Новости партнеров

Воспитательная работа

Конфликт чикагского мэра с учителями грозит Обаме предвыборными затруднениями

В Чикаго - третьем по величине городе США - вторую неделю продолжается забастовка школьных учителей, недовольных реформаторскими проектами городской администрации. В условиях Чикаго забастовка означает, что для 350 тысяч школьников учебный год до сих пор не начался. А для мэра города Рама Эмануэла, демократа и близкого соратника Барака Обамы, противостояние с учителями переросло в личную войну.

Для Барака Обамы реформа школьного образования - что-то вроде нацпроекта, не такого важного, конечно, как реформа здравоохранения, но близкого к этому. С программной речью на эту тему президент выступил, едва переехав в Белый дом; основные слабые места системы были определены Обамой еще до избрания в 2008 году. Если вкратце, то президент убежден, и небезосновательно, что в области школьного образования США безнадежно отстают от других стран по эффективности, зато изрядно опережают их по затратности. Новыми деньгами, при этом, делу не помочь: до тех пор, пока не произойдут системные изменения, общеобразовательные школы будут поглощать бюджетные миллиарды, как черная дыра, безо всякой отдачи.

В качестве решения задачи Обама предложил поставить систему аттестации учителей в зависимость от успеваемости учеников и эффективным педагогам пообещать надбавки, а отстающих припугнуть упрощенной процедурой увольнения. Кроме того, президент посоветовал добавить школьникам учебные часы и увеличить количество учебных дней в году, а также снять ограничения на создание в штатах школ, независимых от учительских профсоюзов.

Профсоюзы и учителя предложениям Барака Обамы не особенно обрадовались. На словах главным аргументом противников реформы стала угроза нездоровой конкуренции среди педагогов, однако на деле все вскоре свелось к сугубо экономическим соображениям. Во-первых, мало кому приглянулась перспектива бесплатно работать лишние часы - о надбавках за дополнительные нагрузки в планах Обамы ничего не говорилось. Во-вторых, преподавателей испугала перспектива лишиться части зарплаты, а то и работы, на основании успеваемости учеников. Это соображение понять нетрудно, особенно при условии, что в общеобразовательных школах, в отличие от платных, всегда находится достаточное количество детей, мало мотивированных на учебу. Ставить благосостояние педагога в прямую зависимость от этих учащихся многим показалось решением довольно непродуманным.

Так что глухое сопротивление предложениям Обамы ощущалось и ощущается во многих штатах и городах, однако именно в родном для президента Чикаго дело дошло до открытого противостояния. Не последнюю роль сыграла позиция мэра города Рама Эмануэла - бывшего главы президентской администрации и близкого соратника Обамы.

Возглавив Чикаго в мае 2011 года, Эмануэл сразу же перешел в наступление на устаревшую систему школьного образования. В планы градоначальника входило как можно скорее увеличить преподавательскую нагрузку (на 75 минут в день в начальных классах и на 30 минут в старших) и увязать учительскую зарплату с успеваемостью.

Учителя выдвинули контртребования. Они настаивали, что при аттестации педагога оценка за успеваемость учеников должна составлять не больше 30 процентов от общей оценки; остальные 70 процентов нужно оценивать исходя из "учительской работы". Кроме того, учителя должны получить право обжаловать результаты аттестации, а преподаватели, работающие в школе первый год, вообще не должны проходить аттестацию. Также педагоги требовали создать в чикагских школах 600 новых мест для преподавателей иностранных языков, рисования, музыки и физкультуры - за счет приема на работу новых учителей можно будет распределить добавленное учебное время, на котором так настаивает мэр. Ну и наконец, учителя просили обезопасить себя трехгодичными контрактами с правом продления и заложенным в них ежегодным 2-3-процентным увеличением зарплаты (за первый год работы школьный американский школьный учитель получает 49 тысяч долларов США).

Переговоры длились почти год - с декабря 2011-го, однако Рам Эмануэл не был настроен на обсуждения и уступки, а, наоборот, всячески настаивал на непопулярных мерах. В результате в сентябре 2012 года собрание профсоюза учителей CTU большинством в 98 процентов голосов приняло решение начать забастовку. 10 сентября около 26 тысяч преподавателей чикагских общеобразовательных школ не вышли на работу - и родителям примерно 350 тысяч учеников пришлось срочно придумывать, чем занять своих детей.

Поначалу Эмануэл наотрез отказывался идти на уступки, но к исходу пятого дня городские власти поняли, что учителя настроены серьезно - забастовка сопровождалась не только невыходом на работу, но и массовыми митингами и пикетами с лозунгами, направленными лично в адрес мэра. Дополнительную пикантность ситуации добавило то, что, будучи ярым союзником Барака Обамы и почти дословно выполняя его директивы в области образования, Эмануэл на самом деле совсем не добавляет президенту очков - и это всего за несколько недель до выборов.

Дело в том, что школьная реформа Обамы не очень хорошо сочетается с традиционным подходом Демократической партии (если говорить коротко, то от демократов ждут бесконечных денежных вливаний в образовательную систему и в бюджетный сектор вообще). В частности, поэтому профсоюзы, в том числе и учительские, - традиционно демократический электорат. Что интересно, до выборов 2008 года Обама не особенно распространялся о своих грандиозных планах в области школьного образования - надо думать, как раз чтобы не тревожить избирателей. Еще один показательный момент: в конфликте между чикагскими учителями и властями города на сторону мэра встал республиканец Пол Райан - кандидат в вице-президенты США, который избирается в паре с Миттом Ромни. В итоге один из лозунгов бастующих учителей: "Голосовали за Обаму, а получили Рамни", - благо имя мэра созвучно с фамилией республиканского кандидата в президенты.

Так или иначе, в конце недели руководству чикагского профсоюза учителей наряду с очередным призывом немедленно вернуться на работу был предложен список уступок. Что конкретно в нем содержалось, неизвестно, но этого, видимо, не хватило - на профсоюзном собрании в воскресенье предложение было отвергнуто под предлогом того, что всем бастующим учителям нужно подробно ознакомиться с предложением. В понедельник забастовка продолжилась.

Рам Эмануэл ответил на это новым решительным наступлением - объявил, что учителя протестуют нелегально (дескать, законодательство позволяет педагогам бастовать только в связи с вопросами, связанными с зарплатой), и подал на бастующих в суд. Совершенно очевидно, что противостояние с учителями и профсоюзами превратилось для мэра в персональный крестовый поход: видимо, мэр хочет остаться в истории города человеком, который добился необходимых изменений, не испугавшись настоять на непопулярной реформе.

Судья, однако, отказался поддержать воинственное поведение Эмануэла (которого учителя, разумеется, тут же объявили агрессором, покусившимся на их демократические права) и назначил слушание на среду. На вторник, при этом, назначено новое собрание, по итогам которого профсоюзное руководство должно окончательно определиться с судьбой компромиссного соглашения.

Скорее всего, какое-то решение будет принято уже в ближайшие дни: события достигли той стадии, когда затягивание забастовки не выгодно ни одной из сторон. Пока что общественное мнение в демократическом Чикаго на стороне учителей, и эскалация конфликта бьет по рейтингу мэра и - косвенно - по рейтингу Обамы. Однако по мере того, как идут дни, терпение родителей, которым вторую неделю приходится придумывать, куда бы пристроить детей, грозит истощиться. До сих пор Барак Обама старался дистанцироваться от конфликта - давал понять, что следит за ситуацией, но подчеркивал, что не намеревается давить ни на бывшего советника, ни на профсоюз. Но если стороны не смогут договориться, президенту явно придется вмешаться - и понятно, что накануне выборов у профсоюзов куда больше шансов получить поддержку Белого дома.

Мир00:0117 августа

Опасный пассажир

Он угнал самолет, получил выкуп и исчез в небесах. Его выдали тайные шифры