось спросить, что вы думаете о "Прометее". Поскольку мне кажется, что в случае с этим фильмом Скотт как раз решил не искать новых путей и пошел по проторенной дороге - фактически переснял "Чужого" в новых декорациях.

Я очень большой поклонник Ридли Скотта, но этот фильм меня слегка разочаровал. При этом я считаю, что с визуальной составляющей там все отлично. Но в первом фильме была рассказана цельная увлекательная история. А в "Прометее" очень много белых пятен, недосказанностей, сюжетных элементов, не имеющих смысла, случайных совпадений. Как кинематографист я не могу сказать, что мне что-то в фильме не понравилось, но как зритель я остался недоволен сценарием.

Давайте вернемся к "Обители зла". У нового фильма структура видеоигры - события разворачиваются в огромном комплексе, поделенном на непохожие друг на друга зоны-уровни. Как вы эту структуру придумали?

Ну, во-первых, Милла сражается с "Красной королевой", компьютерным интеллектом. А геймеры в видеоиграх именно этим и занимаются - воюют с компьютером. Кроме того, мне хотелось, чтобы пятая часть была в полном смысле слова эпической. Знаете, чтобы персонажи путешествовали по всему миру, чтобы масштаб чувствовался. Вот поэтому я и отправил героев и в Токио, и в Москву, и в Нью-Йорк, и в Вашингтон... Но проблема с фильмами, в которых персонажи много путешествуют, заключается в том, что на описание их перемещений уходит серьезная часть хронометража. Для картины, которая должна держать зрителей в напряжении, такой подход не годится. Вот тогда-то мне в голову и пришла идея с этим огромным тестовым комплексом - то есть кажется, что Милла скачет из страны в страну, а на самом деле ей просто по коридору нужно пройти в соседнее помещение.

Но вы-то сами посетили все эти города во время съемок? Или все было отснято в специальных павильонах?

Мы снимали и так, и так. Мы посетили все эти локации - вот, например, на Красной площади съемки проходили. Для этого всю площадь перекрывали. Потом, конечно, в этих эпизодах была добавлена компьютерная графика, но на 90 процентов это все настоящее. В московской подземке кое-что отсняли тоже. В павильоне же сложно построить целую станцию метро. А если все нарисовать на компьютере, зрители заметят, что это фальшивка. С другой стороны, эпизоды, в которых все взрывается и рушится, мы, конечно, снимали не на натуре. Одно дело - перекрыть Красную площадь, что само по себе непросто, и совсем другое - расстрелять из ракетницы ГУМ. Проехаться по эскалатору в метро на "Роллс-Ройсе" нам бы тоже никто не позволил. Так что пришлось использовать гибридный подход и снимать часть сцен в студии.

У вас уже есть какие-то планы, касающиеся шестой "Обители зла"? Финал пятой серии намекает на продолжение.

Я каждый фильм стараюсь снимать так, как будто он последний. То есть, например, не резервирую какие-то удачные идеи для сиквела. Мне вообще кажется, что планировать продолжение, не закончив текущую работу, - это проявление излишней самоуверенности. Поэтому я стараюсь в каждом фильме рассказать завершенную историю, со своей завязкой и финалом. Ну то есть да, в конце может быть намек на продолжение - но это не значит, что вам будет жизненно необходимо это продолжение посмотреть. Если все сложится удачно и следующая "Обитель зла" все же появится - это скорее всего будет финальный фильм, такая своего рода кульминация и в тоже время эффектная точка.

Из всех фильмов франшизы какие лично вам нравятся больше всего?

Самый первый и вот этот новый. Первая лента - так как с нее все началось, к тому же, я тогда познакомился с Миллой. Поэтому она для меня стал таким особенным проектом. А пятый фильм мне нравится своим масштабом.

Последний вопрос немного о другом. В 1997 году вы сняли фильм ужасов "Сквозь горизонт", он, как мне кажется, получился вполне удачным, но критики его разнесли в пух и прах. На Rotten Tomatoes рейтинг картины сейчас - 23 из 100. Как вам кажется, в чем причина такой реакции критиков на фильм?

П.А.: Честно говоря, мне вообще... плевать на то, что в этих критических рецензиях пишут. Если бы рецензии отражались на успехе фильмов, то мне и Майклу Бэю давным-давно было бы нечего есть, и мы бы устроились на подработку в Starbucks. Я снимаю свои ленты не для критиков - даже так скажу: я не снимаю картины, которые могли бы критикам понравиться. Я - кинематографист-популист, снимаю каждый фильм, выкладываясь по полной, а затем стараюсь не анализировать получившееся - просто двигаюсь дальше.

Культура00:0514 декабря

Кто обитает на дне океана

Кино недели: «Аквамен», спин-офф «Трансформеров» и угнетенные крестьяне