6 ноября в США состоятся президентские выборы. За кресло хозяина Белого дома будут бороться действующий президент Барак Обама и бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни. Согласно последним опросам, шансы обоих кандидатов на победу примерно равны. Для Обамы выборы станут своего рода референдумом по оказанию доверия. "Лента.ру" подвела итоги четырехлетней работы президента США.
Предвыборная кампания в стране длится уже больше года. Все это время на первом плане в борьбе между кандидатами остается экономика, состояние которой оставляет желать лучшего. Именно экономику Барак Обама и Митт Ромни (а также их партнеры Джо Байден и Пол Райан) в основном обсуждали на телевизионных дебатах. Именно ей посвящены речи, с которыми президент и его оппонент обращаются к своим избирателям. И именно в области управления экономикой Обама, согласно опросам, проигрывает в глазах американцев своему противнику, который ставит президенту в вину чуть ли не развал страны.
К моменту вступления в должность в 2009 году Обама получил от своего предшественника Джорджа Буша-младшего экономику, находившуюся в состоянии глубочайшей стагнации. Согласно сведениям министерства торговли, падение объема реального внутреннего валового продукта (ВВП) началось еще в первом квартале 2008 года, составив 1,8 процента. В последние три месяца года ВВП сократился уже на 8,9 процента, что стало рекордным снижением с 1958 года: тогда за первый квартал показатель снизился на 10,4 процента.
В оправдание Буша стоит отметить, что кризисные явления в США стали проявляться на фоне экономического спада во всем мире. Впрочем, тем сложнее оказалась задача, поставленная перед новым президентом. Негативную тенденцию администрации Обамы удалось переломить в первый же год своей работы: в третьем квартале 2009 года реальный ВВП увеличился на 1,4 процента. Впоследствии экономика США продолжала расти в среднем на 2,2 процента за квартал. Самыми неудачными оказались первые три месяца 2011 года - тогда реальный ВВП вырос всего на 0,1 процента. В целом же Обама справился с задачей по выведению экономики страны из штопора.
Уровень безработицы (в месячном выражении), по данным министерства труда, начал расти еще во время пребывания на посту Буша. Ухудшение ситуации пришлось на последние два года его работы (2007 - 2008). В 2007 году увеличение было незначительным: 5 процентов в декабре против 4,6 процента в январе. Однако в следующем году тенденция была налицо: если в январе 2008 года уровень безработицы составлял 5 процентов, к декабрю он увеличился до 7,3 процента.
В 2009 году, когда Обама приступил к работе, тенденция продолжилась: в начале года без работы оставались 7,8 процента американцев, в то время как в конце - уже 9,9 процента. Впрочем, это было пиковое значение: выше этого уровня показатель поднимался только в октябре 2009 года, составив 10 процентов. Позже безработица, хоть и не непрерывно, но все же снижалась. Так, к концу 2010 года ее удалось сбить до 9,4 процента, к декабрю 2011 - до 8,5 процента, а в сентябре 2012 года без постоянной занятости оставались 7,8 процента жителей.
Таким образом, по чисто формальному признаку уровень безработицы при Обаме не изменился, составив как в начале, так и в конце его срока 7,8 процента. На самом же деле администрации нынешнего президента удалось переломить негативную тенденцию, начавшуюся еще во время работы его предшественника и вылившуюся в повышение показателя, ставшее рекордным с 1983 года, когда без работы оказалось 10,4 процента населения.
Одним из главных пунктов критики в адрес Обамы является неконтролируемый рост государственного долга. К сентябрю 2012 года он был зафиксирован на уровне 16,015 триллиона долларов, в очередной раз обновив исторический рекорд. Действительно, показатель стабильно рос на протяжении неполных четырех лет пребывания президента на своем посту. При этом в год, по сведениям администрации президента США, его объем стабильно увеличивался в среднем на полтора триллиона долларов, в связи с чем Белому дому пришлось с боем добиваться повышения лимита задолженности до уровня 16,394 триллиона долларов. Впрочем, подобная процедура является для США стандартной, поскольку госдолг непрерывно увеличивается вот уже 43 года: в последний раз он показал отрицательную динамику только в 1969 году. С тех пор этот показатель вырос в сорок с лишним раз.
Когда в 2000 году к власти пришел Джордж Буш-младший, государственная задолженность составляла 5,6 триллиона долларов. Почти сразу же темпы ее прироста побили все рекорды: в год заимствования увеличивались не менее чем на 500 миллиардов долларов, а в 2008 году - сразу на триллион. В итоге к моменту вступления в должность Обамы долг уже превышал 11 триллионов долларов.
Пытаясь справиться с последствиями экономического кризиса, новый президент при поддержке тогда еще контролируемого демократами Конгресса принял ряд программ, предусматривающих значительное повышение госрасходов. И, хотя они были распределены на несколько лет вперед, эта политика привела к дальнейшему росту бюджетного дефицита, а следовательно, и государственного долга. После того как в 2010 году демократы потеряли контроль над Палатой представителей, Белому дому пришлось пойти на уступки республиканцам и принять компромиссный план по сокращению госрасходов, рассчитанный на десять лет.
Однако, несмотря на эти усилия, уровень задолженности, как прогнозируется, продолжит увеличиваться. Кроме того, сокращению поступлений в бюджет способствовал еще один компромиссный проект, принятый в 2010 году и рассчитанный на временное снижение налогов. В результате в связи с продолжающимся ростом государственной задолженности в августе 2011 года кредитный рейтинг США впервые за историю страны оказался снижен. Правда, на такой шаг пошло только одно агентство - Standard & Poor's, которое понизило рейтинг с "AAA", то есть максимального, на одну ступень - до "AA+".
Еще одним ключевым пунктом критики президента является принятая им реформа здравоохранения, за которой прочно закрепилось прозвище Obamacare. О том, насколько проект считается противоречивым, свидетельствует тот факт, что для его принятия Конгрессу, обе палаты которого до конца 2010 года контролировались демократами, понадобился целый год. Более того, во время финального голосования в марте 2010 года в Палате представителей против реформы голосовали не только противники президента, но и его соратники.
Суть реформы сводится к обеспечению медицинскими страховками максимального числа жителей США. В основном расширение охвата системы страхования должно произойти за счет малоимущих, которые не могут позволить себе тратиться на дорогое лечение. Однако метод достижения таких результатов понравился далеко не всем американцам. Теперь они должны будут приобрести полисы в обязательном порядке. Тем, кто самостоятельно купить их не в состоянии, власти предоставят субсидии. Однако в случае отказа нарушителям грозит штраф.
Поводом для критики проекта стало не только положение об обязательном приобретении полисов, но и финансовая сторона вопроса: ожидается, что всего на реализацию проекта уйдет более триллиона долларов. При этом критиков не устраивают прогнозы, согласно которым в долгосрочной перспективе реформа обернется экономией средств. В итоге проект потребовали признать неконституционным, однако в июне 2012 года Верховный суд оставил почти все его положения без изменений.
Когда Обама еще только баллотировался в президенты, он уже тогда не скрывал лояльного отношения к представителям сексуальных меньшинств. Правда, если в бытность сенатором он заговаривал даже об узаконивании однополых браков, то к моменту избирательной кампании Обама несколько притормозил риторику. Однако уже тогда он пообещал отменить запрет на открытое несение военной службы геями и лесбиянками (принцип Don't Ask, Don't Tell - "Не спрашивай, не говори"). Избравшись президентом, Обама не сразу смог выполнить обещание: против его инициативы выступили законодатели. Но после того как в дело вмешался Пентагон, конгрессмены и сенаторы все же пошли на уступки, и осенью 2011 года запрет был официально отменен. Что же до однополых браков, то в итоге президент все-таки официально выступил в их поддержку.
Тем временем скандалом обернулась инициатива Обамы, коснувшаяся другого острого вопроса, по поводу которого между демократами и республиканцами существуют противоречия, - контрацепции. В начале 2012 года президент объявил о введении новых норм, обязывающих все учреждения включать женскую контрацепцию в пакеты медицинского страхования сотрудников. Наибольшее возмущение это требование вызвало у организаций, связанных с католической церковью, которые из программы исключены не были. В итоге Обама пошел на компромисс, пообещав, что за средства контрацепции для сотрудниц католических учреждений будут платить страховые компании, однако по большому счету этот шаг конфликт так и не уладил. Причем против президента выступили не только республиканцы, традиционно осуждающие любые меры предотвращения и прерывания беременности, но и часть демократов.
Еще одним сложным вопросом, с которым столкнулся Барак Обама, стала нелегальная иммиграция. Традиционно демократы выступают с более мягких, нежели республиканцы, позиций, утверждая, что хотя бы часть нелегалов можно оставить в стране, так как они способны принести обществу пользу. Практически такая позиция выразилась во внесении в Конгресс еще в 2001 году проекта (так называемого DREAM Act), предусматривающего легализацию детей незаконных иммигрантов, а также тех нелегалов, которые получают в США образование или проходят службу в вооруженных силах. До сих пор этот документ так и не был принят. Пытаясь найти решение, администрация президента сперва объявила, что депортировать из страны будут только тех нелегалов, которых признали виновными в совершении уголовных преступлений. А в 2012 году Обама принял программу, согласно которой депортация 1,7 миллиона молодых людей, находящихся в стране незаконно, будет отложена на два года. Правда, в ряде штатов по-прежнему действуют местные законы, направленные против нелегалов, которые Вашингтону не удалось оспорить.
В числе предвыборных обещаний Обамы было закрытие тюрьмы на базе в Гуантанамо, ставшей символом жестокого обращения американцев с подозреваемыми в терроризме. Вступив в должность, президент пообещал, что узников тюрьмы переведут на территорию США уже в январе 2010 года. Однако, несмотря на поддержку со стороны обеих палат Конгресса, стало ясно, что так быстро претворить планы в жизнь не удастся. В частности, против принятия у себя опасных преступников выступили местные власти. Кроме того, руководство страны никак не могло решить, как быть с теми узниками, обвинения которым еще не были предъявлены. В 2010 году Палата представителей, к тому моменту уже контролируемая республиканцами, отказала администрации президента в финансировании транспортировки заключенных Гуантанамо, блокировав таким образом весь проект по закрытию тюрьмы. Решение, которое позволило бы выполнить план президента, не найдено до сих пор.
Среди наиболее громких достижений Обамы на международной арене стало выведение американских войск из Ирака, где они участвовали в боевых действиях с 2003 года. Будущий президент выступал за прекращение войны в этой стране, когда еще работал в Сенате. Соответственно, возвращение военных домой стало одним из его предвыборных обещаний. В августе 2010 года президент объявил о завершении войны и выводе из Ирака всех боевых подразделений. Правда, там по-прежнему оставались 50 тысяч военных, в задачи которых входило обеспечение безопасности дипломатов и обучение иракских сил безопасности. В декабре 2011 года вывод американских войск был окончательно завершен. Впрочем, после того как американцы покинули Ирак, ситуация в стране, и до этого далекая от спокойствия, еще больше дестабилизировалась: сообщения о жертвах многочисленных терактов стали почти что обыденностью.
Вторым крупным фронтом стал Афганистан, военную кампанию в котором вооруженные силы США ведут с 2001 года. Одновременно с выводом войск из Ирака Обама задумал временное увеличение группировки войск в Афганистане с целью усиления давления на движение "Талибан". В 2009-2010 годах в страну был отправлен дополнительный контингент общей численностью 33 тысячи человек, который был выведен оттуда через два года. Ожидается, что оставшиеся в Афганистане 68 тысяч американских военных покинут его к концу 2014 года. При этом, как и в случае с Ираком, говорить об удачном выполнении миссии по стабилизации ситуации в Афганистане не приходится.
Несмотря на кампанию по постепенному отказу от участия в боевых действиях, в марте 2011 года Обама санкционировал отправку сил ВМС и ВВС в Ливию, где уже несколько месяцев шла ожесточенная гражданская война. И хотя операция не предполагала участия американцев в сухопутных сражениях, действия президента вызвали скандал в США: оказалось, что глава государства принял решение об отправке войск практически единолично, поставив Конгресс в известность задним числом. Впрочем, хотя среди критиков президента звучали угрозы вплоть до импичмента, никаких карательных мер в отношении Обамы принято не было. В октябре 2011 года Муаммар Каддафи был убит, и в том же месяце операция, руководство которой осуществляло НАТО, была завершена.
В марте 2009 года власти США объявили о перезагрузке отношений с Россией, для чего американский госсекретарь Хиллари Клинтон и российский министр иностранных дел Сергей Лавров вместе нажали символическую кнопку (правда, по ошибке вместо "перезагрузки" на ней значилась "перегрузка"). В том же году Москва разрешила Вашингтону использовать российское воздушное пространство для транспортировки военных грузов в Афганистан, а в апреле 2010 года Барак Обама и российский президент Дмитрий Медведев подписали новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), пришедший на смену истекшему.
Однако, несмотря на перезапуск отношений, между странами остается целый спектр нерешенных вопросов. Один из них - размещение американской системы противоракетной обороны (ПРО) в Европе. Изначально, когда Обама выразил намерение сократить масштабы программы, казалось, что улаживание разногласий не за горами. Однако в итоге, после того как США отклонили предложение Москвы о создании объединенной с НАТО системы, переговоры зашли в тупик. Причиной стал отказ американцев давать юридические гарантии ненаправленности системы ПРО против России. Между тем попытка Обамы найти выход из тупика обернулась для него скандалом: приватный разговор, в котором американский президент пообещал Медведеву, что после выборов в США у него будет больше возможностей проявить гибкость в переговорах по ПРО, случайно оказался записан и был пущен в эфир.
Кроме того, между двумя странами остаются разногласия относительно политики в отношении Сирии, где уже больше года продолжается гражданская война между сторонниками и противниками президента Башара Асада. В то время как США вместе с западными союзниками настаивают на принятии в Совете безопасности ООН жесткой антисирийской резолюции, Россия при поддержке Китая эти инициативы последовательно блокирует, пользуясь правом вето. В Москве убеждены, что любое иностранное вмешательство в дела Сирии лишь усугубит и без того тяжелое положение. На Западе же уверены в том, что, отклоняя резолюции, Россия всего лишь защищает свои экономические интересы.
Сильное недовольство Москвы вызвало и намерение властей США принять закон, предусматривающий запрет на въезд в страну российских официальных лиц, которые считаются причастными к гибели в СИЗО юриста Hermitage Capital Management Сергея Магнитского. Масла в огонь подлило желание законодателей увязать принятие проекта с отменой поправки Джексона-Вэника, формально ограничивающей российско-американскую торговлю. Впрочем, отсутствие "закона Магнитского" не помешало Госдепартаменту еще в 2011 году заявить о том, что в отношении фигурантов соответствующего дела уже существует директива, запрещающая им выдачу виз. Российские власти в связи с этим предупредили Вашингтон, что ответ может не быть симметричным.
Последним крупным событием в отношениях Вашингтона и Москвы стало закрытие российского представительства американского Агентства по международному развитию (USAID). По утверждениям представителей организации, которая в том числе занимается поддержкой НКО, требование о прекращении деятельности пришло из Кремля. Российская сторона объяснила решение тем, что агентство пыталось влиять на политические процессы в стране, в том числе на выборы.
1 мая 2011 года Барак Обама объявил о ликвидации лидера "Аль-Каеды" Осамы бин Ладена. Бывший "террорист номер один" был убит в пакистанском городе Абботтабад, где он длительное время скрывался в доме-крепости. Операцию Вашингтон не согласовывал с Исламабадом, полагая, что власти Пакистана, которые американцы подозревали в связях с террористами, могут предупредить лидера "Аль-Каеды". Смерть бин Ладена действительно стала знаковым событием, однако для террористической сети с ее рыхлой структурой это оказалось не таким уж сильным ударом. Между тем операция ухудшила и без того непростые отношения США с Пакистаном, который во времена Джорджа Буша-младшего был объявлен союзником Вашингтона в борьбе с терроризмом. В результате после ряда других инцидентов в ноябре 2011 года Исламабад запретил транспортировку через территорию страны американских грузов для Афганистана. Добиться возобновления поставок удалось только в июле следующего года.
В начале 2012 года Барак Обама представил план новой военной стратегии. Помимо переориентации стратегических интересов (Вашингтон стал активно интересоваться Азиатско-Тихоокеанским регионом, где главной геополитической силой является Китай) одним из основных пунктов плана стало сокращение численности вооруженных сил - в особенности сухопутных сил (Армии), а также Корпуса морской пехоты. Уменьшение размера, согласно планам, должно быть компенсировано сменой боевой тактики, предусматривающей повышение мобильности войск, а также их техническую модернизацию. Несмотря на заверения в том, что первопричины реформы кроются в геополитических процессах в мире, не последнюю роль в сокращении вооруженных сил, возможно, играет вынужденное урезание оборонного бюджета, вызванное экономическим кризисом.