Россия
00:49, 3 ноября 2012

Золотое Толокно Вокруг Pussy Riot начались конфликты из-за денег

Группа Pussy Riot в очередной раз оказалась в центре скандала. По сравнению с панк-молебном в храме Христа Спасителя, последовавшим за ним судебным процессом и спорами вокруг него это, конечно, не скандал даже, а скорее скандальчик. При этом, по мнению некоторых его участников, речь может идти о тысячах, а то и миллионах долларов прибыли. Получить их сможет тот, кто застолбит за собой права на товарный знак Pussy Riot. Сами же девушки фактически оказались заложницами ситуации - большинство участников процесса настойчиво игнорирует то, что Алехина, Толоконникова и Самуцевич неоднократно выступали против коммерциализации названия своей группы.

Вопрос о защите бренда Pussy Riot впервые широко обсуждался на публике сразу после освобождения Екатерины Самуцевич в начале октября 2012 года. Оставшиеся под стражей Мария Алехина и Надежда Толоконникова написали открытое письмо, опубликованное на сайте "Эха Москвы". Девушки заявили, что после их ареста муж Толоконниковой Петр Верзилов "захватил представительство и принятие решений в группе". Они добавили, что в Pussy Riot никогда не было должности продюсера и все попытки Верзилова ее занять "являются предательскими по отношению к панку и Pussy Riot".

Давая первое после освобождения телеинтервью каналу "Дождь", Самуцевич на вопросы об этом письме отвечала сдержанно. Она выразила удивление по поводу резкой позиции соратниц в отношении Верзилова. При этом, как выяснилось 2 ноября, Екатерина ранее сама настаивала на том, чтобы Верзилов был отстранен от дел группы. В письме, фрагмент которого ради защиты собственного доброго имени выложил в твиттер адвокат Марк Фейгин, Самуцевич пишет Толоконниковой о том, что ее муж "явно превысил грань". "К тебе никаких обид, Петьку видеть противно", - с сожалением подытоживает Самуцевич.


Петр Верзилов(c)AFP

Фейгину пришлось оправдываться в связи с тем, что утром 2 ноября в газете "Коммерсантъ" появилась статья "Панк впрок", автор которой обвинил адвоката в попытках заработать на имени своих подзащитных. По данным издания, в апреле 2012 года принадлежащая жене Фейгина Наталье Харитоновой компания "Веб-Био" подала заявку на товарный знак Pussy Riot. Потом та же фирма, по данным "Коммерсанта", заключила с кинокомпанией Roast Beef Productions Limited соглашение на производство документального фильма "Показательный суд. История Pussy Riot".

В статье уточнялось, что в случае одобрения Роспатентом заявки на товарный знак "Веб-Био" получит право выпускать "фильмы, авторучки, печатную продукцию, в том числе афиши, буклеты и брошюры, а также одежду, значки и игрушки" под брендом Pussy Riot. В том же материале упоминается гипотетический гастрольный тур панк-группы, предложенный ее (предполагаемому) менеджменту. Плановая прибыль от этого проекта оценивается в 600 миллионов евро.

Первой, кто отреагировал на публикацию в "Коммерсанте", стала Самуцевич, которая, по ее словам, раньше слыхом не слыхивала ни про какие фильмы и туры. В связи с этим участница Pussy Riot обратилась к Фейгину с просьбой отказаться от бренда. "Я всегда выражала позицию против коммерческого использования группы. Мы обсуждали только защиту авторских прав. Это обсуждение шло после суда сразу, где-то в августе. То, что будет зарегистрирована какая-то фирма, какие-то договоры, я этого совершенно не знала", - сказала Самуцевич в интервью тому же "Коммерсанту".

Главной же возмутительницей пятничного спокойствия стала тележурналист и новоиспеченный участник Координационного совета оппозиции Ксения Собчак. Она со ссылкой на некоего знакомого журналиста BBC написала в твиттере, что представители Pussy Riot выставили британской телерадиовещательной корпорации ценник в 50 тысяч фунтов за съемку фильма о группе. "Он не знает, была ли эта сумма названа девушками или адвокатами, но ВВС на таких условиях отказались снимать. Фамилию назвал одну - Фейгин", - добавила Собчак.

Также телеведущая направила Фейгину еще одну претензию - якобы он потребовал от Pussy Riot поделиться денежной премией мира (50 тысяч долларов), полученной от Йоко Оно. Фейгин назвал это обвинение "откровенной ложью", добавив, что он и его коллеги Николай Полозов и Виолетта Волкова ведут переговоры с представителями Оно как раз о том, чтобы премия была перечислена непосредственно на счета участниц Pussy Riot. Сами же адвокаты никогда не претендовали на какую-либо часть этих денег, заверил Фейгин.

Ситуацию вокруг апрельской заявки на товарный знак Фейгин подробно прокомментировал в эфире радиостанции "Эхо Москвы". Он подтвердил факт подачи заявки, но подчеркнул, что на тот момент "товарный знак Pussy Riot не имел вообще никакого коммерческого наполнения, это не было ни в каком виде коммерческой операцией". Также Фейгин в очередной раз заявил, что все его действия были связаны с желанием девушек защититься от возможных инициатив Петра Верзилова.

"Нам не стоило, конечно, во все это ввязываться, но к сожалению, это произошло. И сейчас, после всего этого шума, мы выйдем из этой истории вообще: если вдруг в каких-то документах мы - я или супруга - еще фигурируем, этого не будет, я проконсультируюсь еще с юристами", - пообещал Фейгин. "Пусть они сами получают этот товарный знак и занимаются коммерческой деятельностью, если им это надо - Верзилов, Самуцевич", - подытожил адвокат.

Он также отметил, что заявки на регистрацию бренда Pussy Riot поданы во многих странах (Швейцарии, Германии, Великобритании и т.д.), причем совершенно разными людьми и организациями. В этом смысле, как признал Фейгин, представители группы "немного потеряли контроль".


Марк Фейгин. Фото РИА Новости, Рамиль Ситдиков

При этом Фейгин подтвердил тот факт, что его супруга Наталья работает над документальным фильмом о группе. Этот момент, судя по всему, не был согласован с самими Pussy Riot, так как Самуцевич в уже упоминавшемся интервью "Коммерсанту" заявила, что выступает категорически против любых фильмов - как игровых, так и документальных.

Под конец дня история вокруг заявки "Веб-Био" на товарный знак Pussy Riot вроде бы получила логическое завершение. РИА Новости выяснило через сайт Роспатента, что 30 октября заявка на регистрацию бренда была отклонена. Причины отказа Роспатент не уточнил.

Между тем 1 ноября стало известно о том, что продажу футболок с символикой Pussy Riot (без всяких патентов?) начала американская поп-легенда Мадонна. В интернет-магазине на сайте певицы потенциальным покупателям футболок предлагается "поддержать группу", однако не уточняется, идет ли речь о перечислении выручки самим Pussy Riot или чисто моральной поддержке.

Возня вокруг гипотетического состояния Pussy Riot выглядит несколько трагикомично в свете того, что этот панк-проект создавался как принципиально некоммерческий или даже антикоммерческий. Другое дело, что сидящие за решеткой Алехина и Толоконникова фактически не могут повлиять на происходящее, а находящейся на свободе Самуцевич попросту не хватает для этого авторитета.

В интервью "Снобу" адвокат Фейгин также высказал осторожное предположение по поводу того, что Самуцевич может быть заинтересована в дискредитации защитников Pussy Riot. Он отметил, что давление на тройку юристов Фейгин-Полозов-Волкова (они защищают и других оппозиционеров, например, Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева) началось после того, как Самуцевич "вступив в соглашение со следствием, изменила линию защиты и адвокатов".

Что стоит за этой историей на самом деле, понять сложно. Если раньше материалы о "товарном знаке" Pussy Riot публиковала газета (раз и два) "Известия", то теперь подключился "Коммерсантъ", но при этом автор статьи Григорий Туманов почему-то не упоминает в заметке, вышедшей 2 ноября, о том, что заявка, номер которой он назвал в своем тексте, за три дня до этого была отклонена Роспатентом.

Внезапным и удивительным в этой связи выглядит и бурное участие Ксении Собчак в конфликте (по факту междоусобном) между Самуцевич и Фейгиным. Загадочна также роль Петра Верзилова, который то оказывается объектом гневных писем за авторством участниц Pussy Riot, то как верный муж возит в Мордовию продукты для заключенной Нади Толоконниковой. К тому же именно через Верзилова осуществлялись такие акции, как, например, внезапное появление Pussy Riot на концерте Faith No More в Москве. Тогда это вызвало общий восторг либеральной общественности, сейчас же Верзилова вроде как записали в предатели.

Чем-то вся эта сумбурная возня вокруг Pussy Riot напоминает споры и ссоры, сопровождавшие распад легендарной ливерпульской четверки: Джон Леннон ушел из группы, но никому об этом не сказал, а в суд пришлось подавать Полу Маккартни - он и оказался во всем виноват, ну и так далее... От The Beatles героинь этого текста отличает прежде всего бедное музыкальное наследие, но есть и безусловный объединяющий фактор. А именно зловещее присутствие на заднем плане фигуры Йоко Оно.

< Назад в рубрику