6 ноября жители Пуэрто-Рико, территории, ассоциированной с США, но не являющейся их частью, проголосовали за предоставление архипелагу статуса штата. Уже сейчас пуэрториканцы являются американскими гражданами, однако некоторых прав, которые есть у жителей полноценных штатов, они все же лишены. Впрочем, итоги референдума еще не гарантируют того, что Пуэрто-Рико действительно войдет в состав США
Референдум, который может запустить процедуру изменения статуса Пуэрто-Рико, стал не первым. Впервые жителям группы островов, доставшихся США в 1898 году в ходе Испано-американской войны, предложили решить судьбу архипелага еще в 1967 году. Однако пуэрториканцы тогда предпочли сохранить статус-кво, отказавшись как войти в состав США, так и обрести полную независимость. Второй такой референдум состоялся в 1993 году, третий - в 1998-м, и оба раза население проголосовало против изменения положения.
Стоит отметить, что сторонников идеи придать Пуэрто-Рико статус штата с каждым разом становилось все больше. Если в 1967 году такой вариант поддержали 39 процентов голосовавших, то в 1993-м их оказалось уже 46,3 процента, а в 1998-м - 46,5 процента. В ходе последнего голосования, прошедшего 6 ноября, за вхождение в состав Соединенных Штатов высказались больше половины всех принявших участие в плебисците - 61 процент.
Нужно ли Пуэрто-Рико членство в США, вопрос спорный. Попав в зависимость от Соединенных Штатов в 1898 году, в 1917 году жители острова разом получили американское гражданство, что открыло перед ними широкие перспективы, позволив свободно путешествовать по всей Америке. Тогда же территория обрела частичное самоуправление - в дополнение к уже существовавшей палате представителей появился сенат, а в Вашингтоне интересы архипелага стал представлять комиссар-резидент, который, впрочем, до сих пор не имеет права голоса. Нынешний статус Пуэрто-Рико получило в 1947 году, когда был введен пост губернатора, избираемого всеобщим голосованием. Финальным штрихом стало получение территорией в 1952 году своей конституции, которую ратифицировал Конгресс США и в которой официально закреплялась зависимость архипелага от Вашингтона.
Сторонники вхождения островов в состав США утверждают, что это откроет пуэрториканцам доступ к тем правам, которые уже есть у всех жителей Штатов. В особенности они выделяют экономическую составляющую реформы. В частности, апологеты присоединения утверждают, что в составе США архипелаг получит право на федеральную помощь, которой он сейчас лишен. Согласно некоторым оценкам, размер этой помощи может достигать 20 миллиардов долларов в год.
Одновременно, настаивают сторонники присоединения, Вашингтон сможет обеспечить создание на островах новых рабочих мест, притом что уровень безработицы там составляет около 13,6 процента. Для сравнения в США в сентябре 2012 года без работы оставались 7,8 процента работоспособного населения. Впрочем, уровень безработицы в Пуэрто-Рико всегда был высоким: в 1970-1980-е годы он превышал 20 процентов, а самое низкое значение было зафиксировано в сентябре-октябре 2000 года - 9,7 процента. Однако безработицей сложности территории не ограничиваются: с 2005 года ее экономика находилась в стадии рецессии, а в 2011 году увеличилась всего на 1,1 процента. Задолженность Пуэрто-Рико составляет порядка 67 миллиардов долларов. Наконец, около 58 процентов резидентов архипелага предпочли покинуть его и сейчас проживают в США.
Правда, встраивание в экономическую систему США сулит островам не только прибыль, но и убытки, так как на данный момент большинство их жителей не платят федерального подоходного налога, а базирующиеся там компании - корпоративного налога. Поэтому государственные инвестиции, которые Вашингтон будет направлять в Пуэрто-Рико, окажутся явно меньше, чем рассчитывают сторонники присоединения к США.
Протестующие против экономических реформ в Пуэрто-Рико. Фото Reuters
Тем не менее среди аргументов в пользу получения статуса штата есть не только экономические. Один из самых главных - возможность полноценного участия Пуэрто-Рико в политической жизни США. Сейчас жители островов почти не влияют на выборы президента, так как не имеют права принимать участие в голосовании. Единственное, что они могут сделать, - поддержать того или иного кандидата в ходе праймериз, однако вряд ли такое влияние имеет особое значение. Еще одной выгодой для пуэрториканцев, возможно, более важной, станет полноценное представительство в Конгрессе США. Если территория станет штатом, она автоматически получит двоих сенаторов (тогда численность верхней палаты вырастет до 102 человек) и четверых-пятерых членов Палаты представителей (количество членов нижней палаты меняться не будет, что потребует перераспределения представительства других штатов).
Из отрицательных последствий возможного вступления в США, также не связанных с экономикой, - утрата испанским языком его официального статуса, а именно это зачастую называлось одним из главных условий принятия Пуэрто-Рико в состав федерации. Пуэрториканцы откровенно боятся, что с принятием такого требования их земля, имеющая длительную историю, может лишиться культурного наследия. И хотя два официальных языка существуют только в одном штате США, условие о понижении статуса испанского жители Пуэрто-Рико считают несправедливым. Дело в том, что два государственных языка существуют на Гавайях, также имеющих самобытную историю и культуру.
Что же касается самих Соединенных Штатов, то для них выгода от присоединения Пуэрто-Рико может расцениваться скорее как политическая, нежели какая-либо другая. Очевидно, что появление нового, без преувеличения отсталого региона для Вашингтона, который сам переживает не лучшие времена, далеко не подарок: федеральным властям явно придется вытаскивать новичков на более или менее приемлемый экономический уровень. Однако если о готовности дать пуэрториканцам возможность самоопределения традиционно говорят и республиканцы, и демократы, в присоединении островов к США больше заинтересованы все же последние, поскольку жители архипелага очевидно будут именно их электоратом.
Как и выгода от вступления Пуэрто-Рико в США, предметом споров стала и корректность результатов референдума. Дело в том, что на голосование были вынесены два вопроса, причем оба были заявлены как обязательные, то есть наличия прямой связи между ними не предполагалось. В первом случае пуэрториканцев спрашивали, согласны ли они с существующим положением вещей. Во второй части предлагалось выбрать один из трех статусов, который может быть предоставлен Пуэрто-Рико взамен существующего: независимое государство, суверенное ассоциированное государство в союзе с США (своего рода расширенная автономия) и штат США.
Недовольство ряда аналитиков вызвала частичная аннуляция властями тех бюллетеней, в которых на второй вопрос не было дано никакого ответа. Частичная - потому что эти бюллетени не учитывались при анализе распределения ответов только на второй вопрос. Стоит отметить, что в предыдущий раз, в 1998 году, среди предложенных участникам плебисцита вариантов присутствовала графа, позволявшая отвергнуть все перечисленные варианты (аналог графы "против всех" на обычных выборах). И именно эту графу выбрало большинство участников референдума. В этот же раз подобного варианта предусмотрено не было, что не раз было подвергнуто критике за нелогичность: у избирателя фактически не остается никакого выбора, кроме как оставить вторую часть незаполненной, если его не устраивает ни один из предложенных ему вариантов или если он вообще не хочет менять существующее положение вещей.
Барак Обама и Алехандро Гарсиа Падилья. Фото (c)AFP
В итоге аналитики обвинили власти Пуэрто-Рико в преднамеренном искажении итогов референдума. По их мнению, если учесть все забракованные по второму вопросу бюллетени, которых оказалось почти 470 тысяч (26 процентов от всех голосов), то получится, что за предоставление архипелагу статуса штата высказались лишь 45 процентов избирателей, а вовсе не 61 процент. Впрочем, арифметика тут может оказаться несколько сложнее, так как точно неизвестно, сколько именно среди аннулированных бюллетеней было тех, где участников референдума нынешнее положение вещей устраивало. Очевидно, что такие "пустышки" при альтернативном подсчете учитывать действительно не стоит. Однако общий смысл претензии от этого не меняется, так как число сторонников вхождения в состав США и вправду могло оказаться завышенным.
Тем не менее итоги референдума вовсе не означают, что Пуэрто-Рико со дня на день станет 51-м штатом. И дело даже не в том, что с самого начала плебисцит был объявлен как консультационный. Сам по себе такой характер референдума еще не значит, что власти просто примут его результаты к сведению и уберут их под сукно. Как раз наоборот: теперь ситуацией должен заняться Конгресс США, который обязан будет на основе итогов голосования рассмотреть вопрос о принятии Пуэрто-Рико в состав США. Однако тут сдерживающую роль могут сыграть политические предпочтения американских партий. По итогам выборов в Конгресс большинство в его нижней палате сохранили республиканцы, которые в принятии архипелага заинтересованы в меньшей степени, чем демократы. Так что когда дело дойдет до голосования в Палате представителей, вопрос о Пуэрто-Рико может быть решен не в пользу островитян.
Кроме того, с собственной инициативой относительно статуса Пуэрто-Рико собирается выступить новоизбранный губернатор территории Алехандро Гарсиа Падилья (Alejandro Garcia Padilla), который, в отличие от своего предшественника Луиса Фортуньо (Luis Fortuno), настроен против вступления в состав США. В частности, он собирается созвать в 2014 году конституционное собрание, на которое и будет возложена миссия определить будущее архипелага. Учитывая, что республиканцы в Палате общин могут не допустить вступления Пуэрто-Рико в состав США, у его губернатора наверняка хватит времени для претворения своего плана в жизнь. И далеко не факт, что этот план не приведет к независимости островов.